Смекни!
smekni.com

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека (стр. 1 из 3)

Реферат

Специальность: экономика и предпринимательство

Дисциплина: теория и практика самоменеджмента

Тема: Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека

Ф.И.О. преподавателя:

Харьков 2009

Содержание

Введение

2. Характеристика синергетической модели развития

3. Характеристика пассионарной модели развития

Выводы

Список использованной литературы


Введение

Одна из центральных задач управления развитием персонала, особенно его стратегической составляющей, это оценка складывающейся жизненной стратегической ситуации, прогноз ее развития, влияния внешней и внутренней сред. Один из способов ее решения – построение модели раз вития окружающего мира и на этой основе – разработка модели управления развитием персонала. Наиболее актуальными для современности являются синергетическая и пассионарная модели развития.

Пассионарная модель была разработана Л. Гумилевым. Основные ее положения были сформулированы в марте 1939г. в тюремном заключении. На разработки этой концепции особое внимание оказали идеи Г.Вернадского и автора системного подхода Л.фон Берталафи.

Возникновение синергетики связывают с возникшим в XX веке движением к интеграции и созданию интертеории, стремящейся рассматривать разнородные объекты как сложные динамические системы, подчиняющиеся единым законам развития.

Язык синергетики формируется немногими ключевыми словами: эволюция, коэволюция, самоорганизация, сложные системы, хаос, нелинейность, нестабильность, открытость, устойчивое развитие.

Синергетика (греч. – согласованное действие) – область научных исследований коллективного поведения частей сложных систем, связанных с неустойчивостями и касающихся процессов самоорганизации.


1.Характеристика синергетической модели развития

Создателем синергетического направления и изобретателем термина "синергетика" является профессор Штутгартского университета и директор Института теоретической физики и синергетики Герман Хакен. Сам термин «синергетика» происходит от греческого “синергена” содействие, сотрудничество.

По Хакену, синергетика занимается изучением систем, состоящих из большого числа частей, компонентов или подсистем, одним словом, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово “синергетика” означает “совместное действие”, подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающуюся в поведении системы как целого.

Синергетика (от греч.sinergetikos – согласованное действие). Это область научных исследований, связанных с процессами самоорганизации в открытых системах, коллективного поведения подсистем, обусловленных неустойчивостью. Синергетика – согласованное действие, содействие, сотрудничество на основе общих идей. Синергетика – многомерный феномен, который в современном научном мире имеет различные измерения. Как научное направление исследует сложные нелинейные системы, феномены взаимодействия, кооперации, когерентности (согласованного протекания во времени нескольких процессов), фокусирует внимание на изучении закономерностей самоорганизации, возникновении сложных структур, действующих повсюду. Она универсально описывает сложное поведение различных систем, разрабатывает модели в гуманитарных и социальных областях, охватывая научные дисциплины, изучающие различные сферы реальности. Синергетика – это не новая наука, но новое объединяющее направление в науке. Цель синергетики – выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных областях естествознания и социологии[1].

Синергизм, синергия – эффект комбинированного воздействия двух или более факторов, характеризующихся тем, что их объединенное действие существенно превосходит простую арифметическую сумму эффектов каждого отдельно взятого компонента[2].

Синергетическая модель фиксирует внимание субъекта на том, что термодинамическая функция состояния системы является мерой ее неупорядоченности. Согласно второму закону термодинамики все процессы стремятся к возрастанию общей энтропии (внутренней неупорядоченности) системы и окружающей среды. Равновесием ограничивается возрастание энтропии. Наступление равновесия означает и максимальную неупорядоченность системы (хаотичность). Все процессы, сопровождающиеся энтропией, не могут самопроизвольно изменять направление и возвращать ся к исходному состоянию. Обратимые процессы протекают без изменения энтропии, необратимые характеризуются ее возрастанием. Из этого следует, что непосредственное приложение термодинамических законов к самоуправлению развитием человека, персонала приводит к противоречию, ибо эволюция живых систем происходит в направлении, противоположном указанному вторым началом термодинамики: вместо деградации системы и потери энергии повышается организация системы.

Объяснение этому явлению дает неравновесная термодинамика. В применении к живым системам, развитие которых требует открытости внешней среды, их равновесие аналогично смерти. Принцип устойчивого неравновесия Э.Бауэра гласит, что живые системы никогда не бывают в равновесии и используют за счет своей свободной энергии постоянную работу против равновесия, требуемого законами физики и химии.

