Российскими учеными предложено несколько классификаций консалтинговых услуг [3]:
1) с точки зрения предмета консультирования - попредметная классификация;
2) с точки зрения метода консультирования - методологическая классификация.
Попредметнаяклассификация более распространена, поскольку она понятнее потребителям консалтинговых услуг. В соответствии с ней консалтинговые услуги квалифицируются в зависимости от тех разделов (элементов) менеджмента, на которые они направлены: общий менеджмент, финансовый менеджмент, производственный менеджмент и т.д.
Что касаетсяметодологическойклассификации, то она профессионально ориентирована на самих консультантов, так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. В соответствии с этой классификацией различаютэкспертное1, процессное и обучающееконсультирование.
Для классификации видов оказания консультационных услуг предлагается также три критерия [4]:
1) по критерию профессиональной специализации консультантов - оказание консультационных услуг по общему управлению и организационному развитию, кадрам, административному, финансовому управлению, маркетингу, организации производства, информационным технологиям, а также предоставление специализированных консалтинговых услуг;
2) по целям работы консультанта - оказание консультационных услуг проекта и консультирование процесса;
3) по способу консультирования - оказание консультационных услуг через рефлексию, путем взаимообучения, экспертное консультирование.
Деятельность по управленческому консультированию имеет следующие характерные признаки:
активное участие первых лиц организации;
применение коллективного поиска решений тупиковых задач;
использование системно-мыследеятельностной методологии;
проведение глубокой диагностики;
обучение персонала;
использование всего арсенала активных методов обучения;
многовариантность вырабатываемых решений и их оптимизация;
учет эмоционально-психологической среды в процессе проведения управленческого консультирования.
Специфическими отличиями рынка консалтинговых услуг являются:
нематериальный характер реализуемого на нем товара (услуги);
неопределенность количественных и качественных характеристик товара (услуги);
большой временной разрыв между моментами приобретения большинства предлагаемых услуг и получения покупателем ожидаемого эффекта;
сильная зависимость фактически полученного эффекта от компетенции непосредственных пользователей;
ограниченные возможности для централизованного регулирования рынка.
На рынке консалтинговых услуг работают крупные и средние фирмы (отечественные и зарубежные) и одиночные консультанты. Участников сегодняшнего рынка бизнес консалтинга в России можно разделить на четыре группы [1].
Группа 1 - представители мировой "десятки" управленческого консалтинга. Они работают в России со своими международными клиентами только с единичными российскими предприятиями, финансовые возможности которых позволяют им обращаться к зарубежным консультантам.
Группа 2 - аудиторские фирмы "большой четверки", которые уже сформировали свою базу местной клиентуры. В состав этих фирм входят отделы управленческого консалтинга, которые получают клиентуру от коллег-аудиторов.
Группа 3 - западные консалтинговые фирмы среднего масштаба, успевшие выйти на российский рынок ранее. Средние и низшие звенья в них представлены российскими специалистами. Они отличаются гибкостью и мобильностью, знанием западных технологий и местного рынка. Эти фирмы сумели приобрести крупных западных и российских клиентов.
Группа 4 - российские консалтинговые фирмы, среди клиентов которых есть крупные российские предприятия. Размер гонораров у российских консультантов, как правило, существенно меньше, чем у западных. Это объясняется, во-первых, тем, что на нашем рынке уже много лет работают зарубежные консалтинговые фирмы, в частности "большая четверка", предлагая в основном аудиторские услуги.
Процесс возрождения предпринимательства в России сопровождается появлением множества фирм, предоставляющих одновременно юридические, финансовые, налоговые, информационные, управленческие консультационные услуги.
Наибольшее признание на российском рынке получили филиалы крупных зарубежных консалтинговых фирм и совместные консалтинговые организации "PricewaterhousCoopers (PwC)", "Arthur Andersen", "Ernst & Young", KPMG, "Deloitte Touche", "Tomatsu International" и др., которым российские предприятия отдают предпочтение. Большинство существующих сегодня российских консалтинговых фирм не котируются в деловых кругах. Кроме того, число их постоянно изменяется вследствие прекращения деятельности. Причинами закрытия отечественных консалтинговых фирм прежде всего являются:
финансовые трудности, отчасти связанные с отсутствием клиентов;
поверхностное знание рынка и отсутствие профессионализма в целом; отсутствие высококвалифицированных, специально подготовленных к оказанию консультационных услуг кадров;
ориентация деятельности лишь на ближайшую перспективу;
незаконченность консультирования в связи с отставанием во внедрении нововведений.
