может выдерживать лишь небольшие и кратковременные напряжения, как правило, болезненно реагирует на критические замечания;
с большим трудом овладевает новыми знаниями, быстро их забывает;
часто смущается, в новой обстановке проявляет большую неловкость, тревожность, неуверенность в своих силах;
пассивен, обидчив.
Но склонность к тревоге имеет и положительную сторону: меланхолик запаслив и предусмотрителен.
Меланхолик застенчивый, нерешительный, впечатлительный, склонный к робости, замкнутости, отчужденности, уединению, повышенной эмоциональной ранимости. Накануне каких-либо перемен в жизни волнуется, нередко понапрасну. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн. Если оказывается в трудных условиях, то ему нелегко справиться с новыми задачами. Меланхолик склонен к опасениям по поводу и без повода, с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми.
То, что сметет с пути холерик, не заметит флегматик, обойдет сангвиник, как правило, становится препятствием для меланхолика.
Меланхолику неплохо знать бы возможные опасности в связи с собственным темпераментом и уметь их избегать. Ему противопоказаны сильные или долго действующие раздражители. Но такой недостаток окупается важным преимуществом — большой чувствительностью нервной системы.
В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.
Меланхолика довольно трудно расшевелить, зато потом ему плохо удается контролировать свои эмоции и поведение. Поэтому он больше других нуждается в навыках психологической защиты от перегрузок не только физических, но и интеллектуальных, эмоциональных.
Меланхолику желательно поручать однообразные работы. Отношение к нему должно быть доброжелательное, полностью исключается резкость, замечания следует делать в мягкой форме, желательно наедине. Рекомендуется чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе.
Прежде всего нам необходимо уточнить понятие личности. Понятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как однозначные. Действительно, человек является индивидом, обладает индивидуальностью или неповторимыми, единичными чертами. Считается, что родовой сущностью человека является его способность создавать новое (от примитивных орудий труда до шедевров искусства), творить. Но не всякий человек может рассматриваться как творец, созидатель. Не всякий индивид является личностью.
Если сравнивать вышеуказанные понятия, то самое широкое по объему понятие — «человек» (любой живой организм, принадлежащий к человеческому роду, который роднит его со всем человечеством, с определенными историческими общностями, социальными группами и т.п.), в него как вид входит понятие «человеческий индивид» (человек, наделенный специфическими, уникальными отличиями), в последнее понятие входит понятие «личность».
В философии и психологии есть множество определений личности и разные подходы к ее изучению. Наиболее общие определения:
Личность — человеческий индивид, наделенный развитым самосознанием.
Личность — человек, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений.
Личность — дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.
Личность — устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.
Личность — субъект и объект общественных отношений.
Личность — человеческий индивид, обладающий высоким уровнем развития индивидуальных и социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. В данном контексте понятие личности употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле (неслучайно о достойном человеке говорят: «Это личность!», оценочный смысл вкладывал в свои слова М. Горький: «Человек — это звучит гордо!»).
В отличие от индивида (каковым является от рождения каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей) личность зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием самосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мышления, готовности нести ответственность за свободу действий.
В психологии принят структурный подход к изучению личности, хотя многие исследователи расходятся в трактовке элементов, составляющих эту структуру. Так, психологи С.Л.Рубинштейн и Б. Г.Ананьев выделяют три уровня в структуре личности:
1. Направленность личности, или статус личности в обществе. Проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.
2. Знания, умения, навыки. Приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности. Проявляются в темпераменте, характере, способностях.
В структуре личности как субъекта деятельности автор выделяет способности, талант, сознание, деятельность, знания, умения1.
Наиболее общепризнанной является структура личности, предложенная психологом К. К. Платоновым. Он рассматривает личность как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем, и выделяет четыре подструктуры личности:
1. Направленность. Объединяет социально обусловленные черты личности: мировоззрение личности, индивидуальную картину мира, кругозор, отношения, влечения, желания, интересы, склонности, убеждения.
2. Социальный опыт. Включает знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.
3. Психологические формы отражения. Охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образования, но в некоторой мере детерминируются биологическими свойствами человека, в частности способностями.
4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темперамент, половые, возрастные, индивидуальные психические процессы личности — память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля). Эта подструктура зависит во многом от биологических факторов ее развития.
Эти четыре подструктуры взаимосвязаны между собой и определяют способности человека и его характер. Психологическую структуру личности можно изобразить на следующей схеме:
Если говорить о нравственных началах деятельности человека и условий их формирования, то наиболее важным и ценным является анализ социально-обусловленных черт (1-я подструктура). Направленность личности — система побуждений, определяющая избирательное отношение личности к окружающему: мировоззрение, убеждения, идеалы, интересы, ценностные ориентации, цели, мотивы, потребности.
Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, принципы и идеалы, знания о природе и обществе, которые поняты, осмыслены, прочувствованы и пережиты, в которые человек верит и руководствуется ими в жизни.
Убежденность — особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и выступающее регулятором ее сознания и поведения. Убежденность выражается в глубокой и обоснованной уверенности в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми руководствуется человек, составляет содержание мотивов деятельности, формирует установки личности. Она может выступать как глубокое понимание личностью социально-исторических процессов и своего предназначения, но может носить и отрицательный характер, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость каких-либо принципов, чьего-либо авторитета.
Идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении.
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.
Ценностные ориентации — система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.
Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
Потребности — это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности. Потребности, которые отражают нужды нашего организма, называют органическими, или материальными; потребности, связанные с развитием личности, — духовными. Духовные потребности помогают личности развить свой внутренний мир, получить удовольствие от работы собственной души. Это потребность в самореализации, стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства, потребность в общении, в признании другими людьми, в статусе (определенному положению в обществе), в безопасности.
В психологии различают следующие виды направленности:
1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к коллегам и своим обязанностям, а следовательно, возможно проявление таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тревожность, интравертированность и др.;
2) направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;