Поскольку аудит занимает главенствующую позицию над остальными процессами, последние должны быть преобразованы до такой степени, чтобы отвечать принципам и подходам аудита: прозрачности, соответствия, достоверности и пр. Другими словами, аудит не только вид предпринимательской деятельности, но и средство влияния в установленном контексте на предпринимательскую среду в доступных ему пределах. Действительно, аудит создает и выполняет требования созданных им структур ответственности. Таким образом, аудит становится доминирующим элементом структуры ответственности.
Традиционные представления финансовой ответственности предполагают, что аудит контролирует правильность ведения бухгалтерских счетов через проверку бухгалтерских книг и подтверждение правильности итога баланса. Финансовый аудит оказывает повсеместно большое социальное влияние, подвергая проверке финансовую деятельность, благодаря выработанным подходам и методикам демонстрирует ответственность клиента при собственной выраженной независимости и нейтральности к результатам. Современные явления в обществе показывают процессы экспорта ценностей аудита для новых сфер применения.
Проектирование аудиторских практик на различные сферы экономической и общественной жизни связано с преобразованиями в организации государственной деятельности.
Эти преобразования не могут быть поняты просто на уровне количественной интенсификации аудиторских методов. Расширение применения аудита как отличительная административная рациональность также воплощает три взаимосвязанные проблематики контроля и управления как невидимость ревизии, политику предупреждения и определения рисков, создание системы внутреннего аудита. Важное измерение этого процесса – распространение и обобщение финансовой модели ответственности на взаимоотношения между бизнесом и обществом, где воплощается «новое общественное управление», создавая общественную ответственность относительно понятий миссии и цели бизнеса, эффективного использования ресурсов, финансовой работы и конкуренции.
Эта перестройка общественных ожиданий и целей воздействия на бизнес определена двумя силами, которые имеют тенденцию двигаться в противоположных направлениях. С одной стороны, центробежные движения децентрализации и передачи сфер общественного благосостояния представляют государственные функции, с другой стороны – центростремительные явления обеспечивают новую руководящую рациональность, достигнутую косвенными средствами. Аудит становится чуть ли не политической технологией, взаимно примиряющей учредительные силы бизнеса и общества, гарантирующей, что смещение государственных институтов рыночными структурами никогда не может быть окончательным. Аудит в данном смысле – рука общества, которая, защищая интересы его рядовых членов, спасает их от создания лишних государственных централизованных структур контроля за деятельностью бизнеса.
Политика аудита представляет собой модальный контроль (осмотр, оценка и пр.) за деятельностью клиента, в традиционном подходе – за финансовой деятельностью. Но, находя какие-нибудь нарушения, указывая на них, аудиторы определяют пути их устранения. А указывать, что делать, – значит управлять. Т.е. даже в традиционном финансовом аудите есть скрытый управленческий вектор развития отношений. Если же принять как условие пролонгацию договорных отношений с аудиторской фирмой на новый срок, и выполнение всех прежних рекомендаций по исправлению прошлогодних ошибок, то аудит кроме простой констатации фактов первого порядка (допустим, подтверждение финансовой отчетности и финансовой политики клиента) уже косвенно контролирует степень эффективности управления. Другими словами, аудит в жизненных реалиях становится формой технологического контроля за уровнем ответственности.
Современное развитие общества выражает организационную логику на стадии становления, в которой аудирование является неоспоримой ценностью. Аудит становится методом специфической организаторской рациональности, при которой оценивается не только форма иерархического управления и контроля, но и может быть оценена степень его эффективности. Вследствие чего методы аудита принимаются в настоящее время как основа базиса моделирования подтверждения различных специфических сфер ответственности.
