Подчеркивая роль лидера в позитивном развитии библиотеки, мы должны признать, что темп и содержание инновационных процессов зависит не только от его компетентности и предприимчивости. Особое значение приобретает и степень сплоченности коллектива, его организационная культура, наличие в коллективе групп, прямо или ко косвенно препятствующих изменениям или поддерживающих их, профессионализм кадров библиотеки, наличие в традициях библиотеки благоприятных и продолжительных связей с региональной общественностью, представителями библиотечных школ, структур власти, бизнес-кругов, средств массовых коммуникаций.
В ходе исследования важно было установить, что, по мнению руководителей, тормозит развитие библиотеки и мешает результативному управлению. Как выяснилось, руководители библиотек видят несколько ограничивающих факторов:
* недальновидность вышестоящих руководителей, зачастую сдерживающих творческую, инициативную деятельность;
* инертность и неквалифицированность кадров, не желание сотрудников поддерживать инициативу;
* отсутствие необходимых ресурсов и неспособность в сложившихся условиях их изыскать;
* отсутствие возможности привлечь в штат библиотеки молодых перспективных сотрудников - выпускников новых библиотечных специализаций или кадры, получивших образование в области информационных систем и вычислительной техники, психологии, рекламы, дизайна и связей с общественностью.
Одним из основных выводов исследования явилось то, что качественное преобразование библиотечной деятельности возможно лишь там, где ведется целенаправленная работа по формированию организационной культуры. Не случайно специалисты в области организационного управления выделяют два среза организации, которые являются основными при проведении стратегических изменений. Первый срез - это структура организации, второй - организационная культура. Если организационная структура определяет границы структурных подразделений и задает формальные связи между ними, то организационная культура направляет действия членов коллектива. Под организационной культурой библиотеки в современной литературе понимается совокупность наиболее важных предположений, принимаемых и господствующих в коллективе и получаемых выражение в заявляемых библиотекой ценностях, задающих ее сотрудникам ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации определяют моральный климат, помогают библиотекарям понять назначение своей библиотеки и тем самым создать нормы деятельности и поведения, правила следования им.
Культура не только отличает одну библиотеку от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и развития в долгосрочной перспективе. Так как носителями организационной культуры являются люди, ее формирование составляет основу управления персоналом библиотек. На ее основе определяются установки поведения и регулируются межличностные отношения в коллективе, строятся взаимоотношения между руководством и подчиненными. Она находит отражение в стратегии и структуре организации, принципах управления, которые, в свою очередь, рассматриваются как инструменты организационной культуры.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Организационная культура начинает определять пределы гибкости системы в экстремальных ситуациях, она выражает степень подготовленности коллектива к осуществлению преобразований, и степень его зрелости. Необходима не слепо увековеченная культура, а такая, которая выдвигает все новые требования к менеджерам и коллективу и ими воспринимается.
Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.
С производительностью и качеством в России положение обстоит не лучше (если не хуже), чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качество продукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более 10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был 25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главным фактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе, или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке.
С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:
менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которыми владеют "новые русские";
менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;
советскую модель, характерную для большинства бывших государственных предприятий.
Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России".
Первая модель - менеджмент здравого смысла, характерный для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм). На поверку она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта).
Вторая модель - менеджмент инофирм и их представительств в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски (в виде интерьеров офисов или типов компьютеров и средств связи, вежливого обращения менеджеров), прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний "тратиться" на перспективу в условиях российской нестабильности.
Третья модель - советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности.
Так, все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий.
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе, как "сидя на игле" бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственного протекционизма и т.п.
Сплав этих трех моделей неприемлем. Подобного рода "русский менеджмент" ориентирован на: