Достоинства «лидера» заключаются в квалифицированном подборе кадров, а также в умении ограждать кандидата от остальных 14 типов консультантов.
«Интриган» все время предлагает схемы коалиций с влиятельными людьми и схемы разрушений коалиций. Если все хорошо, то он намеками даст публике понять, что «ему известно больше, чем всем остальным» и победа - его заслуга. Если все плохо - это из-за воров, предателей, шпионов и «прослушки». А ведь он предупреждал!
«Лохотронщик» занимается продажами посещений различных VIP-мероприятий и связей с различными «звездами».
«Торговец чудесами» рассчитывает на тех, кто очень любит 100%-ной гарантии. И с удовольствием их предоставляет. Он ничем не рискует. Проиграете - он вернет деньги (в лучшем случае), выиграете (благодаря собственным усилиям и усилиям команды) - он оставит деньги себе и запишет победу в свой «актив». В случае победы, он попросит в следующий раз позвонить и порекомендовать другому кандидату-жертве, которого он найдет.
«Работорговец» утверждает, что может гарантированно обеспечить некоторое количество голосов, за счет тех, кто голосует по приказу - за счет воинских частей или СИЗО, милиции или членов какой-либо партии, работающих в МПС или работающих на каком-то заводе, членов какой-либо партии или членов какого-либо движения, объединения, общественной организации или национального меньшинства, проживающего на компактной территории.
«Дельтапланерист», как и «лохотронщик» - человек со связями. Но если первый ловит Вас на тщеславии и говорит о том, что его предложения «эксклюзивны», «только для Вас» и так далее, то «дорогой курьер» использует более широкую палитру чувств. Это может быть тщеславие, желание кому-нибудь отомстить, необходимость разместить какую-то информацию (а в кампании без этого никак).
«Дорогой курьер» говорит о том, что Вы — никто, что с Вами никогда ни одна «звезда» не станет разговаривать. Ни один журналист ничего про Вас не напишет. Ни одна газета не напечатает. Ни один канал не покажет. К счастью, есть он, бывший журналист, знающий всех «звезд эфира» и «рыцарей» пера. Он может лично попросить разместить какой-то материал о Вас или нужной Вам теме (например, компромат) в некоторых СМИ. Естественно, что он рекомендует Вам только те СМИ, где у него есть «знакомые» и где он имеет «откаты».Он «посредничает» между клиентом и фирмой, зарабатывая свою разницу, так называемую «дельту».
Главный принцип «официанта» - «клиент всегда прав», независимо от того, так это на самом деле или нет. Если его клиент сам что-нибудь понимаете в выборах, «официант» - человек полезный. А если нет - ошибки он не исправит, а поможет их совершить.
Основной арсенал «новичка» - это прописные истины из переведенных западных учебников по рекламе, маркетингу и пиару. К месту и не к месту он козыряет почерпнутой оттуда терминологией. Еще одна примета - отношение ко всем коллегам и консультантам как к конкурентам. Если это социологи - то «плохие, так как неправильно делают выборку», если психологи - то «пользуются устаревшими методиками». И вообще - все всё делают не так, как учили в вузе. А значит - неправильно.
«Менеджер - тред-юнионист» -это рабочая лошадка любой кампании. Именно он будет руководить сетью агитаторов, разносчиков, расклейщиков. Общаясь с руководителями кампании, он встает на сторону своих подчиненных и на сторону избирателей. «Слуга - царю, отец - солдатам» - вот самое краткое определение «менеджера - тред-юниониста».
«Общечеловек-тусовщик» - единственный тип, который не принимает никакого участия собственно в выборной кампании. Эти люди - завсегдатаи всех выставок, семинаров, конференций, посвященных выборам, рекламе, пиару. Они живут на гранты, полученные от западных фондов, либо на комиссионные, полученные от сводничества. Гранты даются, как правило, под какую-нибудь «общечеловеческую» проблематику, поэтому главными темами их болтовни и выступлений являются пресловутые проблемы «черных технологий», «честных выборов», «фальсификаций данных голосования», а также обсуждения «кодексов чести» пиарщиков, консультантов, журналистов, рекламщиков. Кроме всего прочего, они издают различные бюллетени, журналы и ведут on-line - проекты.
2. Оптимальные критерии отбора специалистов по политическому консалтингу
При подборе политических консультантов, как правило, учитываются следующие критерии[4]:
· Рейтинги.
· Количество побед.
· Число успешных кампаний.
· Соотношение побед и поражений.
· Известность фирмы.
· Рекомендации знакомых.