2.2. Аудит и демократия
Аудит в настоящее время все более убедительно трансформируется в инструмент демократии. Базируясь на рассмотренных ранее принципах ответственности и прозрачности, аудит при всей своей продвинутости как контрольного метода может иллюстрировать уровень развития демократического общества только при условиях соответствующей гласности и раскрытия информации. Другими словами, аудит получает некий коэффициент обязательной публичности, что в свою очередь требует гласности не только результатов проверки, но и самих процессов. При выполнении данных требований достигается новый уровень доведения необходимой информации о бизнесе до самых широких слоев заинтересованных лиц, а также формируется активный процесс внешнего контроля за деятельностью бизнеса. Традиционная аудиторская проверка достоверности финансовой отчетности расширяет свои рамки: корпорации, включаясь в подготовку корпоративной социальной отчетности (КСО), согласно действующим международным стандартам КСО (АА1000; GRI), представляют и эту отчетность на верификацию аудиторским фирмам. В рамках таких проверок аудиторские фирмы должны подтвердить социальную лояльность корпораций по трем комплексным направлениям: экономическому, социальному и экологическому, что обусловлено принципами Концепции устойчивого развития. Обычные мерки к аудиту как контролю только за финансовой деятельностью предприятий явно не соответствуют требованиям, которые предъявляются развитием современного общества. Складывающиеся тенденции, не вступая в теоретические противоречия с целями, задачами и возможностями аудита, наталкиваются на ярое противодействие самой консервативной экономической специальности – бухгалтерского учета.[16]
В настоящее время в международной практике учета закладывается понятие социального учета, необходимого для формирования новой по своей природе социальной отчетности корпораций.
В настоящее время в российской экономической науке наметилась тенденция расширения понятийных функций аудита. В рамках рассмотрения гипотезы трансформирования аудита в инструмент демократии, что особенно ярко отражается в подтверждении КСО, предметом аудита становится совокупность организационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью социально ответственной компании: это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы, экология, использование интеллектуального капитала и прочие, рассмотренные через призму заинтересованных сторон (см. таблицу 3).
Современное развитие ставит общество в положение постоянно беспокоящегося о своем здоровье пациента, требующего регулярно проводить диагностику своего организма. Обеспокоенность общества заставляет искать, синтезировать, формировать методы непрерывного контроля за появлением, преодолением и урегулированием возникновения возможных рисков. И аудит становится методической основой этого процесса. Претерпевая постоянные изменения внутреннего порядка (методы проведения аудиторских проверок), используя исторически накопленный
Таблица 3.
Использование видов аудита в системе контроля и подтверждения достоверности КСО[17]
№ п/п | Виды аудита | Возможности внедрения в практику КСО |
1 | Аудит финансовой отчетности | Разработан, применяется в верификации всех показателях результативности |
2 | Налоговый | Разработан, применяется в верификации экономических измерений результативности |
3 | Аудит на соответствие требованиям | По применению к КСО ранее не применялся, нуждается в доработке |
4 | Управленческий (производственный) аудит | Разработан, может логично быть использован в верификации экономических и экологических измерений результативности |
5 | Аудит хозяйственной деятельности | Разработан, может служить основой для принятия решения следовать принципам КСО |
6 | Экологический аудит | Разработан, верифицирует экологические и социальные измерения результативности |
7 | Операционный аудит | Разработан, может легко использоваться для получения функциональных оценок деятельности. Все виды измерений результативности |
8 | Технологический аудит | Разработан. Может верифицировать экономические и экологические измерения результативности |
9 | Аудит персонала | Разработан, верифицирует все виды измерений результативности |
10 | Кадровый аудит | Разрабатывается, может использоваться при верификации экономических и социальных измерений результативности |
11 | Аудит интеллектуальной собственности | Не разработан, экономические и социальные измерения результативности |
опыт в новых условиях (новые сферы применения), аудит диалектически развивается и формируется в новую критическую политическую технологию, исполняющую кроме контрольных функций функцию, как ни парадоксально, успокаивающую общество. Сам факт проведения независимого аудита уменьшает беспокойство и снимает социальное напряжение независимо от демонстрируемой эффективности.