Открытие И. Пригожиным диссипативных структур, возникающих в далеких от равновесия системах, позволяет принимать теоретический потенциал термодинамики для объяснения процессов, происходящих в макро системах (например, в социуме). Могут быть установлены зависимости между социальными процессами как субъектом жизни (макро- и микрокосмос), пространством и временем. Речь идет о возникновении и развитии энтропийных социумов (кризисные формы жизни), переходе таких социумов в неэнтропийные, антикризисные.

Для существования любого стационарного состояния открытой системы необходим поток свободной энергии извне, постоянная “накачка” потоком свободной энергии. Следовательно, роль “царицы мира” при таком подходе играет энергия, а не ее тень – энтропия. Заметную роль для понимания природы человека как разумной самодеятельной самости играет генетико-адаптивная модель развития, где исторический процесс представляет в единстве элементов социогенеза.

Основные принципиальные положения синергетики [3]:

1. принцип самоорганизации переход из хаотического, неупорядоченного состояния в упоряоченный и наоборот, является свойством самой системы;

2. принцип подчиненности – поведение элементов системы, обусловленное множеством микропараметров, зависит от небольшого количест ва макропараметров (параметров порядка);

3. принцип руководящих параметров – система может быть переведена из одного состояния в качественно новый изменением ряда параметров;

4. принцип бифуркаций – в случае достижения руководящими параметрами определенных значений поведение системы изменяется скачкообразно;

Относительно каждого из нас эти положения можно интерпретировать таким образом:

1. в каждом из нас существует механизм саморегуляции, который рано или поздно приводит нашу внутреннюю неупорядоченность организма в организованное состояние, что соответствует требованиям закономерностей окружающей среды;

2. элементы человеческой системы имеют определенные параметры саморегуляции, но при этом существуют параметры саморегуляции всей системы. Зная эти параметры, в процессе саморегуляции можно обеспечить функционирование, как отдельных органов (подсистем), так и всего организма (системы) в целом;

3. в человеке как системе существуют руководящие параметры, влияя на которые, изменяя их, можно целенаправленно влиять на механизм регуляции, изменять его деятельность, поведение человека. Именно на этом принципе работают методики: медитации, ребефинг, холотропная терапия, дианетика;

4. осуществляя влияние на определенные параметры, можно побуждать, принуждать человека изменить своим принципам, жизненной позиции, выбить человека из “седла” или наоборот. При этом переход из одной жизненной траектории на другую происходит практически мгновенно и как будто случайно. Хотя, по теории вероятности, случайность является следствием закономерности.

В основу синергетических представлений положено идеи системности, целостности мира и научных знаний о нем, многовариантности и оборотности жизненных процессов человека, глубокой взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Мир человека сложно организован и открыт влияниям на механизм саморегуляции и самоорганизации. Таким образом, функции регулирования и организации взаимозависимы.

Таким образом, развитие персонала организации, социума – это прогрессирующая интенсификация группового отбора, возрастание способностей к сотрудничеству, к самоотверженности, самопожертвованию. Те субъекты, у которых эти свойства слабо выражены, попадают в тупики эволюции. Человек, в отличие от них обладает развитой способностью к образованию условных и экстраполярных рефлексов, лежащих в основе общечеловеческой этики (феномен совести).

О синергизме очень популярно написал Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” [2]. Согласно шестому навыку: действовать совместно (синергично) когда двое или больше людей работают вместе, стремясь понять какое-либо явление, то они достигают синергизма. Синергизм возникает тогда, когда люди создают новые альтернативы и решения. Наилучшие шансы достичь синергизма у тех людей, которые имеют разные взгляды на одни и те же явления, но которые умеют извлекать выгоду из этих отличий, находя в них новые возможности для себя.

Синергизм создают люди, которые научились принципу “Твоя победа – моя победа” и которые слушают с готовностью понять другого человека. Главная идея знаменитой речи Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта” – это именно идея синергизма. Он побуждал людей сопоставлять свои взгляды и учиться друг друга, потому что стереотипы (религиозные, расовые и др.) мешают людям оценить разность во взглядах, ведь люди не слушают друг друга, а спешат поскорее навешать ярлыки.