Интересен опыт некоторых стран Европы, где библиотекарем в школе может работать лишь человек, имеющий и библиотечное и педагогическое образование. При этом – не обязательно высшее. В наших условиях оптимальным видится вариант создания специальных факультетов на базе педколледжей. Возможно, проще приглашать туда специалистов библиотечных техникумов для ведения спецпредметов, чем в библиотечном техникуме создавать две различные специализации (слишком разным для них может оказаться учебный план).[37]
Переподготовка и повышение квалификации
Системы повышения квалификации школьных библиотекарей в масштабах страны не существует. Нет хотя бы примерных программ, рекомендаций – чему и как учить и на какой базе проводить курсы. В большинстве регионов обучение взяли на себя институты повышения квалификации работников образования или институты развития образования, но ни в тех, ни в других нет, как правило, кафедр библиотечного дела, методистов по библиотечной работе и т.п. Организаторами курсов в таком случае выступают руководители или работники библиотек этих институтов. В других случаях обучение школьных библиотекарей организуют детские публичные библиотеки (областные, районные). Содержание курсов складывается в лучшем случае из сиюминутных потребностей (запросов) школьных библиотекарей, а чаще – из возможностей организаторов и их представлений о нуждах работников школьных библиотек. Как следует из писем в редакцию и некоторых социологических исследований, эти представления не всегда соответствуют реальным нуждам и ожиданиям библиотекарей.
Наибольшим успехом пользуются у библиотекарей школ конкретные тематические курсы, помогающие организовать работу одного конкретного направления. Например, методика краеведческой работы в библиотеке, методика работы по экологическому (правовому, историческому) просвещению школьников, анализ чтения в школьной библиотеке и т.п.
Для начинающих библиотекарей весьма актуальны курсы основ библиотечного дела и его специфики в школьных библиотеках.
Опытные библиотекари чаще отмечают, чего не хватает в курсах повышения квалификации.
С небольшими колебаниями, в зависимости от технической оснащенности в регионах, этот список выглядит так:
– основы компьютерной грамотности;
– современные информационные технологии в библиотеках;
– современные информационные и интернет-технологии в образовании и в школьной библиотеке;
– современные педагогические направления, новые педтехнологии в школе и их применение в школьной библиотеке;
– фандрейзинг;
– возрастная психология и психология чтения;
– технология создания библиотечных проектов;
– методика организации медиатек;
– методика развития информационной грамотности у детей;
– опыт коллег из школьных библиотек зарубежных стран;
– воспитательная работа в библиотеке как часть общего плана воспитательной работы школы.
Для библиотекарей специальных школ характерно желание получить такие спецкурсы:
– основы дефектологии, психология детей с особенностями развития;
– обзоры специальной литературы – начиная от учебников для детей и кончая научными публикациями;
– методика библиотечной работы с детьми, имеющими особенности в развитии или ограниченные физические возможности.
Некоторые из этих курсов подробно и хорошо разработаны где-то на местах, в других же регионах их нет совсем, так же как невозможно найти преподавателей, не достать или не на что купить специальную литературу по этим проблемам.
Курс развития информационной культуры и методика его преподавания библиотекарям, например, глубоко разработан в КемГАКИ. Библиотечный факультет Омского госуниверситета когда-то занимался вопросами подготовки школьных библиотекарей, но сейчас это направление закрыто.
Проблема методической литературы для школьных библиотек стоит сейчас весьма остро. С одной стороны, ее очень мало в принципе, но даже то, что создано, выходит мизерными тиражами (материалы ГНПБ им. Ушинского имеют тиражи 300–500 экз.). При этом попытки коммерческих издательств выпустить что-то, чтобы заполнить лакуну, приводят к выпуску «шедевров» вроде профессионально некорректного «Справочника школьного библиотекаря», выпущенного издательством «Профессия» (СПб.). С другой стороны, большая часть библиотекарей не имеет возможности покупать профессиональную литературу за свой счет, т.к. не получает компенсацию на методическую литературу, которая полагается педагогам. Приобретать же ее на библиотеку за бюджетные деньги и вовсе нет возможности из-за отсутствия или дефицита денег на комплектование.
