Реферат
На тему:
«ВЕБИНАРЫ: ЧТО НАС ЖДЕТ НА РЫНКЕ ОБУЧЕНИЯ»
Введение
Кажущаяся популярность термина «вебинар» не должна вводить нас в заблуждение. Как показал опрос, проводившийся на портале HRM.ru в феврале-марте 2009 г., из более чем 600 участников голосования 80% не знают, что значит данное понятие. Аналогичный сентябрьский опрос на другом HR-сайте обнаружил, что о вебинарах не слышали 70% респондентов (т.е. за полгода информированность о них повысилась на 10%).
Вместе с тем высокими темпами растет количество компаний и интернет-ресурсов, применяющих вебинары, и число пользователей. Для сравнения: количество поисковых запросов со словом «вебинары» в Яндексе в июле 2008 г. составляло 166, в июле 2009 г. – 1730 (т.е. за год более чем десятикратный рост). В то же время, как любой новый термин, уже при введении в обиход он начинает «обрастать» смыслами так, что понятие «размывается». Слово «вебинар» происходит от англ. webinar – сокращения от web-based seminar, что буквально переводится как «семинар, организованный при помощи вебтехнологий». Итак, под вебинаром мы будем понимать мероприятие, организованное в Интернете / интранете посредством программного обеспечения, с помощью которого осуществляется передача знаний в интерактивном режиме.
Основа вебинара – программное обеспечение (виртуальный класс), позволяющее организовать общение между географически удаленными пользователями в режиме реального времени. Виртуальный класс работает в среде как Интернета, так и интранета. Он объединяет в едином интерфейсе различные инструменты коммуникации: текстовый, голосовой и видеочаты, «белые доски» для совместного рисования. Наиболее совершенные В-классы, в дополнение к перечисленному, дают возможность демонстрировать презентации PowerPoint, документы в форматах doc и pdf, электронные таблицы Excel, анимацию и видео. Кроме того, с их помощью осуществляется показ веб-ресурсов, рабочего стола или активных приложений с компьютера ведущего. Некоторые В-классы оснащены инструментарием для проведения опросов и голосований среди участников, а также их тестирования (при этом подсчет результатов происходит автоматически, и они могут быть немедленно предъявлены аудитории).
Безусловно, конкурентоспособность различных платформ будет определяться наличием тех или иных технических «прибамбасов», но мы бы не рекомендовали потребителям услуги ориентироваться исключительно на них: в конце концов, главное в вебинаре – качество получаемых знаний.
Например, на известном западном HR-ресурсе hrworld.com вебинары предельно бедны в плане технического обеспечения: как участник вы видите только поле презентации, слышите голоса ведущего и модератора и можете послать вопрос модератору через специальную форму. Вы не можете обмениваться мнениями с другими участниками, вы не знаете, сообщил ли модератор о вашем вопросе ведущему, вы не видите реакции преподавателя и / или участников на ответы и т.п. Несмотря на это известный ресурс в области управления персоналом продолжает использовать данную платформу.
Таким образом, при всем разнообразии технических средств и инструментов, используемых для проведения вебинаров, мы бы выделили последнюю часть определения вебинара – «передачу знаний в интерактивном режиме». Именно эта часть отражает все многообразие форматов вебинаров как мероприятий.
Под мероприятием мы имеем в виду любой формат взаимодействия: семинар, конференцию, брейн-ринг и т.п. Владимир Наумов, специалист компании Websoft, с коллегами обобщил возможные форматы мероприятий и получил следующий список:
1) групповое интервью – интервью, предполагающее работу одновременно с несколькими респондентами и применяемое при наличии общего вопроса, затрагивающего всю интервьюируемую группу;
2) круглый стол – модель обсуждения некоторого вопроса с целью обобщения идей и мнений его участников, для данного формата характерно:
отсутствие четко определенных позиций;
наличие только участников обсуждения;
3) мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм мышления;
4) групповое (коллективное) принятие решений – осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи (предполагает обязательное результирующее согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая групповому принятию решений);
5) групповая дискуссия – применяемый в практике руководства группами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи;
6) диспут;
7) обучение использованию программных продуктов;
8) виртуальная лабораторная работа и практикум;
9) лекция;
10) семинар;
11) конференция;
12) брейн-ринг – спор, состязание двух и более оппонентов (решение о победе обычно принимается голосованием участников);
13) тренинг.
