Смекни!
smekni.com

Правила и приемы публичного выступления (стр. 3 из 5)

При этом очень значительную роль играет невербальные средства воздействия на аудиторию. Это: жесты, мимика, взгляд, поза оратора, его внешний вид и т.д. Именно данным аспектам необходимо уделить особое внимание, чтобы произвести на слушателей максимально благоприятное впечатление.

Как известно первое и достаточно стойкое внешнее представление о человеке складывается за первые 90 секунд. Поэтому в этот период времени оратору нужно произвести впечатление о себе, как об уверенном в себе, а значит и опытном, компетентном человеке. Существуют приемы, с помощью которых можно легко добиться заданной цели.

Поза и мимика

1. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

2. Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

3. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать.

4. внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Визуальный контакт усиливает влияние оратора на аудиторию. Психологи считают, что взаимный контакт установлен, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени выступления, а менее 1/3 – свидетельствует об отсутствии заинтересованности.

5. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. [6 ]

В отношении мимики и жестов недопустима ни одна из крайностей. Если невербальные средства отсутствуют, то это создает впечатление неуверенности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерная жестикуляция, гримасы, расхаживания по аудитории, пританцовывание, постукивание пальцами по трибуне выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он держится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствующие каждому данному моменту выступления.

Одежда и прическа

В отношении одежды выступающего существует несколько общепринятых правил, соблюдение которых обязательно для тех, кто хочет произвести впечатление с овременного культурного человека. Случается, что одна неподходящая деталь или не сочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм. Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет. Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».[ 8]

Беспорядок в одежде и прическе говорят о неуважении человека к самому себе и окружающим. Однако следует знать и о другой крайности – крикливая и презентационная одежда, чрезмерное использование украшении, косметики, парфюмерии снижает статус оратора, так как свидетельствует о недостаточном уровне его общей культуры. Кроме того, экстравагантность в одежде и прическе отвлекают слушателей от общего выступления, а запах парфюмерии (особенно в летнюю жару) может вызвать аллергию и просто испортить настроение у слушателей. Свидетельством подлинного эстетического вкуса и высокой культуры оратора (да и вообще любого человека) является уместность во внешних проявлениях и сдержанность поведения.[ 3]

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

Мужская одежда

В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне.

Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны.[ 4]

Женская одежда

Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки — средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос.

При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили.[4 ]

Итак, чтобы произвести на аудиторию максимально положительное впечатление, оратору необходимо создать образ уверенного в себе человека. Это можно сделать с помощью свободной походки, непринужденной, открытой позой, установления зрительно контакта, подбора соответствующей одежды. Кстати одежда оратора не должна отвлекать от выступления ни его самого, ни слушателей. Иначе все старания выступающего могут в один миг сойти на нет.

Концентрация и удержание внимания

Следующий этап заключается в непосредственном произнесении речи оратором. Здесь важно учитывать невербальные, т.е. лексические факторы, и вербальные, связанные с голосом, мимикой, манерой говорить. Оратор обязан знать основные риторические аспекты выступления. Грамотно это может сделать только человек, способный уловить настроение людей, их ожидания.

Выразительность, точность, лаконичность языка способствуют концентрации внимания слушателей. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц и поговорок обеспечивают оратору симпатии аудитории.[ 9]

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологически неизбежно. Причины ослабления и отвлечения внимания по отношении к выступающему делятся на объективные и субъективные.

К объективным причинам относятся уже заложенные в самой природе внимания и восприятия:

· разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение – 400:125 слов в минуту). Появившийся в результате такого соотношения резерв времени способствует возникновению посторонних мыслей;

· ограничение объема внимания. Одновременно человек может воспринимать не более 4 – 5 не связанных между собой объектов;

· устойчивость внимания зависит от состава аудитории: возраста слушателей, профессиональных навыков, эмоционального состояния, жизненного опыта, культурного уровня и т.п.;

· воздействие внешних условий: шум, духота, холод;

· естественное утомление. Периоды кризиса внимания: первый – через 15 – 20 минут после начала выступления, второй – через 30 – 35 минут.

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления:

o сообщение неинтересное или непонятное;

o сообщение, наоборот, «заезженное»;

o речь невыразительна по форме изложения;

o суетливость самого оратора;

o его прикованность к тексту;

o догматически-назидательный тон изложения сообщения.[ 2]

Воизбежание потери внимания слушателей, оратору необходимо придерживаться следующих правил.