КАРЬЕРНЫЙ «ЗИГЗАГ» КАК НЕУДАЧА, ДАУНШИФТИНГ ИЛИ «ХОД КОНЕМ»
Реалии современного социально-экономического пространства, выразившиеся в локальных и глобальных кризисах и противоречиях, столкнули многих лицом к лицу с очевидными проблемами, связанными с развитием собственной карьеры, сохранением достигнутого карьерного уровня или поиском нового «места под солнцем». Реструктуризация и банкротство компаний, сокращение персонала, ставшие естественным следствием кризиса, заставили задуматься о стратегических карьерных планах и тактике движения по служебной лестнице даже тех, кто не попал в эпицентр этих событий.
Сегодня уже многие столкнулись с вынужденным сокращением уровня доходов, разделяя участь довольно большого количества людей, «задетых» кризисом и поневоле «затягивающих пояса». Уменьшение размера заработной платы при этом стало не единственной переменой в их профессиональной жизни: во многих случаях оно было сопряжено с понижением в должности и статусе и даже с их полной утратой.
Безусловно, все по-разному переживают непростые времена. Одним людям довольно сложно принять эти перемены и потери, тем более, если они вынужденные и незапланированные.
Для других эти изменения стали импульсом к пересмотру жизненных ориентиров, планов, системы ценностных установок. Третьи подошли к этим переменам в том числе и как к возможности найти для себя что-то новое, восприняли их как ресурс для оптимизации своей профессиональной жизни и карьеры.
В любом случае все эти три категории людей оказались на перепутье - в условиях карьерного «зигзага» (КЗ). В этом смысле подобную карьерную ситуацию можно рассматривать в трех ракурсах: 1) КЗ как неудача; 2) КЗ как дауншифтинг; 3) КЗ как «зигзаг удачи», дополнительная возможность или же как осознанный, грамотный «ход конем».
ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРНОГО «ЗИГЗАГА» КАК НЕУДАЧИ
Рассмотрим более детально некоторые психологические факторы (эффекты), которые в своей совокупности негативно влияют на эмоциональное состояние человека, попавшего в ситуацию КЗ, и приводят к результату, который можно обозначить как переживание личной и карьерной неудачи.
1. Эффект «черной метки» (опасение, что на тебе «поставят крест»). Один из ключевых вопросов, возникающих у некоторых людей в данных обстоятельствах: «Как посмотрит мой очередной работодатель (его HR-менеджер, мои коллеги, специалист кадрового агентства и т.д.) на то, что в моем резюме теперь отмечено понижение в должности?» Действительно, этот факт часто является решающим при отборе сотрудников, их назначении на те или иные позиции, а также их оценке с точки зрения потенциального развития, поэтому подобные опасения небеспочвенны.
Как правило, этот эффект наблюдается у людей, обладающих прежде всего такими качествами, как перфекционизм, высокая требовательность к себе и окружающим (отсутствие права на ошибку), неуклонное стремление к совершенству.
2. Эффект «изгоя» (боязнь общественного мнения).
В данном случае появлению негативных переживаний, связанных с изменениями в карьере, способствует «благоприятная» социальная почва, психологический эффект конформности (желание быть таким же, как все). Подобного рода реакции обычно свойственны такому типу людей, которым важно во что бы то ни стало «сохранить лицо» в обществе и которые постоянно оглядываются на то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Зачастую данный эффект носит бессознательный характер и проявляется как набор негативных эмоциональных реакций и дискомфортных физических состояний, желание скрыться от посторонних глаз.
3. Эффект «тоннельного мышления». Человек, попавший в ситуацию КЗ, становится жертвой собственного упрощенного восприятия карьерного пути как графика только прямого и восходящего. В данном случае проблемой являются не только жесткие карьерные установки, но и преобладание у человека левополушарного (логического) типа мышления над правополушарным (оригинальным, творческим), что определяет соответствующий подход к развитию своей карьеры. У таких людей, как правило, наблюдаются повышенная тревожность при попадании в незапланированные ситуации и обстоятельства.
4. Эффект «несбывшейся мечты». В этом случае страдают люди, обладающие, казалось бы, несовместимыми качествами. С одной стороны, это амбициозные прагматики, мыслящие свою жизнь исключительно в рамках карьерного и финансового роста, с другой - неисправимые романтики, мечтающие о «райских кущах».
5. Эффект «потерянного счастья». В данном случае переживания, как правило, связаны с разрушением важнейших для человека сторон жизни, которые являлись «несущими стенами» его жизненного пространства. Прежде всего речь идет о потере достигнутого материального уровня, позволявшего удовлетворять базовые потребности (начиная с продуктов питания, жилья, медицинских услуг, отдыха и заканчивая уважением окружающих и вхождением в определенные социальные круги).
