Кроме этого деления, существует деление организационной культуры на субъективную и объективную. Субъективная культура сформирована разделяемыми работниками образцами предположений, веры и ожиданий, восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами, ролями, существующими вне личности, рядом элементов ''символики'' (герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов). На основе субъективной организационной культуры происходит формирование управленческой культуры, то есть стиля руководства и решения руководителем проблем, их поведения в целом.
Физическое окружение составляет объективную организационную культуру. Это само здание, его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей - в общем все, что принято относить к фирменному стилю.
Фирменный стиль - это набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Вместе с организационной культурой фирменный стиль образует имидж предприятия, то есть то образ, с которым данное предприятие связывается в глазах отдельных людей и общества в целом. поэтому фирменный стиль, как и имидж обладает рядом особенностей:
1. Это социальное явление. Он не существует только на уровне отдельного человека, так как фирма должна быть известна группе людей, а также должна иметь значение для членов этой группы, вызывать к себе интерес, привлекать внимание (в силу выборочного внимания, те есть отсеивающего все лишнее, присущего человеку).
2. Фирменный стиль не обязательно должен быть чем-то заданным, сформированным однажды и навсегда, так как он должен изменятся с изменением в самой организации или в общественном сознании. Однако, при этом следует сохранять ряд констант, с которыми у общества данная фирма связывается особенно прочно.
3. Имидж, а следовательно, и фирменный стиль, активен, то есть способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность, поступки как отдельных людей, так и целых групп.
Формирование впечатления о фирме происходит в ходе личных контрактов человека с фирмой, на основе слухов, циркулирующих в обществе, из сообщений средств массовой информации. При этом весь имидж компании можно разделить на внутренний и внешний, осязаемый и неосязаемый.
Основными характеристиками фирменного стиля считают следующее:
1. Адекватность, правдоподобность - создаваемый фирменный стиль должен соответствовать тому, что есть на самом деле; степень несоответствия должна быть четко определена и органичена. Преувеличения, допускаемые в рекламе не должны превышать рамок здравого смысла, так как если потребитель видит несоответствие между внушаемым и реальным стилем поведения компании, то создаваемый стиль оказывается бесполезным.
2. Фирменный стиль должен быть комплексным образованием. Он состоит не просто из торговой марки, дизайна, девиза или легко запоминающейся картинки. Это должна быть тщательно проработанная биография или история фирмы. Которая несла бы в себе основные качества и ценности фирмы. Ведь осматривая помещение или листая рекламный каталог потребитель не только обращает внимание на мебель или тест и иллюстрации, но и подсознательно составляет систему ценностей, определяет свое место в ней и исходя из этого формирует отношение.
3. Оригинальность - фирменный стиль должен легко распознаваться (особенно среди производителей однородной продукции) и, главное, легко запоминаться.
4. Пластичность - оставаясь неизменным в восприятии потребителей, будучи легко узнаваемым, фирменный стиль должен в то же время меняться, оперативно модифицироваться, откликаясь на меняющиеся экономические, психологические, социальные условия, требования моды.
5. Адресность - фирменный стиль должен привлекать определенные сегменты рынка, потребительские группы.
6. Если предприятие стремиться создать нейтральный фирменный стиль, то есть направленный на разные социальные группы, то лучше чтобы фирменный стиль был ''незавершен''. Неоднозначность, неопределенность подходит для людей с разными вкусами, оставляя простор для собственной фантазии[1].
При оформлении внутренних помещений необходимо придерживаться того же основного правила, что и при выборе зданий: общее впечатление, создаваемое офисом или магазином должно поддерживать те ценности и тот стиль, который компания провозгласила. Так же как и при в случае архитектурного дизайна предприятие, которое производит технику нового тысячелетия не должно оформлять свой зал в стиле середины прошлого века, хотя именно этот стиль наиболее приемлем для банка, имеющего и гордящегося своим опытом длительной работы.