· Дипломы, сертификаты, призы.
· Способность к созданию теории.
· Количество проектов, в которых участвовал консультант.
Выбор специалистов по этим критериям не является универсальным, так как у каждого из критериев есть свои недостатки.
Различные агентства, журналы, on-line ресурсы и ассоциации пытаются составлять рейтинги пиар-фирм и политических консультантов. Доверять этим рейтингам нет никаких причин. Во-первых, подавляющее большинство фирм вообще не включается в рассмотрение. Их либо не знают, либо не имеют подробной информации об их работе. Так, например, немосковские фирмы там напрочь отсутствуют. Во-вторых, многие консультанты или команды работают без образования юридического лица и без раскрутки собственно бренда. В-третьих, рейтинги составляются на основе непроверенных данных, которые сами фирмы дают о себе. В-четвертых, большинство этих рейтингов - просто заказные. То есть их составители тесно связаны с фирмой, которой в рейтингах достаются призовые места.
Количество побед фирмы или консультанта, казалось бы, должно говорить о многом. Цифра побед обязательно фигурирует в резюме консультанта, в его разговорах, в буклете фирмы. Однако на самом деле это мало о чем говорящий показатель. И на то есть несколько причин.
Во-первых, информация с трудом проверяема. Был ли данный консультант или фирма генеральным подрядчиком или же заработал (а) на субподряде? (И значит, не полностью ответственна за победу). А может быть, их там не было вообще. Консультанты и фирмы часто блефуют. Во-вторых, самый интересный вопрос - победа над кем и в каких условиях - обычно опускается. В-третьих, далеко не всегда консультанты получают задание работать «на победу». Иногда нужно занять второе или третье место (чтобы поддержать кого-нибудь или поторговаться во втором туре, или оттянуть голоса у конкурента). Иногда ставится задача просто «раскрутиться», и, наконец, бывает так, что они получают задание «создать видимость работы» (потому что кампания кого-то - это просто средство «списать» ранее украденные деньги).
«Число успешных кампаний» - критерий, избегающий все предшествующие возражения, но на самом деле не решающий проблему, а лишь создающий иллюзию ее решения. Когда мы спрашиваем, что значит «хороший», «успешный» консультант, мы ищем объективные критерии. Но эти критерии на самом деле очень трудно вывести.
С другой стороны, трудно назвать успешными кампании, которые вроде и достигли своей цели, но не благодаря консультантам, а благодаря нехватке времени, ошибкам соперника (не спровоцированным, а спонтанным).
По-настоящему успешной кампанией была бы такая, которая была бы заранее расписана как по нотам (вместе со всеми случайностями, действиями соперников и агентов внешней среды и пр.), и ее реализация совпала бы с этим планом. Фирмы и консультанты хвастаются успешными кампаниями, но таких, как было только что указано, в России просто единицы. В основном все наши кампании - это плод взаимных ошибок, стечений обстоятельств, удачных и неудачных ходов, случайностей, флуктуаций.
«Соотношение побед и поражений» - еще один часто употребимый показатель. Он очень плох в силу тех причин, которые уже были указаны выше, так как и там, и здесь используется неудовлетворительный критерий «победности». Кроме того, этот показатель плох еще по одной причине. Фирмы и консультанты могут нарочно работать только с потенциальными победителями и отказываться от работы с теми, у кого мало шансов на победу. Фирма или консультант уже не могут (даже если бы и хотели) работать на кого-то другого. И они панически боятся «трудной работы». Все действия такой фирмы начинают сводиться к одному - к поиску потенциального победителя в округе и к лоббированию своего участия в его кампании всеми способами.
«Известная фирма» - значит хорошая. По этому критерию судит большинство клиентов. И их логика не лишена основания. В конце концов, речь идет о PR, о рекламе. И если пиарщик сам себе не может сделать рекламу, то грош ему цена. Логика верная, но все же есть в ней изъян. Одно дело - сделать рекламу себе, другое - кандидату. Не всегда эти два уравнения имеют общий корень. Часто решение одного идет за счет другого.
Рекомендации знакомых - один из самых частых способов установления контакта с пиарщиками и политологами. Заодно и гарантия качества. Но знакомые часто выступают в роли лоббистов для консультантов и работают за «откат». Рекомендации непрофессионалов мало чего стоят, когда им предлагают оценить профессионалов - это ведь элементарно. И, тем не менее, этот способ (рекомендации) сегодня наиболее используем. Рекомендации - это вообще подмена объективных критериев субъективными, а ведь нас интересуют именно объективные критерии.