6. Эффект «потери насиженного места». Этот фактор особенно остро переживается теми людьми, которые потратили много сил, для того чтобы «добраться» до заветной должности, материального уровня и пожить спокойно. Рюкзаки и удобная обувь для дальних переходов выброшены (сколько можно их носить!?), мышцы отвыкли от нагрузки, а мозг утратил способность ориентироваться на местности. Для таких людей потеря карьерной стабильности, КЗ подобны стихийным бедствиям, и те из них, кто преодолевают возникшие сложности, имеют шанс вновь обрести «форму» и измениться, в том числе с пользой для карьерной перспективы.
7. Эффект «падения с семейного пьедестала».
В определенной степени этот эффект связан с боязнью общественного мнения, но в данном случае главными выразителями последнего становятся близкие и родственники. Для них такой человек всегда является примером в жизни, носителем принципов успешности, стойкости, силы, прилежания, ответственности, крепос ти семейной системы. «Что я скажу своим де тям?» - основной и самый трагический вопрос, который задает себе человек в обстоятельствах КЗ.
Поиск ответов на подобные вопросы, как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями, которыми он не может поделиться с близкими, ожидающими от него проявлений стойкости и силы. Эта категория людей входит в группу высокого риска возникновения психосоматических заболеваний.
Вероятно, данный список можно было бы продолжить, но описанные эффекты, на наш взгляд, являются основополагающими для «синдрома неудачи», а также «синдрома жертвы» и «синдрома мстителя». Различного рода расстройства здоровья, вызванные таким стрессом и долговременными негативными эмоциональными состояниями, трудности в установлении социальных контактов - закономерные следствия «синдрома неудачи».
ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРНОГО «ЗИГЗАГА» КАК ДАУНШИФТИНГА
Традиционное определение дауншифтинга звучит следующим образом: это сознательное понижение человеком карьерной планки, материального достатка, должностного и социального статуса в связи с субъективным переживанием своего положения как навязанного извне, несвойственного данной конкретной личности.
Это явление (а точнее, понятие), сравнительно недавно «перекочевавшее» к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо русскому человеку по многочисленным историческим фактам: «опрощение», «толстовство», «хождение в народ», отказ от власти и денег и уход в монастыри и скиты, сложение царских полномочий - вот далеко не полный перечень примеров дауншифтинга «по-русски».
Совершенно неслучайно в современном, в частности российском, бизнесе дауншифтинг получил широкое распространение. Один из его вариантов - стремление деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью и статусом, нет необходимости в контроле неконтролируемых бизнес-процессов, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форсмажорных обстоятельств различного масштаба и т.д.
Подобный уход, выглядящий в некоторых случаях как «отключение» от всех проблем, например, с помощью алкоголя, экстремальных развлечений, полной смены окружающей обстановки (как вариант - жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке), в известной степени вынужденный шаг.
Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на карьеру, и на потребности, и на статус, и вообще на жизнь. К тому же причины глобального кризиса, плоды которого мы уже начали пожинать, заключаются в том числе и в нежизнеспособности старой психологической модели социально-экономических отношений.
Очевидно, что в условиях функционирования этой модели количество порождаемых ею противоречий переходит в качество, т.е. в глобальный социально-экономический коллапс. Несостоятельность некоторых психологических установок и стереотипов, в рамках которых главным образом и существовал до сегодняшнего дня бизнес («Цель бизнеса и карьеры - прибыль», «В бизнесе и карьере не обойтись без манипуляций другими людьми» и т.д.), становится все более очевидной.
Некоторые люди, попавшие в жесткие условия построения карьеры, начинают «на собственной шкуре» чувствовать, что бизнес, задача которого приносить прибыль, не существует сам по себе: бизнес «делает» человек, и эта связка неразрывна.
Но деловые люди, чья основная цель - строить карьеру, «выколачивая» из всего деньги, это еще и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на ее качество.
Карьера, статус, уровень благосостояния, безусловно, могут быть значимыми факторами, играющими важную роль в процессе удовлетворения человеком своих потребностей, но не единственными, особенно если речь идет о максимально полной самореализации.
Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса («кто кого»), помимо чувства радости от удовлетворения своих потребностей, азарта от «охоты» и игры «на миллиарде», упоения от погони за властью и статусом, потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт (а как иначе, если на тебя все время кто-нибудь «охотится» и эта «охота» является основным и неизменным содержанием жизни): дискомфорт, оттого что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя; боль и страх, оттого что рано или поздно ты становишься «добычей» более проворного «охотника»; путаница, оттого что непонятно, как вообще можно строить жизнь иначе.