Смекни!
smekni.com

Обеспечение кадровой безопасности в сфере высокотехнологичных производств (стр. 7 из 21)

Построение системы кадровой безопасности в сфере высоких технологий имеет свои особенности.

Для того чтобы лучше понять особенности системы кадровой безопасности в сфере hi-tech, нужно понять, кто и как участвует в трудовых отношениях в высокотехнологичных отраслях.

Сложность системы внутренней мотивации, высокий общий уровень образования и мышления сотрудников и в то же время некоторая инертность, закомплексованность, нежелание брать на себя ответственность за результаты – вот основные характеристики многих сотрудников НИИ и лабораторий. Часто встречающееся нежелание заниматься административной работой или отдельными функциями объясняется “зашоренностью” специалиста в пределах своей компетенции, интровертностью работника, его высокой концентрацией на собственно исследовательских функциях и отсутствием соответствующих управленческих навыков (иногда даже просто навыков общения и работы в команде). Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что научное “хобби” исследователя (которое он обычно считает наиболее перспективным) становится основным направлением его деятельности в ущерб основной работе, что говорит о слабой дисциплине. В то же время многие западные компании используют это как средство мотивации – работник, дающий устойчиво высокий результат, может тратить на собственные исследования на оборудовании компании до 15% рабочего времени. Очень многие открытия – результат хобби исследователя. Зачастую имеющее место нежелание обучать помощников и подчиненных является следствием собственной неуверенности, боязни конкуренции. Только скрупулезная, вдумчивая оценка всех свойств, качеств и обстоятельств сотрудника и деликатная коррекция, стимулирование его усилий в нужном компании русле позволит максимально эффективно использовать знания и опыт такого работника.

Еще один тип ученого можно охарактеризовать фразой “талантливый человек – талантлив во всем” – блестящий исследователь, аналитик и практик, корректный, но умелый преподаватель, которого трудно “обогнать” только потому, что он тоже “не стоит на месте”, хозяйственный, настойчивый администратор и представитель всей сформированной им команды, которую он ведет к общей цели… Чаще всего такие люди сами становятся владельцами или совладельцами инновационных предприятий.

Успешность и стремление к полной самореализации не позволяют им “оставаться на обочине” даже в том, что их интересует в малой степени.

Вот как описывает эти типы в одном из своих тестов Институт им. Карла Густава Юнга в Цюрихе (http://koleso.netherweb.com/new/types.htm):

Исследователь

INTJ; Интроверт, интуитивный, мыслительный, решающий.

Очень самоуверенный человек, безгранично верящий в себя и свои силы. Он живет своим внутренним миром, концентрируясь на возможностях и вероятностях предстоящих событий, опираясь на свои логические умозаключения и предпочитая, чтобы вещи и люди приносили какую-то пользу. Решение приходит к нему подсознательно, и как только оно принято, он чувствует облегчение. Он интересуется будущим больше, чем прошлым, и если кратко определять его характер, его можно назвать "строителем системы", то есть человеком, умеющим применить на практике теоретические модели и схемы.

Он абсолютно не признает авторитетов, основывающихся на общественном положении, званиях или прошлых заслугах. Он не подвержен влиянию лозунгов, призывов и разнообразных пропагандистских высказываний. В оценке достоинств какой-то теории он полагается только на свое собственно мнение, невзирая даже на тех, кто отстаивает сходные позиции. Авторитет вообще его не впечатляет.

Однако он склонен следовать определенным правилам, если они полезны, - не потому что он верит в их справедливость, а потому что он по-своему относится к реальности. Он рассматривает реальность как нечто довольно капризное и надуманное. Поэтому реальность можно либо использовать в качестве инструмента для достижения цели, либо игнорировать. Реальность - субстанция ковкая и изменчивая; ее можно и нужно подчинять собственным интересам, она - тот фактор, который усложняет оттачивание идей, и в этом смысле он очень теоретичен. Для него действительность - некий груз в царстве идей. Ни одна идея не является настолько труднодоступной, чтобы над ней нельзя было подумать. Он от природы наделен способностью к "мозговому штурму", всегда открыт к восприятию новых концепций и постоянно ищет их.

Он действует в жизни, как бы участвуя в игре на гигантской шахматной доске, изобретая все новые и новые стратегические и тактические приемы. Он увлекается логикой, но его логика не ограничивается лишь конкретной логичностью. Для него достаточно лишь незначительного интуитивного чувства пока еще не выраженной логики в изучаемой им системе, чтобы не колеблясь стать на путь ее исследования. Достаточно только почувствовать логику вещей. Он всегда видит перспективы развития и последствия применения новых идей и принципов. Он может быть безжалостен в применении системы, не считаясь с затратами времени и энергии. Теории, не находящие применения в жизни, он быстро отметает. Он чувствует себя немного не в своей тарелке, имея дело с "чистым рассуждением". Путеводной звездой в поиске гармонии системы для него служит скорее интуиция, чем дедуктивная логика.

