Физически обособленная единица хранения может состоять из одного документа или группы документов, объединенных по авторскому, корреспондентскому, тематическому, номинальному, хронологическому и географическому признакам. Каждый из перечисленных признаков может быть положен в основу формирования единиц хранения как самостоятельно, так и в сочетании с другими признаками.
Формирование единиц хранения должно обеспечивать наибольшую сохранность документов и удобство пользования ими. При формировании единиц хранения следует учитывать значение творчества фондообразователя и ценность документов архивной коллекции, степень их сохранности. Единицы хранения в фондах классиков и выдающихся деятелей литературы и искусства формируются из меньшего количества документов.
Объем единицы хранения не должен превышать 100 листов, для особо ценных документов — 40 60 листов, для рисунков и чертежей — 10—15 листов. Если документ или группа документов превышают эти объемы, их следует разделять на две несколько единиц хранения с соблюдением логической и хронологической последовательности.
При формировании единиц хранения не рекомендуется объединять документы дореволюционного и советского периодов, исключение делается для личной переписки. При формировании единиц хранения следует обращать внимание на то, чтобы все приложения не были отделены от основных документов. В пределах сформированной единицы хранения документы располагаются с учетом взаимной связи и хронологической последовательности. Приложения и конверты помещаются после документов, к которым они относятся.
В единице хранения, состоящей из рукописи, листы систематизируются в порядке авторской нумерации. В случае ее отсутствия систематизация проводится по содержанию. Если текст состоит из отдельных отрывков, каждый из них помещается в отдельную внутреннюю обложку.
Черновики, беловики, варианты, гранки, верстка одного произведения, объединенные в одну единицу хранения, располагаются в хронологической последовательности работы автора над данным произведением.
В единице хранения, сформированной из нескольких произведений, документы располагаются в хронологической последовательности. Произведения одного года или не датированные располагаются по алфавиту названий.
В единицах хранения, содержащих письма, объединенные по тематическому признаку (читателей, начинающих авторов, поздравительные и др.), документы систематизируются в хронологической последовательности или по алфавиту фамилий корреспондентов. Визитные карточки располагаются по алфавиту фамилий их владельцев. Письма с неустановленными датами помещаются после датированных. Письма неустановленных лиц группируются по почеркам, а письма, написанные одним почерком, по датам.
В единицах хранения, сформированных из личных документов, материалов служебной и общественной деятельности, имущественно-хозяйственного и бытового характера, документы располагаются по хронологии.
При описании единиц хранения устанавливаются виды документов, авторство, заглавие произведения или содержание документов, степень их полноты, подлинность или копийность, язык, способ написания и опубликованность, наличие приложений к ним, внешние особенности, крайние даты документов и количество листов единицы хранения. Кроме того, проводится аннотирование особо важных документов.
Содержание документов должно быть изложено современным языком независимо от времени их происхождения. Не допускается механическое перенесение из текста документов в заголовки единиц хранения старых, архаических выражении, формулировок, извращающих политический смысл фактов и событий или искажающих истину. При составлении заголовка необходимо соблюдать единообразие приемов описания, избегать употребления канцелярских выражений.
Описание производится по новой орфографии. Из слов и терминов описываемых материалов следует сохранять в заголовках только такие, которые характерны для данной эпохи, выражают ее особенности и не могут быть заменены тождественными по смыслу современными понятиями. Вид документов, имена лиц, названии учреждений, населенных пунктов, должностей, юридические, бытовые и тому подобные термины пишутся так, как они приведены в самих документах (комедийное действо, ревизская сказка, статейный список, Ортемий, сорок и т. д.). Слова в заголовках следует писать полностью, за исключением общепринятых сокращений. Большая часть сокращений употребляется только при названии, цифре, фамилии.
В единицах хранения, содержащих письма, фотографии, учитывается количество документов. Документом считается каждое письмо, фотография. Количество писем и фотографий указывается на обложке. Документы, составляющие единицу хранения, вкладываются в развернутом виде в отдельную обложку, папку или конверт. При этом скрепки, булавки, скоросшиватели удаляются. Особо ценные документы заключаются во внутренние обложки, а фотографии и визитные карточки - в конверты. Плакаты, афиши и другие документы большого формата заключаются в специальные обложки и папки и хранятся в специально оборудованном для них месте. На ярлыках соответствующих коробок делаются топографические отсылки.
