Актуальность и потребность в новых технологиях управления в экономике постоянно возрастает, что уже привело к появлению совершенно новых инструментов и структур, обеспечивающих комплексное управление вплоть до самых высоких уровней агрегации. Ярким примером здесь является появление так называемых организованных рынков, которые представляют собой интегрированную архитектуру, объединяющую разнообразные элементы управления (информационные, вычислительные, коммуникационные, транзакционные системы и т.п.), и позволяют компаниям в условиях высокодинамичных рыночных процессов с достаточной степенью эффективности концентрировать финансовый, человеческий, брэнд-капитал и прочие ресурсы для быстрого расширения рынков, улучшения продуктов и услуг, повышения эффективности цепочек поставщик-потребитель, спрос-предложение и т.д.
Движение в сторону расширения электронного бизнеса и организованных рынков является общим свойством всех новых экономических технологий, обладающих развитыми функциями управления и быстрой адаптацией к изменениям. На этой базе обеспечивается генерация оптимизированных, сбалансированных, взаимоувязанных между собой и максимально индивидуализированных цепочек поставщик-потребитель и спрос-предложение. Причем в рамках организованных рынков задачи управления, охватывающие синтез оптимальных решений, обеспечение планирования, контроля и регулирования, обладают главным приоритетом.
Глобальные изменения экономических условий. Развитие новой экономики, широко использующей глобальные электронные виды взаимодействия, электронную коммерцию и электронный бизнес, приводит к тотальному снижению роли всех промежуточных звеньев в организации процессов, сводя разделение деятельности лишь к глобальной и локальной, и способствуя при этом все большему разнообразию и плотности экономических связей. Ввиду этого роль традиционных правительств, банковских структур, макроэкономической политики и т.п. в том смысле, как это понималось в последние десятилетия, существенно трансформируется.
Стабилизация дохода и благосостояния на основе традиционных национальных замкнуто-самодостаточных циклов (объединяющих производство, выплаты, потребление, пенсионные системы, выплаты по безработице, системы социальной защиты и здравоохранения) уже невозможна в рамках глобальных рынков и глобальной конкуренции. Прежние возможности по сбалансированному обеспечению за счет развития производственной инфраструктуры необходимой покупательной способности (зарплат) и удовлетворения спроса на товары (потребление) также исчерпаны. Существовавшая в последние десятилетия идиллия соответствия спроса и предложения ушла в прошлое под натиском новых технологий и новых конкурентов как местного, так и глобального значения. Кроме того, накопление знания, в особенности технологий, основанных на новых знаниях (или на новых вариантах использования имеющихся знаний), разрушило традиционные модели инвестиций, занятости и организации предприятий.
В результате, контроль за национальными экономиками и их развитием начал теряться, а возникновение на базе старой экономики новых коммерческих моделей, инвестиционных потоков и глобальной миграции привел к целому ряду многочисленных конфликтов. Сегодня появляются все новые, основанные на сетевом электронном взаимодействии, экономические формирования и принципы работы. Новые клиенты, продукты и способы ведения бизнеса разрушают традиционные привычки, законы и правила. И на фоне того, как региональные корпорации и подвижные местные предпринимательские сообщества занимают рынок, государство и его основной рычаг управления - макроэкономическая политика - исчезают в бездне истории.
Среди этого, кажущегося хаотичным, потока изменений происходит становление новых экономических форм - организованных экономических полей, призванных снизить риск и стоимость рыночных операций как на региональном уровне, так и в глобальных масштабах (Европейский Союз, Североамериканское соглашение о свободе торговли, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество). А местные рынки начинают процветать за счет разрушения силового диктата старой экономики.
Развитие новых принципов. Приход новой экономики кардинально меняет сегодня подход к работе, жизни, самоорганизации и бизнесу. Уход от стереотипа "коллективного сознания", преобладавшего в индустриальный период, к "коллективному взаимодействию" новой эпохи требует существенного изменения системы понятий, инструментария, методологии и т.п. В новой экономике, активно использующей электронные виды взаимодействия, фирмы становятся прямыми поставщиками, а потребители получают возможность персонализировать свое потребление. В связи с этим экономика все больше выходит за узкие рамки чисто хозяйственных отношений и рассматривается уже не как множество разрозненных отраслей и региональных рынков, но, изначально, как единый организм, связанный со всем спектром общественных отношений. И поэтому неудивительно, что большинство социальных, демократических и общественных институтов индустриального общества находятся сегодня в глубоком кризисе доверия и функциональности.
