Смекни!
smekni.com

Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг (стр. 2 из 10)

При анализе различных определений можно заметить две общие черты: 1) информация всегда связывается с процессом, движением; 2) информация способствует прояснению ситуации.

Информация в ее самом обыденном смысле всегда играла решающую роль в деятельности человека. В отличие от высших животных, осуществляющих порой довольно сложную деятельность на основе информации, хранящейся, вырабатываемой и передаваемой в основном с помощью биофизических структур, деятельность человека по мере его развития в возрастающей степени регулируется знаниями, то есть особой небиологической формой информации. Они хранятся, вырабатываются и передаются с помощью символических языковых систем, в форме абстракций, дескрипций, предпи­саний, норм и правил, то есть в структурах культуры и цивилизации. Достигнув определенного уровня и объема, знания начинают выполнять роль директивных матриц деятельности и играют роль ее регуляторов.

По мере усложнения человеческой деятельности объем знании, требуемых для ее реализации, резко возрастает. В традиционных обществах с медленным изменением техники и технологии относительно небольшой объем знаний, обеспечивающих бесперебойное осуществление соответствующей деятельности, передается от поколения к поколению без существенных изменений. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и рас­пространения, должен расти экспоненциально (иными словами, в соответствии с ростом показательной функции у = ех). Подсчитано, что для увеличения объема материального производства в 2 раза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В некоторых видах деятельности эта кривая экспоненциального роста информации, по-видимому, значительно круче. Еще несколько десятилетий назад объем научной информации, необходимой для решения технологических и социальных пробудваивался каждые 7-10 лет, а в 90-х гг. XXв. такое удвоение происходит за 1-2 года. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технологического прогресса. Для преодоления когнитивного (познавательного) дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.

В этих условиях информация (по крайней мере в наиболее развитых странах), обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого постепенно начинает приближаться к суммарной стоимости продуктов материального производства, а в недалеком будущем должна ее превзойти. Эго не означает, что материальное производство отодвигается на второй план. Речь идет о том, что для обеспечения нормального ресурсосберегающего производства материальных благ необходимо применять принципиально новую технологию, гарантирующую экспоненциальный прирост знаний, их эффективный поиск, хранение, распространение и внедрение. Все предшествующие изменения в производстве касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось с созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио, телевидения и т. д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания. Интеллектуальная деятельность до последнего времени осуществлялась, так сказать, «вручную».

Информация выходит на первое место среди традиционных факторов производства. Рост значения информации настолько стремителен, что к началу 1995 г. в американской экономике «при помощи» информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности.

Информация становится приоритетным фактором производства, увеличивается потребность в ней, она перестает быть бесплатным товаром. Однако большая часть циркулирующей в обществе информации потребляется как общественное благо, затраты на подготовку и распространение которого государство берет на себя. Это означает, что эта часть информации отвечает двум характерным свойствам общественного блага, а именно:

- несоперничество: увеличение числа потребителей не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

- неисключаемость: ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Действительно, во-первых, информация и знания не убывают по мере их использования, так как их использование не ограничивает возможностей других потребителей синхронно применять для собственных целей ту же самую информацию, которая долговечна и сохраняет полезность после потребления. Приобретение некоего объема знаний никоим образом не уменьшает способности другого человека приобрести эти же знания, чего не скажешь, например, о порции мороженного или о месте в автобусе.

Во-вторых, хотя информация, создаваемая в условиях товарного хозяйства, может выступать объектом собственности и обмена, и в этом качестве ее распространение может ограничиваться и осуществляться на условиях, определяемых правами собственности на нее, такие ограничения относятся лишь к достаточно специфическим ее видам (засекреченная или запатентованная информация) и оставляют широкие возможности для распространения информации, на основе которой генерируются новые знания. Искусственная редкость информации, как правило, кратковременна. Засекреченная информация либо становится доступной, либо уничтожается, как это имеет место в военно-стратегической сфере. Период существования патента также не вечен, и рано или поздно содержащаяся в нем информация распространяется среди заинтересованных в ней лиц не только путем утечки, но и вполне легальным способом. Характерно, что само право собственности на информацию предполагает возможность ее максимального распространения, поскольку именно это служит источником дохода владельца такого права. Потребление информации тождественно формированию нового знания, как отмечают многие исследователи, знания расширяются и саморегулируются, они наращиваются по мере их использования.

Таким образом, информация и знания обладают характеристиками общественного блага и, следовательно, существуют предпосылки для их выведения из области товарно-денежных отношений. Однако информация, несмотря на ее характер общественного блага, может и должна также рассматриваться как благо уникальное, и не существует такого знания, которое не было бы знанием персонализированным. Это определяет возможность производства и продажи информации как товара на информационном рынке. Затраты на производство информации оказываются не сопоставимыми с результатами ее применения, коль скоро «иногда весьма незначительные инвестиции могут привести к появлению огромного объема знаний, в то время как попытки получить новые знания с помощью крупных капиталовложений порой кончаются полным провалом, что если ясно выраженное знание кодифицируется в письменной знание подразумеваемое, невыраженное остается достоянием индивида и не может быть до конца объяснено».

Информация является особым товаром, отличным от материальных товаров. Отличительными свойствами товара «информация» являются прежде всего распространенность и избирательность, которые становятся в последние годы объектом пристального внимания.

Тому, что информация не имеет свойства редкости, которым обладают почти все материальные блага, есть несколько причин. Во-первых, хотя информация, создаваемая в условиях товарного хозяйства, может выступать объектом собственности и обмена, и в этом качестве ее распространение может ограничиваться и осуществляться на условиях, определяемых правами собственности на нее, подобные ограничения относятся лишь к достаточно специфическим ее видам и оставляют широкие возможности для распростра­нения информации, на основе которой генерируются новые знания, при этом само право собственности на информацию не только не противоречит возможности ее максимального распространения, но и предполагает это распространение как источник дохода владельца такого права. Во-вторых, потребление информации тождественно формированию нового знания. В-третьих, к информации не может быть отнесена такая характеристика, как потребляемость в традиционном смысле данного термина. Использование информации приводит к появлению новой информации и нового знания, не ограничивая при этом возможностей других членов общества синхронно применять для собственных целей ту же самую информацию, которая долговечна и сохраняет стоимость после использования. Знания могут быть использованы не только личностью, достигшей их, но и теми, кто ознакомился с составляющей их информацией. И наконец, в-четвертых, современная технологическая революция сделала информацию наиболее легко тиражируемым благом, создание дополнительного количества которого требует издержек, стремящихся к нулю и возлагаемых в большинстве случаев на самого его потребителя.

Информация имеет и другое свойство, на которое гораздо реже обращают внимание. Потенциально информация может быть доступна огромному количеству людей, но в то же время не быть реально усвоена ими. Потребление информации не ограничивает возможностей ее использования другими членами общества, однако сам этот процесс обусловлен наличием у человека специфических способностей. Человек, не обладающий определенным уровнем знаний, не в состоянии воспринять информацию, тем более ее переработать и применить в своей деятельности. Данное свойство информации получило название избирательности, которая выступает не столько как отрицание редкости, сколько как ее высшее проявление.