Известный шведский писатель и журналист Херман Линдквист, вслед за многими другими, повторяет, что вряд ли найдется еще в Европе два народа, которые были бы так близки по своей истории, культуре, языку, как шведы и норвежцы. Очень похожи и автостереотипы шведов и норвежцев. И те, и другие считают себя лучше других и полагают, что мир должен брать с них пример, если сам хочет измениться к лучшему. По меткому замечанию автора, “шведский и норвежский автостереотипы сталкиваются друг с другом, как щиты викингов в ближнем бою”.
3. ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Рассмотрим основные факторы, оказавшие свое влияние на особенности национальной культуры Норвегии.
1. Природно-географические условия. Европейцы издревле называли Норвегию "Нордвейг" - "страна вдоль северного пути", а населяющий ее народ - "нордвегерс". Это один из тех редких случаев, когда народ получает свое имя по названию местности. Северный путь лежал по морю, мимо скалистых, изрезанных фьордами берегов с бесчисленными островами - шхерами. Поэтому первые норвежцы, проникшие сюда в районе Тронхейма со стороны Швеции еще в начале нашей эры, использовали для расселения тот же морской путь. Освоив побережье и прилегающие острова, они постепенно продвигались по фьордам в глубь страны. И во все последующие века море служило главным посредником в сообщении между различными фьордами. Для прочих европейцев Норвегия так и осталась прибрежным государством. Природный каркас Норвегии составляют хребет Скандинавских гор и фьорды.
Норвегию можно назвать страной "изолированных мирков". В этом она сродни Дагестану или Древней Греции. Трудно доступность фьордов по суше сделала их далекими друг от друга. Просто невозможно по-настоящему оценить влияние природы Норвегии, в особенности фьордов, на людей, культуру, язык. Каждый фьорд - это целый мир в миниатюре, независимый и самостоятельный. Сосредоточенность жизни в узких, почти замкнутых фьордовых долинах обусловила удивительную "плотность " культурной традиции норвежцев. Не имея выхода наружу, она как бы развивалась вовнутрь, создав непередаваемую мозаику звуков, красок, контуров, символов.
Постоянная борьба выживания на суше и на море и автономность жизни во фьордах развили в характере норвежцев крайний индивидуализм. Он заметен даже на фоне культа личной свободы, свойственного западному миру вообще. Индивидуализм норвежцев особенно проявляется в стремлении как-то очертить жизненное собственное пространство. Теснота обитания во фьордах ничем не напоминает жизнь в коммунальной квартире. Наоборот, норвежский тип расселения - отдельный дом на собственном участке - сводит повседневное общение между соседями к минимуму. Поэтому в Норвегии такие понятия, как "город" и "село", достаточно условные. Внутри фьордовых долин они представляют некоторые аморфные образования без видимых границ, с постепенными переходами. В Норвегии почти нет заборов, неприкосновенность территории основывается на уважении к своей и чужой собственности. Даже если кратчайший путь лежит через другой участок, норвежец никогда не ступит через него.
"Долина-дом" - основа всего мировоззрения норвежцев, народа очень домашнего, они любят отдыхать дома, принимать гостей, хотя и шутят, что предпочитают сидеть дома из-за постоянно пасмурной погоды. Дом, естественно, содержится в образцовом порядке. "За упорядоченность" жизни норвежцев, наверное, превосходит даже пресловутую педантичность немцев. В Норвегии все выглядит так, что человеку, впервые попавшему туда, может показаться: все в ней сделано только что, перед его приездом, а может быть, даже специально для него.
Известная флегматичность и сдержанность норвежцев - следствие все той же любви к порядку. Размеренная и вполне предсказуемая жизнь не требует внезапных всплесков активности. Повседневность норвежцев удивительно спокойная. Они не скованы бытовыми тревогами, здесь совершается мало преступлений.
2. Исторические факторы. Культура Норвегии уходит своими корнями в глубокую древность, в период, предшествовавший первым цивилизациям. В древности территорию Норвегии заселяли германские племена.
По-видимому, норвежцы не знали рабовладельческой культуры и осуществили переход от первобытной культуры - к средневековой, феодальной, миновав стадию рабства. Средневековая норвежская культура - культура викингов, носила весьма своеобразный характер. Уже в этот период наиболее ярко проявляется характерный для норвежской самобытной культуры дух свободы и независимости, который, спустя столетия, наиболее полно воплотился в условиях формирования и развития в стране демократической культуры. На рубеже 9-10 вв. для формирования норвежской культуры в этот период является то, что благодаря высокому духу свободы и независимости, последовательной борьбе за свои человеческие достоинства, крестьяне в Норвегии остались лично свободными. Примерно в это же время в стране было введено христианство и усилились контакты с христианскими культурами Западной Европы.
