1. Прозрачность для пользователя
2. Ответственность
3. Сбалансированность
4. Системность (последовательность)
5. Целенаправленность
6. Благодаря реализации вышеперечисленных мер Великобритания вышла на 2-е место среди 60 развитых стран по созданию наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства (*5). Предпринимательство, начиная с 1997 г. экономило ежегодно около £10 млрд. за счет сокращения формальных процедур. Увеличилась интенсивность создания новых предприятий, темпы роста в. достигли 8% и было создано 410 тыс. новых предприятий. За период 1997-2000 гг. было создано боле 1,5 млн. новых предприятий, из которых 99,8% относятся к категории малых предприятий.
Глава 3. Возможности адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в России
государственный бизнес предпринимательство
3.1 Состояние малого бизнеса в зарубежных странах и в России
В сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что научно-техническому прогрессу и способствует формированию "среднего класса" как важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в Соединенных Штатах Америки (данные без учета сельскохозяйственных структур). В странах Европейского союза насчитывается 17 млн. фирм (из них 6,9 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке.
В Федеративной Республике Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. Кроме того, органично связанное с крупным бизнесом малое предпринимательство является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. При этом, с одной стороны, демонополизация экономики приводит к разукрупнению крупных корпораций и их кооперации с малым и средним бизнесом, а с другой, - опыт и капитал малого бизнеса, особенно в торговой и инновационной сфере, инициирует создание крупных фирм.
В России использование подобных возможностей малого и среднего бизнеса пока еще не является реальным приоритетом государственной политики. Для сравнения: в Российской Федерации действует около 1,5 млн. различных фирм, а зарегистрировано всего лишь около 850 тыс. малых фирм и 12 млн. частных предпринимателей, в том числе 14-15% - в промышленности, а остальные - в торговле, общественном питании и посреднических услугах. Число реально действующих фирм в расчете на 10 000 жителей России в несколько раз меньше, чем в других европейских странах.
То же самое относится и к общей численности предпринимателей. Не привели к ожидаемым результатам и многочисленные программы развития малого и среднего бизнеса. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Ресурсная поддержка малого и среднего бизнеса в России приобретает особое значение и звучание.
Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, как, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли, автозаправок и т.п.) в форме единого налога на вмененный доход.
Локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого бизнеса должна быть выше, чем у крупного. В России эта закономерность не заметна, поскольку малые фирмы не представляют достоверную отчетность, скрывая большую часть своих доходов (так, например, рентабельность малых предприятий составляет всего 6,2%, а в промышленности - еще ниже).
Для России особое значение имеют три аспекта социального эффекта от малого и среднего бизнеса - трудоустройство работников, высвобождаемых при реструктуризации крупных, в том числе государственных, предприятий, формирование среднего класса и сокращение теневой экономики.
3.2 Опыт развитых стран в поддержке МСП и возможности его адаптации в Российской Федерации
Российский малый бизнес обладает отличительными особенностями по сравнению с зарубежными странами, а именно:
1) совмещение в одном малом предприятии нескольких видов деятельности;
2) отсутствие четкой специализации, стремление к самостоятельности;
3) низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
4) высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;
5) неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных услуг;
6) высокая степень монополизации российской экономики (так, например, хотя по данным Госкомстата России, 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около трех четвертей всей промышленной продукции, число малых предприятий за последние годы значительно выросло, а их доля в ВВП увеличилась с 9,6 до 10,4 %, что, в свою очередь, позволило создать 550 тыс. рабочих мест, существенных улучшений в положении малого и среднего бизнеса не произошло;
7) большая часть МСБ остается в теневой экономике, причем, в ряде регионов до половины малых предприятий существует не более одного квартала, не ведется реальной хозяйственной деятельности).
Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей с акцентом на начинающих. В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело.
Первая категория - это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств.
Так, например, в связи со вступлением России в ВТО вероятен вариант сокращения сотни тысяч работников (инженеров, мастеров, рабочих) в таких ведущих отраслях российской промышленности, как в металлургии, автомобилестроении, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях. Следовательно, при таком сокращении эти люди могли бы пойти как в действующие и новые МСП, так и в качестве предпринимателей. Хотя здесь следует принять во внимание тот факт, что далеко не все люди способны заниматься предпринимательской деятельностью, - в этом случае следует выстроить такую инфраструктуру по бесплатному обучению, сопровождению, консалтингу и информационному обеспечению этой категории, которая смогла бы удовлетворить потребности всех безработных (правда, для этого России, прежде всего, придется решить проблему безработицы и связанную с ней жилищную проблему, и т.п., что является весьма и весьма нелегкими задачами).
Кроме того, российские банки в отличие от банков США, Германии, Великобритании, Канады не кредитуют начинающий бизнес из-за высоких рисков, значительного процента невозврата кредитов, неразвитости механизмов микрофинансирования и гарантирования. Российское законодательство до сих пор не содержит определения среднего бизнеса, а статистика вообще не отделяет его от малого и крупного.
Региональным вариантом в этой ситуации является покупка (или лизинг) готового бизнеса. Государственные органы должны способствовать созданию рынка готовых малых и средних инновационных компаний с использованием федерального и муниципального имущества в рамках программы реструктуризации крупных предприятий, как это делается, например, в Нижегородской, Московской, Ленинградской, Воронежской и других областях с развитой оборонной промышленностью.
Опыт успешного выполнения конверсионных программ накоплен в США, Англии и Канаде. Данные предприятия могут предлагаться предпринимателю в лизинг на срок 5-10 лет. Создавая новые продукты, услуги или технологии, предприниматель, получая прибыль, возвращает государству выделенные ему средства. В противном случае, если один предприниматель по каким-либо причинам не возвращает деньги, после экспертизы предприятие передается другому, более подготовленному. При подготовке предпринимателя, имеющего уже начальный капитал и необходимые ресурсы, необходимо обучить его эффективному менеджменту и маркетингу.
Кроме того, человек, получивший определенные знания и навыки, не имеющий желания либо способности быть собственником, предпринимателем, вполне может пойти в наемные работники. При этом на него не давит груз долговых обязательств. Безусловно, для решения этой задачи в России будут создаваться необходимые условия.
Вторая категория предпринимателей - это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако, семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем, их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, так как необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при обязательной поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство. Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке, - такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою "кредитную историю". Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. В России подобного рода механизмов поддержки предпринимателей пока не созданы.