Во время экскурсий, в которых принимали участие все четыре группы, актер закурил, хотя в автобусе курить было запрещено. Англичане вежливо попросили его потушить сигарету. Японцы, не желавшие нарушать гармонию, предпочли молчать. Немцы сначала устроили голосование и только потом выразили недовольство, а американцы стали курить сами.
В баре, когда бармен ушел из-за стойки, актер начал брать, не заплатив, бутылки пива. Англичане и американцы радостно последовали его примеру. Немцы воровать пиво не стали, а японцы не только не стали воровать, но еще и сообщили о случившемся администрации пансионата». «А как бы поступили русские?» вопрос отнюдь не риторический можно « к гадалке не ходить»: сесть в автобус к водителю находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, надеясь на русский авось. Я думаю, курить в салоне бы не стали, так как постепенно стали прививать нам культуру курения в строго отведенных местах, когда закуривает водитель маршрутки ему либо делают замечание или просят потерпеть до конечной остановки. Ситуация в баре вполне предсказуема, россияне повели бы себя как американцы и англичане, есть в нашем лексиконе слово «халява», объясняющая поведение русского человека.
Примером в пояснении ситуации воровство – самооправдание может служить ситуация, сложившаяся в постсоветское время на Челябинском тракторном заводе, когда воровали все: от сварщика до директората, вывозили «КамАЗами», выносили сумками, все всё знали и молчали, почему? Ответ прост - хотелось кушать, нужны были живые деньги, которые завод не платил, а выдавал продукцией, который работник сам должен был реализовывать. Помню, отцу моей подруги выдали несколько десятков штук садовых опрыскивателей, который он успешно обменял по бартеру на натуральный продукт в деревне. Это конечно не оправдание воровства, но люди выживали, как могли. Я не могу вынести объективную оценку поведению людей, в те тяжелы и уже далекие времена.
Низкая заработная плата.
Самая распространенная причина, побуждающая сотрудников искать способы компенсации. Если на предприятии платят зарплаты, за которую сам руководитель не согласился бы работать ни при каких обстоятельствах, то основное, чем ему придется заниматься в таком случае, – это бороться с воровством и выявлять паразитические бизнес-схемы.
Жадность.
Высокая зарплата еще не гарантирует, что получающий ее сотрудник не будет искать дополнительный доход – в том числе, за счет работодателя. Слаб человек, испокон веков присущи ему жадность и зависть. Активная реклама «кредитов с нулевым первым взносом и без справки о зарплате» побуждают людей покупать и покупать, невзирая на его реальные финансовые возможности. Стоит «зацепить» одного – потянутся другие. «Вон Вася взял в кредит новую машину! А ведь у него зарплата не больше твоей!» – ноет жена, и муж-дизайнер начинает делать визитки «на сторону», а муж-монтажник кабельного телевидения – производить несанкционированные подключения.
Долги.
Сотрудник проигрался на скачках (бирже, etc.) – это, скорее, сюжет из заграничного детектива. А вот что не редкость у нас – так это разорившийся предприниматель, который устраивается на работу, имея за спиной шлейф долгов. Такой работник так и глядит, где можно урвать лишний кусок, да и какая-никакая предпринимательская сметка имеется.
Один такой горе-бизнесмен устроился работать менеджером по продаже и сопровождению дорогой CRM-системы, имея долгов на пару десятков тысяч долларов. Всего через несколько месяцев ему удалось существенно уменьшить долг, и отнюдь не за счет зарплаты.
Черный нал.
Если бизнес организован так, что положить деньги в карман очень легко (например, при работе с неучтенной наличкой), – их обязательно туда положат. «Черную кассу» можно доверить разве что жене. Да и то не всегда.
Завышенная самооценка.
Работник с завышенной самооценкой может организовать паразитический бизнес, еще раз доказывая себе свою исключительность. Кстати, среди преступников очень много таких людей.
Недооценка руководством.
Бывает, что своим успехам фирма обязана сильному и квалифицированному работнику. Если он вовремя не получит от руководства адекватной оценки, включая все формы материального и морального поощрения, то либо совсем уволится, либо неизбежно организует свой «внутренний» бизнес. Что хуже – неизвестно.
Избыточная энергия.
В любом коллективе имеются неугомонные люди – эмоциональные или экспрессивные лидеры, по терминологии социальной психологии. Одна девушка – менеджер по продаже справочно-правовой системы информации – начала попутно продавать бухгалтерам – клиенткам фирмы – диетическое питание быстрого приготовления. В итоге ее уволили с работы, но она продолжала продавать питание уже как предприниматель. Что интересно, про свою идею она говорила начальнику, но тот просто пропустил ее слова мимо ушей и лишился в итоге и хорошего менеджера, и, быть может, хорошего параллельного бизнеса.