ХХ век. В этот период начинается подлинный расцвет демократической культуры в независимой Норвегии, воплотившей в себе традиционную норвежскую самобытность и общечеловеческие ценности гуманистической культуры, социально-культурный опыт развития прогрессивного человечества.
3. Влияние других культур. Наибольшее влияние на культуру Норвегии оказали Дания и Швеция. В Средние века большое значение имела культура Германии с лютеранством, в XVIII веке на смену Германии пришла Франция, затем в XIX веке лидирующие позиции вновь заняла Германия, а после Второй мировой войны Норвегия стала ориентироваться на англоязычные страны. За последние 30 лет страна из этнически гомогенной превратилась в мультикультурную благодаря большому количеству иммигрантов. Особенно в столице Норвегии, Осло, где около четверти населения иностранцы, заметна многокультурность общества.
4. Государственно-политические факторы. Особенности культуры Норвегии во многом связаны и с тем, что доминирующую роль в социально-культурном и экономическом развитии страны играет основной политический институт национальной культуры – государство.
Одной из движущих сил социально-культурного развития Норвегии является эффективная, гуманистически ориентированная социальная политика государства.
Основой высокого уровня социально-экономического развития Норвегии является высокая духовная культура страны, в которой благосостояние и совершенствование человека рассматривается как главная цель существования государства. Замечательным свидетельством высокой культуры гражданского общества в Норвегии, нацеленной на совершенствование и повышение качества жизни человека и общества, является служение правительства своему народу на основе приверженности принципу «государства всеобщего благосостояния».
5. Экономические факторы. Существует мнение, что нефтяные деньги, сделавшие Норвегию самой богатой страной в Европе, вместе с тем превратили ее в страну самодовольную, эгоцентричную. Такое мещанское самодовольство ведет к националистическому самовосхвалению.
4. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОРВЕГИИ
Культура Норвегии построена на принципах эгалитаризма (равенства всех людей). Норвежцы уважают честность, прагматизм, расчетливость и благоразумие, юмор, бережное отношение к природе, уверенность в собственных силах, сдержанность в разговоре и молчаливость. Они не любят экстравагантность, болтливость и хвастовство. Эти качества национального характера вырабатывались в течение долгих лет под воздействием суровых климатических условий (средняя температура июля от +6 до +15, января – от -12 до +2) и языческих обрядов. В таких условиях могли выжить только мужественные люди, умеющие жить в гармонии с природой и полагаться на собственные силы. Для этого им нужно было быть благоразумными, расчетливыми, больше делать и меньше говорить. Народное творчество передает эти качества в пословицах и изречениях:
О благоразумии: «Каждый должен знать, сколько дров нужно собрать, чтобы хватило на всю зиму».
О сдержанности в разговоре: «Тот, кто говорит много, говорит много глупостей. Длинный язык до добра не доведет».
О репутации: «Скот подыхает, короли умирают. Все смертны, только доброе слово остается навсегда».
Одного норвежца спросили: «Как бы Вы поделили людей?». Он ответил, не долго думая: «На две группы. Первая – это норвежцы, а вторая – это те, кто хотел бы быть норвежцами». Как и китайцы, норвежцы считают, что именно их нация самая лучшая и достойна подражания. Они действительно добились больших успехов в социальной и экономической областях, их уровень жизни один из самых высоких в Европе. Но слишком большое самолюбование приводит к некоторой недооценке других народов, и это не может оставаться незамеченным. Норвежцы хотят казаться прогрессивными, как голландцы, однако их слишком сдержанное поведение и прагматизм мешают быть коммуникабельными.
Индивидуализм в Норвегии поощряется с детства. Норвежцы считают, что маленьких детей ни к чему принуждать нельзя. Это мешает развитию личности. Ребенок может кричать и бегать в общественном месте, ползать под столом в ресторане, дергать за скатерть. Делать ему замечание не принято. Казалось бы, такой подход к воспитанию должен привести к анархии, но, как ни странно, дети вырастают законопослушными и очень организованными. Дело в том, что в семь лет такая жизнь кончается, и в школе они приучаются к порядку. Индивидуализм, поощряемый с раннего детства, и строгие нормы поведения в обществе, которым обучают в школе, не только не вступают в противоречие, но и дополняют друг друга. В результате норвежцы привыкают жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность и веру в собственные силы.