В то же время на рынке консультационных услуг наблюдается следующий парадокс: уровень обслуживания клиентов в отечественных консалтинговых фирмах (как крупных, так и малых) выше, нежели в российских представительствах иностранных фирм.
Это объясняется рядом причин [2]:
мягкое бюджетное ограничение, типичное для иностранных фирм, отличается как от жесткого бюджетного ограничения малых российских фирм, когда благосостояние фирмы, оказывающей консультационные услуги, напрямую зависит от эффективности и качества выполнения договоров для частного клиента, так и полумягкого бюджетного ограничения, характерного для крупных российских консультационных фирм, львиную долю договоров которых составляют проекты по линии межгосударственного сотрудничества (например, программы технической помощи); преимущественно это заказы, полученные от западных корпораций. Также надо отметить, что фонд заработной платы персонала в этих фирмах как правило, начисляется в штаб-квартирах компании на Западе и в оперативном плане не увязан с эффективностью функционирования компании (отсутствие премий и т.п.). Накладные расходы также погашаются головной компанией. Все это приводит к тому, что отсутствует характерная для рыночной экономики жесткая зависимость между уровнем квалификации персонала, оказывающего консультационные услуги, и благосостоянием фирмы. Поэтому в российских представительствах западных фирм очень велика доля "случайных людей", имеющих весьма смутное представление о бизнес консалтинге. Жесткое бюджетное ограничение малых российских фирм объективно способствует повышению уровня квалификации персонала;
высокая доля зарубежного персонала в российских представительствах западных фирмы, оказывающих консультационные услуги, объясняется тем что они служат местом "ссылки". Лучшие специалисты остаются в отделениях в Лондоне, Цюрихе, Копенгагене, а худшие едут в Россию. Анализ уровня профессиональной подготовки западных работников этих представительств показывает, что среди них практически нет выпускников элитных высших учебных заведений, а многие вообще не имеют ни экономического, ни юридического образования. Если к этому добавить проблемы, связанные с экономической спецификой той или иной страны, откуда прибыл консультант сферы бизнес консалтинга, то можно заключить, что средний уровень западных "специалистов" - консультантов в России крайне низок, пожалуй, их можно приравнять к персоналу квазиконсультационных фирм;
внутренняя бюрократия: от момента начала взаимодействия с клиентом до подписания договора может пройти порой до полугода. Это объясняется следующим. Во-первых, тем, что менеджеры инофирм, работающих в сфере бизнес консалтинга, вследствие мягкого бюджетного ограничения недостаточно заинтересованы в коммерческих договорах с частными клиентами (по этим договорам надо работать интенсивно, а не "осваивать затраты"). Во-вторых, в большинстве инофирм, работающих в сфере бизнес консалтинга, утвержден весьма жесткий унифицированный бюрократический регламент порядка взаимодействия с клиентом (предварительное общение, составление пространного коммерческого предложения, согласование технического задания), который не всегда оправдан. Фактор внутренней бюрократии весьма болезненно воспринимается российскими клиентами западных консалтинговых фирм.
Современные информационные технологии, возрастание роли компьютера в процессе жизни общества обусловливают повышение значения консалтинга и, что самое важное, значение качества предоставления консалтинговых услуг. У консультантов появилась возможность не просто дать разумный совет своим клиентам, но предложить новую, эффективную информационную систему управления предприятием. К примеру, ни одну из организаций туристской отрасли невозможно представить без компьютерного обеспечения, информационно-консультационной поддержки бизнес-процессов. Так, здесь широко используются компьютерные программы Galileo Rus, Amadeus, Bewotec, Back Office, Mid Office. Компьютерные технологии, а главное их правильный выбор помогают решать многофункциональные задачи в организациях социально-культурной сферы и туризма. В частности, они позволяют увеличить темпы работ и уменьшить число ошибок в деятельности организации. При выборе из предлагаемых информационных продуктов наиболее приемлемого для конкретной фирмы последнее слово принадлежит специалисту. Следовательно, возникает реальная необходимость в его консультационной услуге.
Используя возможности современных информационных технологий, консультант помогает менеджеру предприятия мгновенно подключаться к любым электронным массивам данных и использовать их для успешного ведения дел, активного обучения и повышения квалификации персонала, эффективного управления бизнес-процессами. К примеру, надежный и оперативный информационный обмен между географически удаленными субъектами туристской индустрии необходим для обеспечения качества туристских услуг.