Смекни!
smekni.com

Под знаком ставок и Гринспена (стр. 1 из 2)

В обзоре состояния валютного рынка Форекс за май было сделано предположением о том, что в июне ожидание повышения ставки Федеральной резервной системы США (ФРС) в конце месяца будет главным фактором, влияющим на курс доллара по отношению к другим основным мировым валютам. В то же время сам факт увеличения ставки может не оказать заметного воздействия на курс. Именно так и произошло. По итогам июня курс евро/доллар практически не изменился, а в первые дни июля доллар начал слабеть.

Хроника событий

В начале июня курс доллара по отношению к евро продолжал снижаться, что было вызвано ростом цены нефти вследствие информации о захвате заложников в Саудовской Аравии и обострении ситуации на Ближнем Востоке (1 июня в Нью-Йорке цена нефти достигла уровня 42 USD за баррель). По мнению экспертов, высокая цена нефти должна замедлить экономический рост в США, что уменьшает вероятность значительного роста процентных ставок ФРС.

Страны организации экспортеров нефти OPEC были вынуждены принять меры и на конференции 3 июня решили c этого дня увеличить объем добычи нефти на 2 млн. баррелей в день и на 0,5 млн. баррелей в августе. Данное решение привело к снижению цены нефти, хотя укрепления курса доллара по отношению к евро не произошло, так как у операторов валютного рынка возникли сомнения в отношении возможной агрессивной политики ФРС.

Еще 2 июня министерство труда США сообщило, что в мае уровень безработицы в Америке не изменился по сравнению с апрелем, оставшись равным 5,6%, и в американской экономике было создано 248 тыс. рабочих мест. Это в среднем совпало с прогнозом, хотя некоторые экономисты ожидали увеличения на 300 тыс. и более.

Накануне публикации майского отчета о занятости вероятность повышения ставки 30 июня на 0,5 процентных пункта оценивалась фьючерсным рынком (на величину ставки) в 50%. После публикации несколько разочаровывающих данных отчета все стали ожидать роста на 0,25 процентных пункта. Под действием этого 7 июня курс евро достиг максимального значения в целом за месяц - 1,2318 USD/EUR.

Но 8 июня ситуация резко изменилась. Алан Гринспен выступил с докладом на международной конференции в Лондоне. Он заявил, что "комитет ФРС придерживается мнения, как вы знаете, что от поддерживающей монетарной политики можно будет отказаться в режиме, который, вероятно, будет взвешенным". Затем он добавил, что "FOMC готов делать то, что потребуется, чтобы выполнить наши обязательства, направленные на поддержание ценовой стабильности с целью обеспечения максимально устойчивого экономического роста".

Рынок воспринял эти слова как указание на возможность повышения ставки ФРС сразу на 0,5 процентных пункта. Произошло это понимание, правда, на следующий день - 9 июня. Этому помогли сделанные одновременно заявления президента Федерального резервного банка в Канзас-Сити Томаса Хенига и президента Федерального резервного банка в Нью-Йорке Тимоти Гейтнер о принципиальной возможности агрессивной политики ФРС. Хениг указал, что если опасность роста инфляции станет реальной, то "это, очевидно, потребует более агрессивной реакции со стороны ФРС". Его коллега Гейтнер повторил слова Гринспена, заявив, что ФРС "будет делать то, что необходимо" для сдерживания инфляции и обеспечения устойчивого экономического роста.

9 июня доходность 2-летних казначейских облигаций повысилась до 2,77% против 2,70% накануне, цены акций пошли вниз, а курс доллара значительно вырос. Укреплению доллара способствовало и снижение цены нефти.

8-9 июня в США на острове Си-Айлэнд прошла встреча глав государств "большой восьмерки", но какого-либо заметного влияния на курсы валют она не оказала, несмотря на то что премьер-министр Италии Сильвио Берлускони подверг резкой критике политику Европейского центрального банка (ЕЦБ). Он заявил, что ЕЦБ действует неправильно, делая упор на сдерживании инфляции в условиях слабого экономического роста в еврозоне. "Чтобы добиться большего роста, главным инструментом должно быть понижение ставки ЕЦБ". Итальянского премьер-министра поддержал министр финансов Франции Николя Саркози.

Однако руководители ЕЦБ придерживаются противоположной точки зрения и в течение июня неоднократно делали заявления о том, что они рассматривают возможность не снижения ставок для поддержки экономики, а повышения в целях противодействия инфляции. В I квартале текущего года ВВП еврозоны вырос на 0,6% по сравнению с предыдущим кварталом, что превысило прогнозы экономистов, а прогноз ЕЦБ по росту ВВП еврозоны в 2004 г. был повышен в июне до 1,7% против 1,6% в декабре.

10 июня евро немного восстановил позиции, но 11 июня доллар вновь взял верх, и снова причиной этого стали высказывания одного из руководителей ФРС. Президент Федерального резервного банка в Сент Луисе Пула заявил, что основные процентные ставки в США могут повышаться быстрее, чем это планировалось ранее, если уровень инфляции будет расти с большей скоростью. Под действием подобных высказываний курс евро/доллар вплотную приблизился к уровню 1,200 Usd/Eur но не преодолел его, застыв 11 июня на значении 1,2020.

Однако 15 июня все вновь изменилось, и опять был виноват Алан Гринспен. В этот день в банковском комитете Сената прошли слушания, посвященные утверждению его кандидатуры на должность председателя ФДС на пятый срок. В своем выступлении перед сенаторами Гринспен заявил, что "наш взгляд в целом предполагает, что инфляционное давление, по всей вероятности, не будет серьезной проблемой в ближайший период. Поэтому мы сделали вывод в наших заявлениях, что отказ от все более ненужной степени поддержки экономики в монетарной политике будет, вероятно, размеренным в ближайшие кварталы".

Данные слова финансиста рынок интерпретировал как указание на то, что ФРС будет повышать ставку по федеральным фондам постепенно, не более чем на 0,25 процентного пункта за один прием. Это привело к укреплению евро, однако не в такой степени, как было до предыдущего заявление главы ФРС 8 июня, интерпретированного рынком в пользу 0,5 процентных пункта.

Слова Гринспена были подкреплены данными о потребительских ценах в США. Индекс потребительских цен CPI, индикатор инфляции в розничной сфере, по сравнению с апрелем в мае вырос на 0,6%. За последние 12 месяцев, закончившиеся в мае, базовый индекс CPI вырос на 1,7%. При этом индекс потребительских цен без учета цен на продукты питания и энергоносители (CPI excluding food and energy) в США за май составил +0,2%, что совпало с прогнозом.

Негативными для доллара оказались и опубликованные 14 июня данные о неожиданном росте дефицита торгового баланса в США.

Несмотря на все перечисленные удары по курсу доллара, 16 июня курс евро упал до минимального в июне уровня - 1, 2013 USD/EUR по итогам дня. К такому эффекту привела публикация данных об уровне инфляции в еврозоне за май, которая без учета цены энергоносителей не изменилась по отношению к инфляции за апрель. Низкая инфляция означает отсутствие необходимости увеличения ставок ЕЦБ.

Падение курса евро было усилено техническими факторами - срабатыванием стоп-ордеров ниже уровней 1,2100 и 1, 2050. Негативное влияние на курс евро оказало также заявление председателя Европейской комиссии Проди о том, что он озабочен снижением роли Маастрихтских соглашений.

Но с 17 июня начался длительный период постепенного укрепления курса евро, только изредка прерываемый его снижением.

18 июня был опубликован Платежный баланс (Current account) в США за I квартал 2004 г., который оказался намного хуже ожидаемого, в результате чего курс евро вырос до 1,2141 USD/EUR. Рост курса евро мог бы быть еще большим, если бы не позиция Центробанка Европы, руководители которого указывали на отсутствие необходимости увеличения ставок ЕЦБ. Главный экономист ЕЦБ Иссинг заявил, что рост уровня инфляции в регионе не стоит пока драматизировать.

В то же время Иссинг отметил, что если рост уровня цен будет способствовать росту уровня заработной платы, то уровень процентных ставок будет повышен. Член Управляющего совета ЕЦБ Вебер заявил, что в настоящий момент нет причин для повышения уровня ставок в еврозоне.

В течение нескольких следующих дней новостей, способных оказать воздействие на представления о росте ставок, не поступало, и курс евро к доллару совершал незначительные колебания под воздействием различных экономических факторов.

24 июня доллар подешевел вследствие информации о проведении террористических актов в Ираке и Турции, а также негативных данных по состоянию экономики США. Рост валового внутреннего продукта (GDP) в США за I квартал составил всего +3,9% в пересчете за год, что оказалось намного ниже прогноза (+4,4% за год).

Не способствовала укреплению доллара и публикация данных о динамике вложений зарубежных центральных банков в казначейские и ипотечные облигации США, согласно которым в течение 2 недель вложения уменьшались.

За неделю, закончившуюся 23 июня, иностранные центральные банки продали казначейские облигации на сумму 4,93 млрд. USD и ипотечные облигации на сумму 1,901 млрд. USD. В итоге стоимость казначейских облигаций на кастодиальных счетах ФРС уменьшилась до 987,036 млрд USD, а вложения в ипотечные облигации - до 230,978 млрд. USD.

Относительная стабильность курса евро/доллар сохранялась вплоть до 29 июня, когда началось 2-дневное заседание Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) ФРС, который принял решение повысить ставку по федеральным фондам, или ставку межбанковского кредита overnight на 0,25 процентных пункта, до 1,25%. Это стало первым повышение ставки ФРС с мая 2000 г. Последнее уменьшение ее произошло 25 июня 2003 г., когда она была снижена на 0,25%, до минимального уровня за последние 46 лет.

В своем заявлении, сопровождавшем решение от 30 июня, FOMC указал следующее: "Комитет полагает, что в ближайшие несколько кварталов риски сверху и снизу, относящиеся как к достижению устойчивого роста, так и к достижению ценовой стабильности будут примерно равны. Поскольку ожидается относительно низкая инфляция, комитет полагает, что от поддерживающей монетарной политики можно отказаться в режиме, который, вероятно, будет взвешенным. Тем не менее комитет будет реагировать на изменения в экономической перспективе так, как необходимо для выполнения его обязательств по поддержанию ценовой стабильности".