Приведем несколько примеров из [2], иллюстрирующих вышесказанное.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Мелкие и средние исследовательские фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190–200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.
В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании «Мак-Гроу-Хилл» к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.
На заводе по производству автомобильных шин компании «Гудьир» организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.
В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.
Знаменитые автомобили «Тойота» и «Хонда» на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы «Хонда», работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы «Хонда». Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.
Каков механизм работы таких организаций? В [19] говорится, что очень часто подлинными инноваторами выступают небольшие специализированные компании. Многие из них создаются самими учеными, разработавшие новую идею, либо при их непосредственном участии. Новый бизнес начинают сами изобретатели, они создают фирму, которая в течении 3–5 лет поглощает и их собственные сбережения, и полученные в банке кредиты. Если изделие доведено ими до готовности, но нет средств для развертывания его промышленного производства, первопроходцы обращаются к владельцам денежного капитала. Последние готовы инвестировать свои финансовые ресурсы в акции создаваемых корпораций в надежде, что коммерческих успех фирмы резко поднимет стоимость её ценных бумаг, принося дивиденды вкладчикам. Если изделие ждет коммерческий успех, то перед инвесторами венчурного капитала встаёт альтернатива: сохранить за собой или даже расширить пакет акций, тем самым превращая рисковые вложения в обычные, приносящие дивиденды инвестиции, либо продать акции, получив потенциальную учредительскую прибыль.
Пример: судьба корпорации «Эппл компьютер». Основанная в 1976 году и начав с учредительского капитала в 10 тысяч долларов (разработка модели, выход на рынок и гараж, где были собраны первые экземпляры персонального компьютера). Уже в 1978 году объем продаж достиг 7 млн. долл. И ежегодно в среднем он увеличивался на 150%. При переоценке всего объема акций в 1991 году по рыночной цене общая стоимость акционерного капитала чудовищно выросла, достигнув почти 1,2 млрд. долл.
Аналогичный выбор делают и интеллектуальные инициаторы нового дела. Изобретатели, как правило, – плохие бизнесмены. Если же успех все же сопутствовал начинанию, то произошло это благодаря не только совершенствованию идеи, но и деловой хватке профессиональных менеджеров, занятых новой корпорацией. Изобретатель разбогател, но его роль в фирме постоянно меняется. Возможно, он уйдет и вновь обратиться к научной работе, вложив заработанные деньги в какие-нибудь ценные бумаги, приносящие ему стабильный доход. Но инициатор может и остаться. Являясь крупным владельцем акций, руководителем научно-исследовательского отдела фирмы, он сохраняет большое влияние на развитие своего детища.
Зачастую на путь крупного бизнеса встают люди, не довольные своим положением, не нашедшие поддержки во внедрении своих идей на крупном предприятии.
Такова, например, история Джене Амдала, который покинул в 70-е годы ИБМ и основал самостоятельное предприятие. Начав дело на личные сбережения, Амдал вскоре получил финансовую поддержку американских и японских конкурентов ИБМ. «Фудзицу» приобрела 24% акций «Амдал корпорейшн». Японская компания финансировала НИОКР и осуществляла поставку электронных компонентов. В 1984 году японская фирма увеличила свою долю в акционерном капитале до 48%.
«Амдал корпорейшн» вышла на рынок с принципиально новой продукцией – большой ЭВМ, прообразом суперкомпьютера будущего. Через 10 лет фирма «Амдал корпорейшн» имела 3 тыс. служащих и осуществляла продажи суперкомпьютеров на 300 млн. долл. ежегодно. На НИОКР затрачивались десятки миллионов долларов. Доля этих расходов в объеме продаж выросла с 7.7% в 1978 году до 18,4% в 1991. Прибыль корпорация сумела получить только тогда, когда объем продаж достиг 200 млн. долл. Однако Джене Амдал покинул фирму, названную его именем. Попытки знаменитого конструктора основать новое предприятие закончились коммерческим крахом.
Корпорации участвуют в грюндерстве по нескольким соображениям. Во-первых, это связано с доступом к новейшей технологии. Во-вторых, новые фирмы, оставаясь формально самостоятельными, часто расширяют хозяйственный комплекс корпорации, поскольку работают преимущественно по ее заказам. В-третьих, корпорация получает базу в смежных областях, которые могут стать объектом диверсификации в будущем. В-четвертых, риск вложений в новую технологию делится между корпорациями и инвесторами, поставляющими «венчурный капитал». Наконец, подразделения, занимающиеся учредительством, весьма прибыльны.
Ведущим источником венчурного капитала являются в наши дни специализированные фонды, выделяемые кредитными институтами. Первой венчурной инвестиционной компанией стала «AmericanResearchandDevelopmentCorporation», созданная в 40-е годы. Вложения именно этого инвестора в образование «DigitalEquipmentCorporation» позволили начать производство миникомпьютеров, играющих ныне такую большую роль в экономике США.