Он стремится к завершенности, всегда помня о последствиях своих действий, всегда глядя в будущее. Идеи имеют для него собственную, независимую ценность, хотя каждая из идей и проходит испытания на применимость и полезность. Трудности лишь подхлестывают его, он любит испытывать свои силы. Такие черты приводят его к профессиональной деятельности, где творческие модели можно претворять в жизнь. В любой профессии он склонен к систематизированию. Он может добиваться одинаково хороших результатов как в роли научного исследователя, так и в роли администратора, способного к воплощению и применению на практике любых идей. Его дело - организовать процесс так, чтобы на практике применить построенные системы.

Он отстаивает свое право думать по-своему: это может и помочь, и повредить его карьере, так же как и его способность игнорировать чужие мнения и желания. Обычно такие люди, как он, достигают ответственных, руководящих должностей благодаря своей способности целенаправленно и неутомимо трудиться, не жалея собственных сил и времени, не жалея в то же время сил и времени своих сотрудников.

Для него чувство гармонии системы является пробным камнем ее истинности. И ее внутреннее содержание, и внешние формы должны быть гармоничны; если он встречается с повторяющимися ошибками в работе, со злоупотреблением человеческими и материальными ресурсами, с нескончаемым бумажным потоком, он не успокоится до тех пор, пока не приведет систему в порядок. Эффективная разработка проектов притягивает его, как магнит. Он часто выбирает профессию инженера; его также привлекает инженерия человеческих душ и отношений. Его можно встретить в ролях, требующих разработки идей, вообще в любой работе, связанной с созданием и применением разнообразных сложных технологий.

Коллеги по работе отмечают, что часто не могут отделаться от странного ощущения, будто он заглядывает им в душу и знает сокровенные их мысли. Это ощущение "прозрачности" в его присутствии приводит к взаимоотношениям с людьми на определенной дистанции. Коллеги часто считают его холодным, неэмоциональным и неспособным к глубокому сочувствию. Из-за своей требовательности к другим наравне с собой он часто выглядит неудовлетворенным и крайне требовательным. Он добивается хороших результатов и в учебе, и в трудовой деятельности. Он может быть преданным делу, лояльным руководителем, но его внимание направлено скорее на поддержание в порядке системы, чем на личные проблемы подчиненных. Поэтому он спокойно относится к текучести кадров (если от этого не страдает система), не слишком переживая по поводу людей. Он склонен хвалить за достигнутое и избегает обсуждать негативные черты чьего-то характера; он предпочитает движение вперед копанию в недостатках.

Как член семьи, он стремится к созданию гармонии в доме и в отношениях с супругой. Он очень независим, предпочитает руководствоваться собственной интуицией в выборе друзей и супруга, даже встречаясь с противоположными мнениями и испытывая давление со стороны окружающих.

На его лице трудно прочесть какие-то эмоции - яркая эмоциональность ему не свойственна. Иногда он кажется холодным, бесчувственным, глухим к мнению окружающих, но на самом деле он даже сверхчувствителен по отношению к тем, кто его окружает. В общении он тоже может проявлять невнимание к окружающим, в частности, он пренебрегает простыми формальностями, позволяющими людям освоиться и чувствовать себя проще. Например, он может в глаза заявить, что потратил время зря на пустую болтовню, и хотя он вовсе не так уж тороплив, может создаться впечатление невежливой поспешности в его поведении. В отношениях с другими он чувствует себя лучше в рабочих ситуациях, чем на отдыхе.

Он не любит физической близости, за исключением немногих избранников.

Как родитель, он постоянен в своей преданности детям, которые очень много значат в его жизни. Он поддерживает своих детей и помогает им встать на собственный путь. Обычно он любит строгую дисциплину - ему не приходится дважды повторять поручения, данные детям или кому-то еще.

Как очень независимый человек, он постоянно нуждается в автономии; безразличие или критика со стороны окружающих не особенно расстраивает его - он тверд в сознании собственной правоты. Он нуждается в возможности уединиться, когда это необходимо.

Больше всего он предпочитает интуицию, но это редко заметно окружающим. Его мышление направлено на деловые отношения с людьми и окружающим миром. Он раним в эмоциональной сфере и может допускать здесь серьезные ошибки.