Интерьер помещения также должен отражать функциональные особенности, то есть то, для чего данное помещение предназначено. Если это комната ожидания в больнице или кабинете врача, то во всем мире принято обставлять ее мягкой мебелью, удобной для ожидания посетителем приема врача. Знаком внимания к посетителям будет и столик со свежими журналами. Ну а если это помещение, где работает много сотрудников, либо работники придерживаются стиля быстрой, активной работы и решения вопросов, то мягкая мебель будет уместной только в комнате отдыха, и все помещение должно производить впечатление несколько ''холодного''.
Цветовое оформление внутренних помещений особенно важно, так как необходимо обеспечить не только комфорт посетителям, но и создать оптимальные условия для работы своим сотрудникам. Поэтому необходимо учитывать психофизиологическое воздействие цвета, создавать ''цветовой климат'' помещения.
Так, красный цвет повышает давление, поэтому абсолютно не приемлем в больницах, но подходит для заведений общественного питания, так как хорошо регулирует пищеварение и улучшает аппетит. Во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона, ускоряющие темп работы, а сине-зеленая гамма способна снимать привкус сладости во рту, поэтому применяется для окраски стен внутри кондитерских цехов.
Влияет на окраску стен и характер работы. И то, на какую сторону света обращено помещение. При монотонной работе мебель и окраска стен должны быть ярких бодрящих тонов, а при активной - успокаивающих голубых и голубовато-зеленых. Эти же тона используют, если окна помещения выходят на солнечную сторону, а более теплые (желтовато-бежевый, например) если окна обращены на север или северо-восток.
Потолки в служебных помещениях, центральных и северных районов рекомендуется окрашивать в белый цвет, в южных - в светло-голубой.
В нашей стране существуют ГОСТы 14202-69 и 12.4.025-75, которыми следует руководствоваться при цветовой отделке помещений. Так, в нем говориться, что при отделки служебных помещений, в которых постоянно находятся работающие, целесообразно применять салатный, светло-бежевый, светло-зеленый, светло-голубой цвета, коэффициенты отражения которых равны соответственно 0,7; 0,62; 0,42; 0,45.
Кроме выбора цветовой гаммы, немало внимания необходимо уделить и освещению помещения. Наиболее оптимальным и благоприятным считается естественное освещение. При его использовании необходимо следить, что данный тип освещения обеспечивало освещенность, соответствующую нормативной. Для исключения контрастности остекления с окружающим фоном, а так же при использовании в оформлении интерьера большого количества блестящих поверхностей, необходимо устанавливать на окнах жалюзи, или завешивать окна светорассеивающими шторами. Но при этом, конечно же, окна всегда должны быть чистыми.
Выполнение данных требований в конечном итоге приведет не только к созданию красивого интерьера офиса, но и облегчит работу сотрудников, что, естественно, скажется положительно на их работоспособности, улучшит моральный климат в коллективе и отношение к посетителям. Дизайнер- оформитель должен в первую очередь заботиться о людях и их удобстве. Так как именно они будут оценивать результаты его работы[2].
Исследования показывают, что 83% решений человек принимает, основываясь на визуальной информации. Мы всегда внимательно осмотрим не только офис, но и человека, с которым планируем иметь дело.
Но к сожалению, некоторые компании, сделав дорогой ремонт в здании, расположенном на самой престижной улице города, забывают о такой ''мелочи'', как внешний вид работников. А ведь то, останутся ли клиенты постоянными в огромной степени зависит именно от внешнего вида, для оценки которого бывает достаточно 30 секунд.
При определении стиля одежды делового человека, руководителя предприятия, необходимо помнить, что по одежде определяется уровень респектабельности, надежности и успеха в делах. Но нельзя и подавлять партнеров богатством облика, ''свидетельствующем'' о мощной кредитоспособности. В большинстве промышленно развитых стран мира показная роскошь не только не поднимает имиджа, но даже и поражает сомнения в надежности, серьезности и порядочности[3].
Деловой стиль - это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие. Главное, к чему необходимо стремиться в деловом стиле - общее впечатление аккуратности, опрятности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнеров думать, что столь же ''подтянуты '' вы будете и в делах.
Наиболее предпочтительные цвета делового стиля: