Как правило, ни одна успешная сделка по агрессивному захвату не обходится без участия федеральных или местных властей, органов судебной власти, правоохранительных и контролирующих ведомств. На представителей компании-цели демонстрация захватчиком плотного альянса с властями всегда производит сильнейшее впечатление. Административный ресурс никогда не афишируется, но при этом его незримое присутствие ощущается. Захватчик оценивает возможности привлечения СМИ, производит оценку правовых, экономических, административных рисков и затрат. Собрав или купив информацию о жертве, профессиональный рейдер разрабатывает план захвата с подробным бюджетом, как правило, 10-25 процентов от рыночной стоимости объекта. В любом случае, если рейдеру удалось получить контроль над активами жертвы хотя бы на несколько часов - дело сделано. Формально фирма-покупатель захваченных активов - "добросовестный приобретатель", и на то, чтобы отсудить у нее (или у следующего покупателя) эти активы, если это вообще удается, уходят долгие месяцы и годы.
В процессе реализации всякая стратегия недружественного поглощения может многократно корректироваться в соответствии с конкретными обстоятельствами; кроме того, любая серьезная стратегия должна предусматривать несколько возможных вариантов развития событий, в зависимости от которых компания-агрессор будет предпринимать те или иные шаги. Но, как показывает практика, любой план эксплуатирует одну технологию, успешная реализация которой и является основой для поглощения компании-цели. Эта технология включает в себя:
1. Создание для компании-цели таких условий, при которых будет невозможно осуществить быстрый вывод активов или же обременить ее существенными обязательствами, что ощутимо снизит стоимость предприятия.
Это достигается путем наложения ареста на основании судебных определений об обеспечении иска на все значимые активы организации, а также запрета менеджменту предприятия заключать сделки, эмитировать векселя и т.п. Определение обычно выносит суд общей юрисдикции или арбитражный по абсурдному иску миноритарного акционера, нового генерального директора общества и т.п. в порядке применения обеспечительных мер. В некоторых случаях, когда ресурсы компании-агрессора не позволяют ей получить нужное определение, арест активов компании-цели может быть осуществлен в рамках уголовного процесса на основании шагов, предпринимаемых дознавателем, следователем или прокурором в ходе расследования уголовных дел.
Пример 1
Рейдеры купили 34 процента обыкновенных именных акций "Завода по производству аскорбинок" у двух акционеров. Затем за счет скупки акций у миноритариев довели пакет до 46 процентов. Определением суда арестовали акции оппозиции (по 17% у трех акционеров), а чтобы их директор не вывел активы, наложили арест на недвижимость. После этого они провели внеочередное общее собрание акционеров, переизбрали совет директоров, который тут же назначил своего гендиректора. Арест с недвижимости сняли, новый руководитель продал ее "прокладке" (фирме-"однодневке") по заниженной цене, иначе пришлось бы проводить через собрание акционеров одобрение крупной сделки. А "прокладка" перепродает недвижимость добросовестному приобретателю.
2. Приобретение акций / долей, задолженности компании-цели для того, чтобы установить юридический контроль над предприятием или хотя бы создать условия, которые обеспечивали бы агрессору серьезное влияние на компанию-цель.
Этот способ применяют, например, когда большинство акций объекта "распылено" по мелким держателям, - акции скупают с целью собрать контрольный пакет. Поскольку легких рейдерских объектов остается все меньше и меньше, рейдерам приходится придумывать новые методы работы уже с консолидированными пакетами. Например, рейдеры не скупают акции, а фактически воруют активы, которые им интересны. В столице это, конечно же, недвижимость.
Пример 2
В налоговую инспекцию был отправлен фальшивый протокол внеочередного собрания акционеров одного из крупнейших заводов с решением об избрании нового генерального директора. Новый руководитель подписал договор купли-продажи комплекса зданий общей площадью 2 768 кв. м. Покупателем является, конечно, фирма-"однодневка", которая тут же перепродает желаемую недвижимость. На оформление обеих сделок ушло меньше месяца. Новый собственник защищен от претензий прежнего, истинного, хозяина статусом "добросовестного приобретателя". "Однодневка" благополучно ликвидируется, закрывается и "нищая" жертва. Все, дело сделано. Бывший директор узнал о том, что он уже не собственник здания, только когда ЧОП "выносило" его из кабинета. Конечно, было возбуждено уголовное дело по статье 159 Уголовного кодекса, но виновные давно уже в "теплых странах", так что дойти до суда этому уголовному делу явно не суждено.
