Аналогичный результат достигается и в известном анализе эгоцентрической речи ребенка. Л.С. Выготский взял за основу психологическую идею Ж. Пиаже: “Эта лейтлиния в развитии детского мышления, с точки зрения теории Пиаже, проходит, в общем, по основному тракту: от аутизма к социализированной речи... Социальное лежит в конце развития, даже социальная речь не предшествует эгоцентрической, но следует за ней в истории развития”[33]. Здесь также виден прямой путь: аутизм — эгоцентрическая
[13]
речь — речь социализированная. В контексте этого пути важна оценка эгоцентрической речи как трансформации внутренней субстанции ребенка под влиянием внешних условий. Поэтому, по Пиаже, эгоцентрическая речь есть недостаточно социализированная внутренняя. Применяя действие диалектического обращения, Л. С. Выготский оценивает в соответствии с ним эгоцентрическую речь прямо противоположно: как недостаточно интериоризированную: “Если наша гипотеза не обманывает нас, то ход развития, который приводит к тому пункту, где исследователь отмечает богатый расцвет эгоцентрической речи ребенка, должен быть представлен в совершенно ином виде, чем это обрисовано нами выше при изложении взгляда Пиаже. Больше того, в известном смысле путь, приводящий к возникновению эгоцентрической речи, является прямо противоположным тому, который обрисован в исследованиях Пиаже”[33]. Здесь отчетливо представлена специфика творчества Л.С.Выготского как диалектической переработки психологического наследия.
В заключение остановимся на краткой характеристике применения Л.С.Выготским еще одного диалектического умственного действия — действия диалектического превращения. Нужно отметить, что Л.С.Выготский также выделял превращение как особый способ преобразования. Он приводит классическую формулировку, характеризующую превращение: “Ничто от некоторого нечто есть некое определенное ничто”[34]. Подход на основе действия превращения как особый тип анализа мы встречаем в следующем отрывке: “Тем самым мы формулируем — в негативной, правда, форме — основные методологические моменты, определяющие план и направление всего нашего исследования. Те же моменты в их позитивной форме должны найти свое выражение в самом исследовании”[35]. Объясняя волевое поведение, Л.С.Выготский применяет диалектическое превращение: “Более сильный стимул может стать более слабым мотивом...”[36]. Указывая на позитивный момент в психоанализе, он писал: “... понятие жизни в биологии доведено до большой ясности, наука им овладела... но с понятием смерти она не справилась... она понимается как нежизнь... Но смерть есть факт, имеющий и свой положительный смысл, она есть особый вид бытия...”[37]. В приведенном примере диалектическое превращение заключается в анализе смерти как особой формы жизни. На этом же действии основано понимание негативных моментов развития: “Фактическое исследование показывает, что негативное содержание развития в переломные периоды — только обратная, или теневая, сторона позитивных изменений личности...”[38]. Превращение лежит в основе постановки задач исследования: “... скажем с самого начала: теория Джеймса—Ланге должна быть признана скорее заблуждением, чем истиной, в учении о страстях. Этим мы высказали заранее основную мысль, главный тезис всей настоящей главы нашего исследования”[39]. Именно на действии диалектического превращения строится положение о сверхкомпенсации: “... парадоксальный органический процесс, превращающий болезнь в сверхздоровье, слабость в силу, отравление в иммунитет, и носит название сверхкомпенсации”[40]. С этих позиций Л.С.Выготский смотрит на “затруднение функций” как на возможность их совершенствования, а на дефективность как на “социальную оценку”.
Итак, наша работа была посвящена анализу механизма диалектического мышления, применяемого в творчестве. Было показано, что этот механизм функционирует в народном творчестве, в творчестве дошкольников и в научном творчестве, в частности в творчестве Л.С.Выготского. Основу механизма составляет система диалектических умственных действий, являющихся эффективным инструментом диалектического преобразования исследуемой ситуации. Диалектическая трансформация ситуаций предполагает умение выделять отношения противоположностей в конкретном материале.
[14]
Можно сделать вывод, что диалектическое мышление представляет собой особый вид умственной деятельности, который позволил Л.С.Выготскому, опираясь на анализ конкретно-исторической ситуации, сложившейся в психологии, сформулировать ряд принципиально новых идей. Представляется также весьма вероятным, что описанный механизм диалектического мышления лежит в основе творчества не только Л.С.Выготского, но и других авторов и входит в состав механизмов родового диалектического мышления человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
2. Багдасарова Н.А. Роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении // Творческое начало в деятельности высшей школы: проблемы активизации. Фрунзе; Илим, 1988.
3. Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуации в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985.
4. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1987. № 4.
5. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982.
6. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982!
7. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984.
9. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983.
10. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
12. Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2 М., 1971.
13. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
14. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
15. Итальянские народные сказки. М., 1981.
16. Макаров М.Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. Л., 1988.
17. Мальцев В.И. Очерк диалектической логики. М., 1966.
18. Народные русские сказки / Под ред. А. Н.Афанасьева. М., 1979.
19. Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопр. философии. 1981. № 10.
20. Чешские народные сказки / Под ред. Е. М. Кульды, П. Ш. Кубина. М. 1956.
1 | См., например: Возрастная и педагогическая психология / Ред. М. В. Гамезо и др. М., 1984. С. 56 |
2 | Багдасарова Н.А. Роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении // Творческое начало в деятельности высшей школы: проблемы активизации. Фрунзе; Илим, 1988. |
3 | Народные русские сказки / Под ред. А. Н.Афанасьева. М., 1979. с.247 |
4 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.115 |
5 | Итальянские народные сказки. М., 1981. с. 19 |
6 | Гегель Г.В. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2 М., 1971. с. 152 |
7 | Веракса Н.Е. Роль противоречивых ситуации в развитии мышления детей // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985; Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1987. № 4. |
8 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 423 |
9 | Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопр. философии. 1981. № 10 |
10 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 427—428 |
11 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. с.37 |
12 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.419 |
13 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с. 420-421 |
14 | Мальцев В.И. Очерк диалектической логики. М., 1966 |
15 | Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. с.11 |
16 | Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. с.14 |
17 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.9 |
18 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.16 |
19 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.13 |
20 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.410 |
21 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.258 |
22 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.66 |
23 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.67 |
24 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.22 |
25 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.138 |
26 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.15 |
27 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.17 |
28 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.247 |
29 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.294 |
30 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с. 105 |
31 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.260 |
32 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.259 |
33 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982. с.55 |
34 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.312 |
35 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.23 |
36 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 3. М., 1983. с.27 |
37 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1982. с.335-336 |
38 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 4. М., 1984. с.253 |
39 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 6. М., 1984. с.98 |
40 | Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. с.35 |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
Н. Е. ВЕРАКСА