Здесь уместно сказать об отличии вебинара от Skype. Вебинар, а точнее, виртуальный класс – это не улучшенная версия Skype. Они решают разные задачи, и только в контексте этих задач их можно рассматривать. Забегая вперед, приведем пример, как Skype и виртуальный класс работают в тандеме: на курсах английского языка преподаватель дает общее задание группе в виртуальном классе, разбивает обучаемых на пары, после чего пары выполняют упражнения на отработку навыков посредством Skype. Skype позволяет пользователям общаться между собой, виртуальный класс помогает организовать мероприятие, поэтому корректнее будет сравнивать вебинар с очным мероприятием. В числе основных преимуществ вебинара:
отсутствие географических ограничений;
размер аудитории, ограниченный лишь техническими возможностями и задачами мероприятия;
экономия времени и средств как организатора, так и участников.
Главный недостаток вебинара – меньшее количество каналов взаимовоздействия с аудиторией и, как следствие:
более слабая обратная связь с участниками (нельзя увидеть их реакцию и т.п.);
меньше возможностей контролировать участников (нельзя проверить, слушают они или нет);
меньше возможностей удерживать внимание аудитории (как показывает опыт, через 90 минут вебинара аудитория «выключается» – почти не воспринимает информацию);
меньше возможностей для эмоционального включения аудитории в процесс обучения.
Все вышеперечисленное предъявляет определенные требования к характеру передаваемых знаний, т.е. ведущие вебинара должны выбирать оптимальный уровень сложности информации, предлагаемой участникам для усвоения (например, существует такое правило: «Один вебинар – одна мысль»). Вот мнение одного из ведущих вебинара: «По-моему, вебинар как форма обучения подойдет в трех случаях. Вопервых, когда нужно быстро довести до обучаемых четко структурированную информацию, например познакомить продавцов в регионах с новыми продуктами или рассказать о новых правилах заполнения внутренней отчетности. Во-вторых, для коротких, ярких мотивационных презентаций. В-третьих, для проведения удаленных семинаров-совещаний, например, таких как при проведении консультационных проектов, когда нужно оперативно познакомить команду проекта с новыми идеями и получить обратную связь».
Резюмируя, можно отметить, что ведущий вебинара выигрывает с точки зрения привлечения аудитории и экономии ресурсов, но проигрывает с точки зрения усвоения знаний слушателями. Таким образом, мы можем говорить об уникальном формате взаимодействия преподавателя и аудитории.
Нас, естественно, в первую очередь интересует вопрос: как бизнес может использовать данный формат? Существует два принципиально различных варианта его применения:
1) использование вебинаров в корпоративном обучении;
2) применение вебинаров внешними провайдерами.
Корпоративное обучение
Рассмотрим конкретный пример. Время действия – весна 2008 г. Место действия – компания с более чем 20 филиалами в регионах. В HR-службе четыре тренера, основная функция которых состоит в обучении сотрудников филиалов. У каждого из трех тренеров – одна-две командировки в месяц, четвертый работает в центральном офисе. Основная тематика тренингов – обучение по продукту. Достаточно стандартная ситуация, согласитесь?
Тренеры, прямо скажем, не загружены работой. Но HR-директор беспокоится совсем не о том, чтобы повысить их нагрузку, а о том, как бы их не потерять: найти адекватного тренера – большая проблема.
Автор предлагает руководителю решить проблему с помощью покупки виртуального класса. Аргументы следующие: из чего состоит большая часть тренингов? Это презентация продукта, ответы на вопросы слушателей – и все. Подобные тренинги легко можно заменить вебинарами: та же презентация, те же ответы на вопросы, но при этом можно либо сократить количество тренеров вдвое, либо переключить часть из них на решение новых задач. Затраты на покупку виртуального класса окупятся в течение года только за счет экономии на авиабилетах. Плюс это покроет расходы на зарплату тренеров.
HR-директор ответил следующее:
во-первых, стоимость билетов заложена в бюджете АХО, экономия по нему никак не повлияет на покупку виртуального класса, никто не выделит дополнительных денег бюджету HR;
во-вторых, он не уверен в технических возможностях сетей компании; в-третьих, вебинар не позволяет развивать soft skills;
в-четвертых, понадобится перестраивать фактически всю систему обучения в компании.
В неформальной беседе тренеры честно признались, что ездить в командировки им просто выгодней.