Смекни!
smekni.com

Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий (стр. 1 из 2)

Постановка проблемы и поиск нетрадиционных путей решения

На рубеже двух тысячелетий наблюдаемые противоречия между кардинальными изменениями в производительных силах, производственных и общественных отношениях, с одной стороны, и глубокая не разработанность теоретических и прикладных проблем адаптации человека к новым современным условиям развития человеческого социума, с другой стороны, ставят в повестку дня ряд принципиально новых теоретико-методологических и специальных научно-прикладных вопросов.

Перемены, происходящие на пороге третьего тысячелетия во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизнедеятельности человеческого социума, предъявляют сегодня беспрецедентно высокие требования к теоретическим и практическим вопросам решения узловых задач, направленных на поддержку и развитие социальной и экономической активности населения, создание педагогически целесообразных и дидактически обоснованных условий для проявления человеческим индивидом академических свобод и предпринимательских инициатив, индивидуальных дарований и творческих способностей, мобилизации своих адаптационных и психофизиологических возможностей в динамично изменяемых условиях на отечественном и международных рынках товаропроизводителей и рынках профессионального труда.

Человеческое сообщество, в лице ряда стран с высокоэффективной рыночной экономикой, уже вступило в новый этап своего социально-экономического и общественно-политического развития. Селективный контингент лиц интеллектуального и творческого труда, которые выступает, прежде всего, в качестве обладателей и носителей авторских прав на созданные в результате их продуктивного профессионального и творчески-созидательного труда - объекты интеллектуальной собственности (ОИС) получает в этих странах общественное признание, экономическую защищенность и наиболее высокий социальный статус.

В этих странах социально-экономическая система управления хозяйственным и общественно-политическим механизмом в основном базируется на экспансии трех социокультурных феноменов: «Творчество», «Знания» и «Информация». Они активно используют потенциальные возможности высоких технологий, широко распространяя новейшие и быстродействующие информационные сети и системы компьютерной связи, теле-, радио- и другие наукоемкие интерактивные электронные средства коммуникаций в интересах интенсивного формирования и расширения сетей национальных институтов интеллектуальной собственности коренным образом, изменяющих образ жизни и мышление современного человека. И как следствие, такие сферы, как «Наука», «Образование», «Культура» и «Услуги» постепенно превращаются в ведущие отрасли национального и транснационального хозяйствования. Эти наукоемкие сферы человеческой жизнедеятельности начинают занимать особое место и играть принципиально отличную роль в хозяйственном механизме, нежели в странах с традиционной – топливно-сырьевой и индустриальной спецификой управления социальным и хозяйственным механизмом.

А в нашей российской действительности, вопреки вышеприведенному примеру, в соответствии с устоявшимся консервативным мышлением, такие сферы занятости как «Наука», «Образование», «Культура», «Услуги» и др. пока еще рассматриваются в качестве так называемой инфраструктуры или периферии экономики.

Традиционно, эти наукоемкие сферы общественного производства, в целом, воспринимаются россиянами двояко: либо как часть социальной сферы, выступающей только лишь потребителем материальных ресурсов, со всеми вытекающими из этого последствиями, обусловленными остаточным финансированием и соответствующим низким социальным статусом, либо (и это в лучшем случае) как рядовые отрасли национального хозяйствования.

Система управления российским хозяйственным механизмом, несмотря на достигнутый некоторый прогресс в области формирования рыночных критериев и принципов управления, в своей основе, традиционно продолжает сохранять сырьевую и индустриальную специфику. Отрасли экспортно-сырьевой направленности в экономике России по-прежнему составляют ее ключевую базу.

Благодаря такому пониманию роли и места таких наукоемких сфер жизнедеятельности общества, как «Наука», «Образование» и Культура» в основном звене управления процессом хозяйствования российского государственного социально-экономического механизма, отвечающем за формирование и опережающее развитие интеллектуальных способностей и индивидуальных дарований своих граждан, их своевременную социализацию и профессионализацию начинает складываться неблагоприятная ситуация.

За последнее время происходящие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом субрегиональном пространстве российского социума по своему характеру и направленности, к нашему сожалению, уже начинают формировать негативное отношение к одному из основных капиталов России - его интеллектуальному и научно-образовательному высококвалифицированному кадровому ресурсу, порождая тем самым не только апатию и интеллектуальную пассивность, прежде всего в среде лиц интеллектуального и творческого труда.

