Через национальный рынок труда словно через гигантские китовые жабры на предприятия и учреждения отфильтровываются только те трудовые ресурсы, которые способны реально обеспечить высокую и, что очень важно, постоянную эффективность трудовых, производственных процессов[2].
Рынок труда стоит на страже интересов общества и всех его членов, разделяя трудоспособное население на тех, кто может быть сразу после окончания учебного заведения и приема на работу допущен к рабочим местам и тех, кто должен перед этим пройти дополнительную подготовку. Неподготовленных к общественному труду, особенно малоквалифицированных работников, выгоднее содержать какое-то время за государственный счет, осуществляя интенсивную переподготовку, чем за те же деньги в виде зарплаты удерживать на предприятиях и в учреждениях, разводняя ими высокопроизводительные трудовые коллективы. Подобную методику целесообразно учесть и в российской хозяйственной практике.
Современную частнопредпринимательскую экономику нашей страны необходимо рассматривать как систему из двух частей: рыночной (мелкие частные предприятия), и корпоративной (крупные частные предприятия). Распределительные отношения в этих секторах экономики существенно различаются.
В государственном секторе (на государственных хозрасчетных предприятиях и в государственных бюджетных учреждениях и организациях) правила распределения также имеют особенности.
а) Рыночный сектор. Функционирование большинства мелких и средних предприятий, принадлежащих к рыночной системе, способствует эффективному распределению общественного продукта. В конкурентной среде ресурсы, как правило, направляются в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. В рыночной системе воля потребителя, выражающаяся в увеличении или в уменьшении закупок, передается через рынок производителю, т.е. производство управляется выбором потребителя и общества, их платежеспособными потребностями. Процесс распределения в рыночной системе состоит в следующем. Любой продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену. Способность потребителя заплатить равновесную цену за продукт определяется размером его денежного дохода. Последний зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство может предложить в обмен на часть общественного продукта. В пределах денежного дохода потребителя готовность последнего заплатить равновесную цену за продукт и решает, поступит ли в распоряжение этого потребителя часть указанного продукта или не поступит. А такая готовность купить продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение данному продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей[3].
Домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов по наследству, в результате тяжелого труда и бережливости, путем использования особой деловой сметки или даже посредством обмана, получают крупные доходы. Таким образом, они распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта. Рыночная система — это обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на его основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем обществу желательно. Рыночная система приносит очень крупные доходы тем, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, приобретенного образования и мастерства. Равным образом и те, кто владеет значительным капиталом и земельными площадями, заработанными упорным трудом или доставшимися по наследству, получают от них большие доходы. Но другие члены общества обладают меньшими способностями, получили лишь скромное образование и квалификацию. Все эти люди, как правило, не накопили или не унаследовали никаких материальных средств. Следовательно, их доходы очень малы. Кроме того, многие престарелые лица с физическими и умственными недостатками, незамужние женщины и вдовы с детьми на иждивении зарабатывают очень мало или, подобно безработным, вовсе не имеют доходов в рамках рыночной системы. Рыночная система влечет за собой значительное неравенство в распределении денежного дохода, а следовательно, и в распределении национального продукта между индивидуальными домохозяйствами. Произведенный продукт преимущественно выделяется на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Расширение рыночной среды обостряет проявление ее недостатков, обусловленных несовершенством влияния спроса и предложения на распределение общественного продукта. Там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества (это относится к проблемам загрязнения окружающей среды и другим). Рыночная система не способна в полной мере учитывать общественные или коллективные потребности (потребности в образовании, предотвращении чрезвычайных ситуаций, достаточность национальной обороны и др.).
б) Корпоративный сектор. Одной из ведущих сил, преобразующих экономику России, является быстро формирующийся корпоративный сектор, в который переходят многие крупные предприятия. Часть из них занимают монопольное положение в производстве товаров и услуг. В предреформенный период деятельность этих предприятий жестко регулировалась государством. В современных условиях они имеют большую самостоятельность. Их влияние на формирование доходов резко возрастает. Правила распределения общественного продукта в корпоративной части экономики значительно меньше рассмотрены. Интересы быстро формирующихся корпораций широко реализуются через контроль за внутренней и внешней средой их деятельности. Современные корпорации имеют большую свободу в выборе и достижении своих целей, располагают властью над установлением цен и издержек, влиянием на потребителей, организацией поставки материалов и полуфабрикатов, проводят свою политику в отношении рабочей силы и воздействует на деятельность государства.
Власть корпораций приводит к утере суверенитета потребителя над производителем. Производитель все больше управляет потребителем, подчиняет его собственным потребностям, т.е. контролирует потребительский спрос. Именно эта власть, а не «потребность» в общепринятом смысле определяет функционирование экономики. Производство достигает больших размеров не обязательно там, где существует большая потребность. Оно может быть велико там, где есть большая возможность управлять поведением отдельного потребителя или участвовать в контроле над закупками товаров и услуг государством. При власти корпораций полезность изделий становится лишь одним из нескольких условий их производства. На первый план выступает убеждение потребителя в новизне изделия. Новизна или кажущаяся новизна, если она способствует эффективности убеждения потребителя, служит целям корпораций лучше, чем полезность и работоспособность. Не случайно значительно возросло предложение потребителю всевозможных, нередко не самых необходимых товаров, по сравнению затратами на производство наземного транспорта или строительство жилых домов, удобной недорогой одежды и т.п.
Корпоративная система привносит нестабильность в развитие экономики, раскручивает высокую инфляцию, цены в ней контролируются фирмами и, как правило, растут быстрее, чем в рыночном секторе. Зарплата, контролируемая профсоюзами, также растет быстрее, чем на мелких и средних предприятиях и в бюджетной сфере. Часть расходов на заработную плату, повышаемую корпорациями под давлением профсоюзов, перекладывается через повышение цен на налогоплательщиков. Эта инфляция носит систематический характер и обусловлена, в том числе и независимостью крупных фирм от регулирования правительством государственных и частных расходов, а также сокращения частных расходов за счет заемных средств и повышения налогов. Инфляцию раскручивает и активное использование корпорациями для капитальных вложений не заемных средств, а своих доходов. Ее росту способствует наличие в составе вновь формирующихся конгломератов предприятий, осуществляющих финансовые операции; коммерческих и инвестиционных банков (например, создание финансово-промышленных групп), страховых компаний, возможность перекладывать более высокие налоги на товары и услуги на общество.
Корпоративной системе свойственна недостаточность эффективного спроса, обусловленная тем, что доходы корпораций идут не на накопление (инвестирование, т.е. тратятся), а на сбережения. Они активно используются для «прокручивания» в форме «коротких» денег. В корпоративной системе нет механизма, обеспечивающего соответствие решений, касающихся как сбережений, так и накоплений интересам населения.