Сегодня республика представляет собой один их высоко развитых индустриально-аграрных регионов России, обладающий в экономике рядом признанных всеми достижений. Имея территорию всего 144 тыс. кв. км, или 0,84% от территории России, а население – около 4,1 млн. человек, или 2,84% от числа жителей России, Башкортостан производит свыше трех процентов промышленной и до 4-х процентов сельскохозяйственной продукции РФ. Наша республика имеет надежную энергетическую базу, неплохую инфраструктуру (трубопроводы, линии связи и передачи энергии, автомобильные и железные дороги, банки и страховые организации), развитое жилищно-коммунальное хозяйство. Можно уверенно утверждать, что в Башкортостане сложился весьма неплохой структурно институциональный, научно-интеллектуальный, кадровый и финансовый стартовый потенциал для осуществления серьезного социально-экономического рывка. Который, как в наши дни признано большинством специалистов по макроэкономике и управлению, как раз и потребуется от России и от каждого из субъектов РФ, чтобы успешно развиваться в 21 веке.
Стратегический анализ показывает, что Башкортостан, в сравнении с другими регионами России, а также (частично), и с рядом государств, бывших союзных республик распавшегося Советского Союза, обладает несомненными абсолютными и относительными долгосрочными преимуществами, на которые предстоит опираться и эффективно использовать в ближайшие десятилетия.
К абсолютным, приобретенным РБ в силу ее территориального расположения и природно-климатических особенностей, мы относим следующие стратегические преимущества республики:
а) срединный (позиционно центристский) характер расположения Башкортостана, находящегося в окружении других регионов России (субъектов РФ), в довольно значительном отдалении от границ федерации с зарубежными странами. Это означает, что социальные и экономические связи, наиболее выгодные с точки зрения минимизации транспортных и коммуникационных издержек, а также высоко надежные, с учетом единства применяемых соседями законов и нормативной базы, межгосударственные и хозяйственные контакты мы можем устанавливать, поддерживать и развивать, в первую очередь, с субъектами РФ, входящими в близ расположенные федеральные округа (Уральский и Приволжский). И только после исчерпания столь громадного потенциала целесообразно переходить к налаживанию связей с иными государственными (административно - территориальными) образованиями.
Разумеется, высказанное положение никак не следует приравнивать к поощрению в любой форме изоляционизма, пагубного для рыночной экономики, - тем не менее, близость партнеров по бизнесу – это хороший дополнительный стимул к развитию любых видов общения!
б) срединный (транзитный) расположения РБ точно на географической границе Европы и Азии, что автоматически выдвигает Башкортостан в группу субъектов РФ (как бы мы не относились к данному феномену), где сталкиваются две совершенно разные культуры и системы ценностей. По нашему мнению, следует полнее использовать представленный нам природой шанс, прежде всего, для целей взаимообогащения достижениями в социальных сферах, в науке и практике управления, а также путем прокладки через республику трансконтинентальных транспортных магистралей. В связи с этим, нам представляется, что именно руководство РБ могло бы выступить инициатором и одним из лидеров-организаторов проектирования и последующего сооружения платной (в основном, на ресурсы мирового бизнеса) автострады будущего по условному маршруту: Париж – Берлин – Варшава - Москва – Уфа – Красноярск – Якутск - Чукотка – Аляска.
К относительным, или сравнительным и временным, мы относим стратегические преимущества, вызванные (рожденные) и связанные с результатами некоторых социально-экономических процессов, проходивших или проходящих на территории Башкортостана и вокруг него.
В частности:
в) срединное (транзитное) расположение территории РБ по меридиану, между двумя формирующимися сегодня мощными сырьевыми провинциями (нефть и газ, алмазы и руды цветных металлов района Каспийского моря и западного Казахстана – на юге, Татарстана, Пермского края, Архангельской, и Свердловской областей – на севере).
Между двумя названными выше мегарегионами по направлениям ожидаемых потоков движения грузов и людей должны быть в ближайшие 10 – 30 лет сооружены мощные и диверсифицированные коммуникационные сети для движения разнообразного транспорта, включая новейшие модели – скоростные дороги на магнитной подушке, оптико-волоконные линии и др. Нетрудно предвидеть, что тот, кто быстрее и активнее привлечет капиталы, скорее и более комплексно приступит к проектированию, последующему сооружению, оснащению инфраструктурами и эксплуатации этого монстра логистики, тот и «выиграет миллион», а точнее говоря, получит десятки и сотни миллиардов единиц самой твердой валюты середины 21-го века – российского рубля!
