На диаграмме достаточно ярко выделяются три лидера - это АНХ РФ, Банковский институт ГУ-ВШЭ, МИПК МГТУ им. Баумана. Доли остальных участников рынка приблизительно равны и колеблются в основном в пределах 3-6%. С 80-х годов прошлого века основным показателем концентрации рынка считается индекс Херфиндаля-Хиршмана, определяющийся как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке. Индекс Херфиндаля-Хиршмана предоставляет информацию о сравнительных возможностях фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур. Если рассчитать этот индекс для организаций, предлагающих свои программы MBA, на основе вышеприведенной таблицы, получим приблизительно 1100, что говорит об умеренной концентрации рынка. Дисперсия долей фирм на рынке приблизительно равна 2, а это, в свою очередь, свидетельствует о небольшом «разбросе» рыночных долей. Емкость рынка MBA, исходя из этой же таблицы, приблизительно равна 200 млн. долларов. Любопытно отметить, что в 2004 году те же самые 200 млн. составляли емкость всего рынка российского бизнес - образования.
Оценить объем рынка бизнес - тренингов берутся не все эксперты: во-первых, компании неохотно предоставляют информацию о своих оборотах, а во-вторых, сложно оценивать функционирование рынка со значительной долей фрилансеров. Правдоподобной выглядит цифра в 1 - 1,5 млрд. долларов в год.
Противоречий не наблюдается в оценках концентрации рынка по регионам. В Москве и Московской области проводится 70% всех тренингов, в Санкт-Петербурге - 15%, а в регионах - 15%. В Москве зарегистрировано около 800 тренинговых компаний (а в 2006 году их было около 400).
Потребность в бизнес-тренингах почти целиком удовлетворяют частные компании. Однако государственные учреждения тоже участвуют в образовании предложения, запуская своеобразные образовательные мини-программы, которые предлагают многие вузы.
По оценке рынка предложения, тренинговые компании можно разделить на три большие группы:
крупные компании, с оборотом от 10 000 000 долларов действуют около десяти компаний, в сумме их обороты составляют до 200 000 000 долларов;
совокупный оборот средних можно оценить приблизительно на 500 млн. долларов;
малые компании и фрилансеры, зарабатывающие от 120 тыс. долларов, в общем обеспечивают 200 млн. на рынке;
мелкие компании, количество которых превосходит всех остальных вместе взятых, обладают доходами около 150 млн. долларов.
Бизнес-тренинги по рыночной структуре можно отнести к совершенной конкуренции. Выбор велик, а потребителям, в основном, несложно изменить свои предпочтения: ведь речь идет о товарах с примерно одинаковыми ценами, одинаковыми названиями и о двух днях жизни потребителей (не двух годах, как в случае MBA). Тем не менее, влияние на цены отдельными игроками возможны. В последнее время наблюдается снижение стоимости наиболее популярных программ, а причина этому - появление большого числа тренеров, работающих на себя, которые устанавливают низкие цены при выходе на рынок для привлечения потребителей.
Получение бизнес - образования само по себе является долгосрочным вложением с целью извлечения прибыли в будущем, но, как и всякая отрасль, оно без инвестиций не развивается. Как известно, инвестиции можно классифицировать по различным признакам: частные и государственные, прямые и портфельные, иностранные и внутренние. Ввиду того, что бизнес - школы еще не стали эмитентами ценных бумаг (финансирование образовательных учреждений ведется только за счет инвестиций), рассмотрим сочетание частных и государственных инвестиций в отрасль, а также влияние иностранных вложений на ситуацию в отрасли.
Полученное за рубежом бизнес - образование работодателями ценится выше, чем российское. Несмотря на то, что во время опросов выяснилось, что редкие начальники могут назвать имена ведущих западных деловых школ, к иностранным сертификатам относятся с большим уважением. Возможно, по этой причине, многие российские бизнес - школы создавались совместно с западными обществами. То есть, в надежде благотворного влияния иностранного опыта. Так, «Мирбис» был учрежден РЭА им. Г.В. Плеханова и Итальянским обществом экономических исследований, МИМ «ЛИНК» был создан как партнер Открытого Университета Великобритании. Сотрудничество российских бизнес - школ с другими государствами сегодня в основном заключается в том, что школы перенимают западные модели, приглашают из зарубежных государств преподавателей.
Живые дискуссии ведутся по поводу соотношения частных и государственных инвестиций в бизнес-образование. Нацпроект «Образование» учитывает и потребности в деловых школах - по распоряжению правительства РФ от 25 апреля 2006 года в СПбГУ на основе факультета менеджмента началось создание Высшей Школы Менеджмента. Герман Греф во время создания ВШМ заметил, что частный проект был бы более уместным.
В целом, по отзывам многих заинтересованных людей складывается впечатление, что бизнес-образование избегает государственного вмешательства. Ректор школы «Сколково» на вопрос о степени участия государства ответил, что оно «не дает ни рубля», а также подчеркнул, что «это принципиальная позиция учредителей». Несмотря на предложенную государством поддержку, «Сколково» решила следовать требованиям бизнеса и создать «независимую модель». Помимо этого, доводом в пользу частной школы является простота ее организационно-правовой формы в сравнении с частно-государственным образованием. Таким образом, если государство вмешивается в функционирование бизнес - школы, первой реакцией становится утверждение, что в игру вступает политика, а вместе с ней и государственные чиновники. В результате, управление становится менее гибким, а бизнесмены подозревают школу в изменении содержательной направленности курсов.
Итак, деловые школы заинтересованы в привлечении частных инвестиций. Так, «Мирбис» сотрудничает с «Уралсибом». «Компания профинансировала ремонт, предоставила именные стипендии для студентов и гранты для преподавателей, а сотрудники компании будут принимать участие в учебном процессе». Вложения крупных компаний и известных предпринимателей в «Сколково» оценивают в $60 млн.
Кроме того, начинает развиваться программа финансирования с помощью эндаумент - фондов (фондов имущества, предназначенных для целевого рефинансирования). В этом случае, помимо инвесторов и бизнес - школ, возникает необходимость в управляющей компании, которая будет распоряжаться средствами: вкладывать в ценные бумаги и выделять на нужды самой школы.31 января 2008 года «Сколково» объявила о создании целевого капитала школы. Конкурс на доверительное управление активами выиграли ВТБ и Банк Москвы.