Месть.
Одна сотрудница риэлторского агентства обиделась за что-то на свою начальницу. С того момента, если показываемая квартира нравилась клиенту, она оформляла сделку через конкурирующую фирму, которая, к тому же, платила ей более высокий процент. Эдакая форма мести, приятно отягчающая собственный карман.
«Не виноватая я – он сам пришел!».
Работники сферы услуг (например, парикмахеры или автослесари), а также работники, в чьей власти выдавать документы, подтверждающие расходы (квитанции АЗС, товарные чеки, счета за проживание в гостинице), могут и не иметь потребности в дополнительном «бизнесе», и не проявлять самостоятельной инициативы. Но им трудно будет устоять перед настойчивыми домогательствами клиентов – «Ты мне – квитанцию, я тебе – сам понимаешь…».
Способы борьбы и недопущения воровства как явления
Любой организации по силам минимизировать потери от мошенничества сотрудников путем устранения возможностей для его совершения. Это большая и достаточно дорогая работа определяется как «система внутрифирменного контроля, или аудита». Многие организации идут по пути тотальной слежки за поступками и даже намерениями своих сотрудников, но такой путь приводит к возникновению атмосферы слежки, наушничества, недоверия, подсиживания, а это, в свою очередь, резко снижает возможности сотрудничества, групповой потенциал, творчество сотрудников. Понятно, что в атмосфере тоталитарной организации трудно ожидать преданности от сотрудников, полной отдачи. Работники больше всего озабочены, как бы «не проколоться», сохранить место. Конкурентоспособность организации снижается.
Система специальных контрольных органов в фирме должна обеспечить:
1) атмосферу всеобъемлющего контроля (условия и правила труда для персонала на основе формирования честности, воспитываемой на положительных примерах поведения руководства и адекватной оценке результатов на основе кодексов чести, правильной оценке кандидатов в процессе приема на работу;
2) систему контроля за бухгалтерией и финансами;
3) реализацию методов проведения контрольных проверок (разделение обязанностей или двойной контроль, система подтверждения полномочий паролями, система независимых проверок, физические способы охраны и контроля, документальный контроль).
Нетрадиционные методы проверки кандидатов при приеме на работу в зарубежных организациях
11% организаций используют полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо, установленному компанией.
18% применяют для кандидатов алкогольный и наркотический тесты. Как правило, эти тесты основываются на анализах мочи и крови, что является частью типового медицинского осмотра при поступлении на работу.
22% пользуются некоторыми видами психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в их организациях.
За последнее десятилетие российские работодатели стали уделять большее внимание вопросу безопасности организации. Крупные организации ввели новые подразделения: службу безопасности, в которую также может входить служба экономической безопасности. Крупные организации, ориентируясь на зарубежный опыт, применяют при устройстве на работу проверку кандидатов на наличие «темных» пятен в биографии. Для этого кандидат проходит психологические тесты, проверку на детекторе лжи, проверку фактов биографии в органах внутренних дел (для кого это доступно). Но это доступно только для крупных организаций. Малый бизнес рискует принять на работу сотрудника с «сомнительной» репутацией.
Приведу пример из жизни организации: г. Челябинск, организация относится к малому бизнесу, работает в сфере противопожарных услуг. Был подписан договор подряда на производство работ по монтажу АПС и СОУЭ. Сроки выполнения работ были сжаты, и было принято решение принять нового сотрудника, с опытом работы. На вакансию откликнулся претендент с опытом работы, но поскольку на следующий день планировался день отъезда и кандидат прибыл в офис под конец рабочего дня, то мастер участка проверил лишь профпригодность работника, и откопировать документы для оформления личной карточки и трудового договора. Отработав пару дней, новый сотрудник, отпросившись в аптеку, взял ключ у мастера участка, переодевшись, отдал ключ обратно и пошел в аптеку. Через 1,5 часа бригада забила тревогу, сотрудник не вернулся. Их ожидал сюрприз: новичок вынес ценные вещи: сотовый телефон, ноутбук, деньги. Мастер сразу же позвонил в офис и обратился в местное УВД. В Челябинске директор, подключив свои связи в милиции, выяснил следующее: новичок недавно освободился из мест лишения свободы, был неоднократно судим за грабеж, распространение наркотических средств, разбойные нападения. Было выявлено из биографии, что он сам употреблял наркотические средства, а также занимался их распространением. Жертвами его действий стала не столько организация, но и рядовые сотрудники.