г) фактически сложившийся многоотраслевой индустриальный комплекс, который несложно превратить в высоко эффективный химико-биологический и приборостроительно - электронный кластер (по образцу Силиконовой долины и штата Калифорния в США).
Мы обязаны теоретически разработать и на практике реализовать новое стратегическое ключевое достоинство многопрофильной региональной индустрии, состоящее в том, что на территории РБ сегодня возникла принципиально новая возможность – оперировать уже не только (и даже – не столько) комбинациями из отдельных товаров, работ и услуг в составе «продуктового портфеля», но иметь в роли элементов комбинаций целые отраслевые региональные и межрегиональные объединения самого разного статуса – стратегические межфирменные альянсы, холдинги, промышленно-сервисные группы, производственные и торговые сети, другие формы концентрации и гибкого маневра капиталом.
Как практическое следствие высказанной выше идеи об «отраслевом региональном портфеле», нам представляются высоко актуальными два решения, уже «созревших» для принятия их высшим руководством РБ:
- первое: приступить немедленно к разработке и последующей реализации в статусе Закона Башкортостана «О структурной политике РБ», включающей, в том числе, разделы – промышленной и аграрной политики, территориальной политики (или программы размещения и развития активов и мощностей по зонам и городам республики);
- второе: создать (на паях с частными инвесторами) Центр (научно - исследовательский институт) стратегических проблем Башкортостана и окружающих его территорий.
Добавим к сказанному, что для дальнейшего усиления диверсификации промышленности РБ и повышения инвестиционной привлекательности региона, в первую очередь, для зарубежных инвесторов, совместно с федеральными властями и с привлечением частного (акционерного) капитала необходимо максимально быстро завершить строительство особо крупных и важных объектов (типа полиэфирного комплекса под городом Благовещенск, атомной электростанции под городом Агидель, завода катализаторов в городе Ишимбай и др.).
Диверсификация индустрии, активная структурная политика государства в сочетании с новыми технологиями концентрации и развития маневренной гибкости капитала, повышение роли частных и иностранных инвесторов и малого предпринимательства – вот те инструменты, которые позволят не только компенсировать выпадающие вследствие истощения нефтяных пластов доходы РБ, но и гарантировать удвоение темпов роста индустрии и всего народного хозяйства Башкортостана каждые десять лет;
д) аналогично, имеющийся и далее развиваемый многоотраслевой профиль сельского и лесного хозяйства, вместе с углублением переработки сырья на территории РБ призваны, по нашему мнению, решить в среднесрочном интервале времени (т.е. до 2015-2020 годов) основные проблемы этого блока возобновляемых природных ресурсов, связанные, преимущественно, с отставанием реформ и становления товарно-денежных отношений в этом секторе экономики республики.
Опираясь на пакет стратегических конкурентных, абсолютных и сравнительных преимуществ, предстоит (и это полностью реально) увеличить не менее чем в 1,5 – 2 раза по сравнению с фактическими темпы роста объемов ВРП РБ, изменить структуру последнего за счет повышения удельного веса наукоемких отраслей индустрии и отраслей услуг, более гармонично разместить производственные мощности (активы) по зонам республики, по ее малым и средним городам.
5. При всех перечисленных выше действиях должна выполняться главная стратегическая цель Башкортостана – неуклонный подъем культуры и жизненного уровня населения республики.
К сожалению, как свидетельствует статистика, успехи по показателям доходов населения РБ пока еще более скромные, чем по отдельным макроэкономическим показателям. В частности:
- среднедушевые денежные доходы населения РФ еще крайне низки, и в долларовом эквиваленте за 2004-2006 годы они выросли с 91 до 106 долларов США, или примерно на 16 процентов;
- аналогично, пока еще крайне низок по размерам главный денежный источник доходов россиян – заработная плата, долларовый эквивалент которой от 84 долларов США на конец 2004 года вырос всего до 112 долларов США к исходу 2006 года, или прирост составил менее трети. По Башкортостану начисленная заработная плата в сравнении со средним ее уровнем по России за семь лет почти не изменилась и колебалась в интервале 87-88% от среднего уровня по России;
- среднедушевые денежные доходы населения РБ медленно повышались весь анализируемый период, что свидетельствует об увеличении роли других источников доходов (кроме заработной платы), так что они с 63% в 2005 году достигли 79% от среднего российского уровня в 2006 году. При сохранении парных темпов можно прогнозировать, что денежные доходы среднего жителя РБ сравняются с доходом среднего статистического россиянина в 2010-2011 годах;