Даже такой обязательный рабочий материал, как «Таблицы ББК для детских и школьных библиотек», имеют далеко не все школьные библиотеки. Есть регионы, где в свое время на эти «Таблицы» были целевым назначением выделены деньги из бюджета, и они есть в каждой школе. В других местах «Таблицы» имеют лишь методисты по учебным фондам и общественные председатели МО школьных библиотек. В некоторых сельских и поселковых школах библиотекари работают по трех-четырехстраничной схеме «Таблиц», переписанной от руки. Какова бы ни была квалификация библиотекаря и как бы его ни учили, невозможно в этих условиях ждать ведения грамотных каталогов и картотек, а уж тем более – подробной систематической росписи книг и периодики.
Пожелания. Необходима целевая программа обеспечения школьных библиотек рабочими материалами и методической литературой, с тем чтобы ее как обязательную имела в фонде каждая школьная библиотека. Важно, чтобы эта программа была централизованной, региональной или федеральной и книги ставились на баланс библиотеки, т.к. в случае покупки такой литературы на личные средства специальные книги «уходят» из библиотек вместе со сменой сотрудника. Содержание профессионального фонда для школьного библиотекаря – отдельная тема, не вошедшая в данный обзор.[38]
Несмотря на развитую систему библиотечного образования в стране квалификация библиотечных кадров остается весьма низкой. Существующая практика повышения квалификации с выездом на курсы и семинары не обеспечивает реальной актуализации знаний. Наблюдается процесс старения наиболее квалифицированного профессионально подготовленного слоя библиотечных коллективов. Во многих случаях на место уходящих профессионалов приходят сотрудники с библиотечным стажем и опытом работы, но без библиотечного образования. Многие выпускники с дипломом профессионального библиотекаря покидают библиотеки через год-другой работы. Они не испытывают удовлетворенности: часто им приходится работать в подчинении у непрофессионалов, постоянно слышать упреки, связанные с их слабой подготовкой к практической работе. Недовольство администраторов уровнем подготовки выпускников библиотечных факультетов стало носить хронический характер.[39]
Оценка новых сотрудников библиотеки часто проводится на глаз, при этом в первую очередь положительные эмоции вызывают работники открытые, умеющие общаться, быстрые и решительные, готовые взять на себя ответственность за тот или иной участок. Да и почему бы не взять эту ответственность, если молодому историку или филологу, только что закончившему учебное заведение, библиотека представляется учреждением гораздо более примитивным, чем школа или научно-исследовательский институт? Уже одно то, что здесь, оказывается, профессиональные знания не ценятся особо и никаких материальных благ не дают, говорит о многом. Прибавим к этому распространенное в обществе мнение о библиотеках и библиотечной работе...
Для библиотечной деятельности сегодня характерны: технизация, технологизация, социальная направленность, интеллектуализация, открытость, повышенный культурный уровень специалиста. Все эти направления развития библиотечной действительности накладывают особые требования к профессиональным качествам библиотекаря, порождая в свою очередь неподготовленности основной массы библиотечных работников к новым реалиям.
В нынешних условиях уже не требует доказательств, что парадигма информационного обслуживания, базирующегося только на основе бумажных носителей, уже устарела, и ей на смену приходит другая, - основанная на электронном представлении самой разнообразной информации, тиражируемой в неограниченном количестве и мгновенно доступной через Internet независимо времени и местонахождения пользователя.
Усиление темпов создания информации, совершенствование средств ее хранения и передачи, изменение принципов взаимодействия людей в процессе обмена информацией привело к возникновению парадигмы информационной супермагистрали (ИСМ), подразумевающей органическое соединение двух составляющих - соответствующей телекоммуникационной инфраструктуры и информационных ресурсов (библиотеки, архивы, информационные центры).
Развитие ИСМ немыслимо без крупных библиотек - мощных традиционных центров хранения, создания и использования информационных ресурсов. Сегодня, однако, налицо противоречие между уровнем развития библиотек, информационными потребностями общества и существующими средствами обработки информации - библиотеки, к сожалению, в подавляющем большинстве по-прежнему остаются преимущественно хранилищами документов. Как правило, пользователь здесь может рассчитывать на получение не конкретной релевантной информации, а лишь документа, потенциально (и далеко не всегда) ее содержащего. Эффективный анализ содержащейся в документах информации, ее препарация и упаковка для конкретного пользователя - задача отнюдь не простая для библиотечного дела и решаемая лишь при условии активного использования прогрессивных ИТ и обеспечения сетевой интеграции информационных ресурсов. Таким образом, чтобы не оказаться без будущего, библиотека как социальный институт должна определить свои новые функции в интенсивно формирующемся ИО.