3.1 Архив по истории диссидентов
Архив общества “Мемориал” по истории диссидентов - крупнейшее в стране собрание по истории инакомыслия послесталинской эпохи. Систематическое комплектование архива началось с весны 1991 года. В настоящее время он включает 51 фонд и коллекцию, так или иначе отражающих диссидентскую и околодиссидентскую активность 1960-х-1980-х гг., а также фотоархив, содержащий фотографии диссидентов и лиц, причастных к диссидентской активности.
Содержание некоторых архивных коллекций архива: [3]
1. Ленинградская коллекция: дел 89, 1957-1978 гг. Содержит большое количество оригинальных текстов Самиздата - публицистических, художественных, мемуарных. Многие из них не опубликованы даже в наиболее полных изданиях самиздатских текстов: “Собрании документов Самиздата” и выпусках “Материалов Самиздата” радиостанции “Свобода/Свободная Европа”. Значительная часть текстов датируется 60-ми гг. Таким образом, собрание содержит ранний Самиздат, практически не представленный в других фондах.
2. Коллекция К. Любарского, 978-1987.
Коллекция Любарского содержит источники по истории диссидентского движения 80-х годов. Специфика материалов коллекции дает возможность упорядочить их по предметно-тематическому принципу. Коллекция содержит довольно много оригинальных авторских текстов и разнообразные периодические издания. Также имеются оригинальные документы судебно-следственной практики и ксерокопии различных ведомственных распоряжений, инструкций, указов и т.п.
В целом коллекцию Любарского можно рассматривать как комплексный источник по изучению общественной (а не только правозащитной) деятельности неофициальных групп и движений 80-х годов.
Состав тематического раздела довольно разнороден. Это, прежде всего, документы, связанные с судебными репрессиями (приговоры, обвинительные заключения, судебные определения, кассационные жалобы, протоколы судебных заседаний, допросов и обысков); материалы, касающиеся внутреннего распорядка и условий содержания политзаключенных в тюрьмах и ИТК.
Несколько дел сформировано по номинальному принципу (письма и заявления в официальные инстанции, открытые письма, личная переписка, списки политзаключенных разных лет, несколько номеров “Хроники текущих событий”), есть собственно тематические подборки (посвященные, например, борьбе за право эмиграции, психиатрическим преследованиям, религии и религиозным репрессиям, бытовым проблемам).
Довольно много документов, связанных с деятельностью общественных групп, религиозных движений, подпольных политических кружков, национальных и религиозных движений.
3. Коллекция К. Нагапетьяна, 1970-1987 гг.
В 1991 году московский художник К. Нагапетьян передал “Мемориалу” коллекцию документальных материалов по истории неофициальной живописи Москвы 1970-х - 1980-х годов.
Коллекция содержит книги отзывов о выставках, каталоги выставок, информационные буклеты, переписку с официальными организациями, а также фотоматериалы (фотографии художников и выставок).
4. Коллекция самиздата Международного института гуманитарно-политических исследований: 38 дел, 1966-1996 гг.
Коллекция была передана в “Мемориал” директором МИГПИ В. Игруновым в 1998 г. в составе других материалов из архива Института.
Содержит литературный самиздат (А. Солженицын, М. Булгаков, А. Платонов), воспоминания Н. Мандельштам, мемуары П. Бутова, книги Л. Троцкого “Сталин” и А. Янова “Русская идея и 2000-й год”, работы И. Шафаревича “Русофобия” и В. Альбрехта “Как быть свидетелем”, заключения Института государства и права АН СССР на самиздатский сб. “Жить не по лжи” и работу В. Сокирко, расшифрованные интервью с участниками демократического движения в г. Одесса, материалы встречи политзаключенных 50-х - 80-х годов, газетные вырезки начала 90-х годов.
5. Коллекция личных дел: 1940—1990-е годы
Коллекция личных дел собирается “Мемориалом” из текущих поступлений самого разного характера, касающихся деятельности людей, причастных к диссидентству. В настоящий момент перечень личных дел включает в себя 348 фамилий; некоторые дела объединяют материалы на нескольких человек, например - членов одной семьи или подельников.
Личное дело может включать в себя все виды материалов, имеющих отношение к данному лицу, как его собственные авторские тексты (дневники, мемуары, статьи, художественные произведения), так и документы, исходящие от других лиц и организаций (особенно много в данной коллекции документов судебно-следственной практики). Продолжают поступать материалы, связанные с переменами в статусе бывших диссидентов (документы о реабилитации, публикации в прессе и т.п.). Коллекция постоянно пополняется из различных источников.