Знания - основная производительная сила новой экономики. В новой, постиндустриальной эпохе главным источником благосостояния становятся знания - актив, доступный сегодня так широко и так свободно, как никогда ранее. В новой экономике знание выступает реальной производительной силой. И в большинстве современных организаций уже поняли, что способность активно применять знания - основной источник экономического преимущества.
Источником активных знаний являются люди. В компаниях нового типа этот фактор может напрямую связываться с доходом и благосостоянием. Однако, как правило, в больших компаниях сегодня все еще существует диссонанс между трудовым вкладом и поощрением, т.е. между собственностью на новые средства производства (знания) и собственностью на блага, распределяемые в соответствии со старой системой экономических и общественных отношений. Но ситуация постепенно меняется и развитие новой экономики неизбежно ведет к перераспределению, если не формальной, то реальной экономической власти.
Переход к коллективному взаимодействию. Новая экономика - это экономика коллективного взаимодействия. Однако, понятие взаимодействия это только лозунг, если оно не добавляет значимости или ценности для участников деловых операций. Поэтому развертывание коллективного взаимодействия на базе глобальных электронных сетей влечет за собой сегодня потребность в инструментарии, обеспечивающем адекватный учет добавленной стоимости и трудового вклада участников в виртуальных производственных и торговых цепочках, формируемых в электронном бизнесе и электронной коммерции.
Проблема выбора. Необходимость постоянного взаимодействия в меняющихся экономических условиях существенно обостряет также проблему выбора (и вызывает потребность в формировании новой культуры выбора). Например, в индустриальную эпоху большинство вариантов выбора было предопределено заранее (перечень функциональных обязанностей на работе, перечень типовых товаров в магазине и т.п.). В новой экономике выбор производится не из заранее предопределенного перечня - сами возможные варианты меняются в зависимости от того, что и как производится, что и как потребляется, и т.д.
Особенности новой экономики. Для новой экономики, использующей электронные виды взаимодействия, характерны более совершенные структуры, более детализированный анализ, недостижимые ранее возможности по синтезу адекватных решений и более дифференцированные действия.
Новой экономике присуща значительно более высокая плотность операций. Причем информационное наполнение операций происходит на микроуровне, в то время как на уровне электронной инфраструктуры возможно осуществление обобщений, анализа и синтеза информации и решений.
Эволюционный переход к новой экономике. Группирование при принятии решений многих экономических факторов и работа с большим количеством индивидуализированных продуктов ставят сегодня множество новых задач перед бизнес-структурами, правительствами и другими организациями. Суть сегодняшней эволюции к новым методам хозяйствования заключается в том, чтобы независимо от существующего в государстве типа экономической модели и общественных отношений обеспечить плавный переход к доминирующей роли в обществе нематериальных активов (знаний, информации, интеллектуальной собственности и т.п.). А это, в свою очередь, требует обеспечения достаточного уровня доступности, прозрачности и достоверности электронной инфраструктуры, используемой в экономической деятельности.
Вообще, развитие электронной инфраструктуры (электронных глобальных сетей, электронных бизнес-площадок, электронной коммерции, услуг и приложений) позволит создать необходимые условия для радикального ухода от массового производства и массового потребления в прошлом к индивидуализированным процессам производства и потребления новой эпохи. Как результат, это приведет к трансформации традиционной макроэкономической политики регулирования, применяющей финансовые средства национальных правительств (сбор налогов и распределение поступивших средств) к устойчивой системе сбалансированного планирования и организации экономического взаимодействия в изменяющихся условиях рынка на основе принципов самоорганизации.
Другими словами, рост благосостояния и новое равенство возможностей могут быть обеспечены на основе развертывания системы, стимулирующей развитие и обеспечивающей функционирование прежде всего интеллектуального капитала и нематериальных активов применительно к каждому члену общества.