Эти и другие негативные факторы способствуют рекрутированию интеллектуального кадрового корпуса для обеспечения и укрепления как экономики других стран, так и теневой экономики, включая криминальные структуры (например, работа в подпольных лабораториях по изготовлению взрывчатых, наркотических, психотропных и иных веществ), содействуя тем самым значительному пополнению «теневой экономики» высокоинтеллектуальным кадровым корпусом. И, что очень важно, в среде молодого поколения, как следствие этих проявлений, уже начинает формироваться достаточно устойчивое негативное отношение к умственно-познавательным вида труда.

В известном смысле, эти негативные проявления в социально-экономических реалиях страны, правоцирует не только отток из научных и образовательных структур творчески способных, талантливых, одаренных российских граждан, социально и экономически активного селективного контингента научных и педагогических работников в менее наукоемкие сферы деятельности, в целом ряде случаев сопровождающееся их отъездом за рубеж. Они также способствуют резкому снижению не только интереса взрослого населения, в особенности молодого поколения, к познанию через целенаправленную, систематизированную учебу на протяжении всей жизни, но и, что в особенности важно, определенным образом способствуют значительному снижению социальной и экономической активности россиян, усилению роста девиантного поведения и преступности как в подростковой, так и в молодежной среде, дальнейшему снижению престижа умственно-познавательных видов труда, а также падению духовно-нравственных, интеллектуальных и культурно-образовательных ценностей.

Бесстрастная статистика свидетельствует (по данным ГУВД МВД России), что если за январь-февраль 2003 года несовершеннолетними правонарушителями было совершено 11.53 тыс. преступлений, то за аналогичный период 2004 года это число достигло уже 12.94 тыс. зарегистрированных случаев. Всего за указанный период текущего года несовершеннолетними было совершено 23.24 тыс. преступлений, что на 9% больше, чем за два первых месяца 2003 года. Всего же в 1997-2007 гг. преступный мир получал “солидное” пополнение в лице более чем миллиона юных правонарушителей. Свыше 300 тысяч из числа доставлявшихся в ОВД малолетних правонарушителей имеют лишь начальное образование, а 46 тысяч не имели и этого первоначального образования. Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. На сегодняшний день достаточно высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет - 6,4%, что, в свою очередь, способствует уходу в среднем от 2,3 до 2,6 млн. молодых людей в год в сферу "теневой" экономики. Около 80% наркоманов и ВИЧ -инфицированных граждан России - люди не старше 30 лет, причем в равной степени как мужчины, так и женщины. По мнению, многих экспертов уже в 2007-2012 годах следует ждать в сфере правонарушения не менее 2-3 миллионов детей и подростков.

В своей совокупности, действуя одновременно, определенным образом, эти и другие факторы, способствуют истощению российского интеллектуального кадрового ресурса, в том числе потенциальных возможностей самой научно-образовательной сферы нашей Отчизны.

Во многих звеньях, как российской науки, так и отечественной системы непрерывного образования уже ощущается острая нехватка административных работников по управлению государственными и неправительственными научными и образовательными структурами различных форм собственности, наблюдается острейший кадровый дефицит по широкому спектру научных направлений, наукоемких технологий и учебных дисциплин в научно-образовательной и культурно-просветительской сфере.

Так, действующие ныне в Москве четыре педагогических высших учебных заведений (3 федеральных и один городской педвуз) в ближайшее время не в состоянии сколь либо существенно повлиять и оперативно устранить кризисную ситуацию, образовавшуюся в кадровом звене системы школьного образования. Дополнительная кадровая потребность только московских школ в учителях-предметниках с высшим образованием на 01. 09. 2006 г. составляет порядка 5000 человек. Кроме того, сегодня 15-25 процентов из числа ныне работающих преподавателей и учителей находятся в пенсионном и/либо предпенсионном возрасте, а ожидаемый ежегодный приток молодых педагогов за счет выпуска педвузов может составить только 500-800 человек?!.

Отечественная научно-образовательная система, прежде всего академическое звено и высшая школа (в особенности естественнонаучного и инженерно-технического профиля), что и общеобразовательные школы, по тем же причинам нуждается в притоке селективного высоко профессионального кадрового контингента, в особенности из числа подрастающего поколения, обладающих прочной солидной фундаментальной научной и образовательной подготовкой в избранной области профессиональной деятельности, способных быстро адаптироваться к условиям динамичного перевооружения общественного производства, проявивших склонности и творческие способности к осуществлению научно-исследовательской и педагогической деятельности.