Смекни!
smekni.com

Социальная ответственность предприятий в восприятии сотрудников (на примере КФ Центробанка и НПО им. Академика М.Ф. Решетнева) (стр. 7 из 16)

Дело ЮКОСа в отношениях государства и бизнеса на сегодняшний день является показательным. Об этом официально заявил на 6-й ежегодной российско-американской конференции по инвестиционному климату помощник президента Игорь Шувалов: «Рано или поздно, но мы бы все равно этот путь прошли. Если это был бы не ЮКОС, все равно появилась бы другая компания, которая в любом случае должна была бы ответить за то, каким образом не платят налоги»[30].

Председатель Комитета по налогам и бюджету Государственной Думы ФС РФ Жуков А.Д. считает, что социальные программы бизнеса должны быть интегрированы в государственные программы, они должны взаимозамещаться, а наша налоговая система должна быть устроена таким образом, чтобы допускать такие возможности. "Пока что не понятно, кто и за что в социальной сфере несет ответственность. Если мы поймем, как определить ответственность государства в социальной сфере, то и бизнес сможет определиться со своим местом в социальной политике России", - сказал Жуков.[31]

Потребность в новом «пакте о ненападении» велика: экономике нужны, если и не справедливые, то хотя бы стабильные «правила игры». В сегодняшней России такое соглашение должно урегулировать принципиальные вопросы. Если бизнес попытается откупиться, минимизировав свои обязательства и сведя их к второстепенной с точки зрения развития (в силу ее непроизводительности) социальной помощи, этот договор вскоре отторгнет не только государство, но и общество, - как сегодня оно отторгает договор начала 90-х.

Сегодня российский бизнес нуждается в незыблемости права собственности, даже полученной незаконно, так как под эту категорию подпадает почти вся крупная собственность. Реформаторы «привязывали» к себе крупный бизнес, раздавая ему собственность юридически сомнительным образом, который мог быть оспорен любой другой властью и вынуждал собственников защищать строго определенный клан.
Незыблемость собственности нужна и обществу – когда предприниматель не уверен, что его завод принадлежит ему, он разворовывает его, а не развивает.

4. Отношения некоммерческих организаций (НКО) и бизнеса

Очень значительное негативное воздействие на эффективность социальной деятельности оказывает неорганизованность реципиентов – некоммерческих организаций. Несмотря на колоссальные объемы средств, получаемые некоммерческим сектором, они не справляются со своей все возрастающей ролью в национальной экономике: неразвитая инфраструктура, отсутствие стратегии и мотивов к росту у некоммерческих организаций приводит к тому, что средства «размазываются» между мелкими институтами.

Такая ситуация во многом вызвана непрофессиональным подходом благотворителей:

Во-первых, спонсоры редко стимулируют успех некоммерческих организаций, ведь если у объекта поддержки появляются дополнительные источники финансирования, спонсор, не задумываясь, прекращает финансирование. В такой ситуации рост некоммерческих организаций практически невозможен.

Во-вторых, помощь некоммерческим организациям очень редко бывает долгосрочной. Благотворители не ставят целью создание мощных некоммерческих организаций с надежной инфраструктурой и хорошими экономическими показателями, поэтому долгосрочные вложения редки, в основном поддерживаются определенные мероприятия.

Не имея средств на развитие организации, усиление менеджмента, становление, некоммерческие организации действуют хаотично и непрофессионально. Единственный путь исправления ситуации эксперты видят в изменении благотворительной стратегии корпораций и других благотворителей с краткосрочной на долгосрочную и консолидации некоммерческого сектора. Это, возможно, потребует больших вложений, но зато даст больший эффект в длительной перспективе.

Основной проблемой для благотворителей остается сложность измерения результатов. Без действенных механизмов измерения эффективности, корпорации не будут оказывать долгосрочную поддержку некоммерческим организациям, а сами они не будут знать насколько эффективно они действуют. В ситуации неведения, на рынке благотворительности выживают все без разбора организации, вне зависимости от степени их эффективности. Выходом из положения может стать разработка механизмов измерения не столько процесса и результативности, сколько организационных способностей и потенциала развития некоммерческих организаций и универсализации показателей. Выработка такого механизма может идти только на основе взаимодействия благотворителей и некоммерческих организаций.

В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности: КСО становится полноценной частью корпоративных стратегий, совершенствуются и развиваются не только институциональные основы, но и рабочие процессы практической реализации социальной активности.