3. Создание условий, которые препятствуют проведению срочных дополнительных эмиссий акций в целях уменьшения доли участия компании-агрессора в уставном капитале компании-цели в процентном отношении.
Данные условия обычно создаются либо путем наложения запретов на проведение дополнительной эмиссий с помощью определений об обеспечении иска, либо с помощью достижения соответствующих неформальных договоренностей с уполномоченными регистрирующими органами исполнительной власти по рынку ценных бумаг. В некоторых случаях указанные действия совершаются вместе с шагами по нейтрализации активности крупных акционеров компании-цели.
4. Проведение мероприятий, направленных на нейтрализацию действий крупных акционеров компании-цели.
Эти мероприятия в самом общем случае именуются блокировкой. В результате применения этого приема в корпоративной борьбе крупный акционер (участник) компании-цели, по крайней мере, на некоторое время, лишается возможности осуществлять права по принадлежащим ему акциям (долям). С помощью блокировки агрессор также добивается уменьшения общего количества голосов на общем собрании акционеров (участников) компании-цели, необходимых для принятия важных решений. Второй вспомогательной целью использования блокировки является видимое снижение стоимости пакета акций (доли) в глазах соответствующего собственника. Отдельным способом нейтрализации собственников крупных пакетов акций является передача реестра другому регистратору на основании определений различных судов о принятии мер в обеспечение иска. В дальнейшем крупный пакет просто похищается у собственника и многократно перепродается добросовестным приобретателям, но об этом более подробно будет сказано ниже.
Пример 3
"Захватчики" приобрели 5 процентов акций ОАО "Рога и копыта" у миноритарных акционеров. Противник подключил защиту - крупный банк. Под "прикрытием" проведения переговоров агрессоры скупили еще 10 процентов и наложили арест на недвижимость. Компания-цель блокирует регистрацию "рейдерского" пакета у реестродержателя. На основании определения суда по иску подставного акционера реестр был передан другому реестродержателю. В итоге банк выкупил "рейдерский" пакет по двойной цене. Причем 100-процентная прибыль в таких сделках считается неудачей. Обычно речь идет о 300-1 000-процентных прибылях.
5. Совершение враждебных корпоративных действий в отношении компании-цели.
В основном эти действия сводятся к проведению внеочередных общих собраний акционеров (участников) компании-цели и формированию параллельных органов управления предприятием. Также довольно часто враждебные корпоративные действия материализуются в виде судебного оспаривания действий и решений органов управления компании-цели. В отношении компании-цели инициируется значительное число часто абсурдных исков. Однако, как показывает практика, они сильно действуют на нервы руководителям и крупнейшим акционерам компании-цели. Используя несовершенство действующего законодательства, агрессоры часто осуществляют враждебные корпоративные действия в дополнение к другим в качестве средства устрашения или психологического воздействия. Например, если дополнительный выпуск ценных бумаг акционерного общества может быть признан недействительным в течение трех месяцев с даты начала его размещения, то решение совета директоров (наблюдательного совета) общества об утверждении отчета об итогах этого выпуска ценных бумаг может быть оспорено в течение более длительного срока. На практике этим часто пользуются, правда, обычно безрезультатно.
6. Проведение политики, направленной на дестабилизацию ситуации в компании-цели, а также создание последней различных проблем с поставщиками, потребителями, фискальными и правоохранительными органами, органами государственной власти и управления.
Указанные действия сводятся к направлению различных жалоб и заявлений в государственные, правоохранительные и фискальные органы. Довольно часто компании-агрессоры прибегают к такому испытанному приему, как возбуждение уголовного преследования по надуманным основаниям в отношении руководителей предприятия-цели, его основных акционеров. Большое внимание уделяется также работе с контрагентами предприятия: основных поставщиков и покупателей щедро снабжают дезинформацией о близком банкротстве компании-цели, что часто приносит плоды. Например, поставщики отказываются поставлять комплектующие на условиях отсрочки платежа, требуя предоплату. Такие внезапные изменения сбытовой политики основных поставщиков способны полностью парализовать нормальную работу компании-цели, при этом ее руководство вынуждено вести войну на два фронта: с агрессором и с собственными контрагентами.