Однако, основные проблемы дальнейшего эффективного развития КСО в России проистекают из-за слабо оформленного публичного спроса на социальную активность частного сектора: общественный запрос не сформулирован, публичные представления о справедливости искажены, круг стейкхолдеров сводится, в основном, к государству и собственникам, слабы механизмы публичного информирования и общественного признания социальной работы компаний.

1.7 Эффективные модели для устойчивого развития корпоративных социальных программ

Альтруизм не лучший способ мотивации коммерческих структур для осуществления социальной деятельности. Современный прогрессивный подход в области социальных инвестиций говорит о том, что наилучшего эффекта они достигают тогда, когда компания обладает искусством единения своих бизнес-целей и тех социальных ожиданий, которые существуют у общества. Действительно в тех случаях, когда социальная активность во многом зависит от добрых намерений руководства компании или, скажем так, от прихотей, она в большей степени подвержена каким-то превратностям бизнеса, колебаниям моды, настроения и т.д. Например, в этой связи в НК ЮКОС благотворительность и социальная деятельность была четко разведена.

Причем даже благотворительность тоже разведена по разным направлениям. Существовали благотворительные проекты самой компании, решение по которым принимал совет директоров. При этом крупнейшие акционеры компании создали свой фонд "Открытая Россия", через который уже собственные деньги инвестировали в социальную сферу в соответствии с их личным представлением о приоритетности проектов.

Существуют следующие возможные стратегии в области социальной сферы. Первая носит оборонительный характер. По сути это оборона, когда крупная компания обладает определенными средствами и намерениями активно себя вести в социальной сфере, но, тем не менее, ведет себя достаточно хаотично, не системно, реагируя на какие-то наиболее громкие запросы, которые могут быть как бы не самыми приоритетными с точки зрения социальных ожиданий. Эта позиция крайне уязвима.

На сегодняшний день в России большинство крупных компаний переходит к следующей и важнейшей стратегии - это активное энергичное наступление. Здесь речь идет о том, что социальную деятельность нужно воспринимать как социальные инвестиции. Ресурсы бизнеса в социальной сфере ограничены. По мере того как бизнес будет развиваться, по мере того как рынки будут заполняться конкурентами, норма прибыльности компании будет падать. И в этой связи с каждым годом инвестировать все больше средств в социальную сферу будет невозможно. Поэтому на первый план выходит такое понятие как эффективность вложений. Это значит, что деньги в социальную сферу нужно вкладывать так, чтобы добиваться максимальной отдачи с точки зрения выполнения решений социальных проблем с каждого вложенного рубля. В этой связи к социальным инвестициям необходимо подходить как к обычным нормальным бизнес-проектам. То есть компаниям необходимо исповедовать исключительно рациональный подход, нацеливать свои социальные вложения в том числе на решение своих бизнес-целей. Достаточно жестко определять выбор благополучателя в соответствии со своей социальной стратегией. И, наконец, ориентировать эти вложения не столько на кратковременное облегчение той или иной проблемы, сколько на ее пусть даже не быстрое, но, тем не менее, системное решение.

Разделяя понятия благотворительности бизнеса и социальной ответственности бизнеса, экс-глава нефтяной компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский говорит следующее: “Традиционная социальная ответственность бизнеса - благотворительность. Я считаю, это движением души, только тогда это, на самом деле, - благотворительность. Наша компания содержит детский дом… Но существует и противоположная ситуация, связанная с социальной ответственностью, это - текущая необходимость. Например, Интернет-проект, который мы проводим у себя в регионах. Просто была объективная необходимость: закрытые города, повышающая эффективность компания. Это привело, соответственно, к ликвидации значительной части рабочих мест. И если со старшим поколением вопрос решался достаточно просто - досрочная пенсия, то с выпускниками школ, которые должны были находить себе место в компании, но уже не могли, т.к. количество этих мест ограничено, этот вопрос стоял очень остро. Была альтернатива: либо бороться с этой молодежью с помощью правоохранительной системы, либо найти им занятие”.[32]

В ближайшее время весь крупный бизнес будет работать на тех же принципах социального инвестирования. На первое место будет выходить вопрос эффективности социальных вложений.

В социальном инвестировании бизнес эффективней государства.
Когда мы говорим об эффективности социальных вложений, можно взглянуть на две альтернативные системы перераспределения корпоративного дохода. С одной стороны, это государственная система поддержки малого и среднего бизнеса. Но государство, сейчас увеличивает давление на бизнес. С другой стороны, есть независимая система, когда Компания реализует социальную политику, взаимодействуя с Благотворительным Фондом.