Несмотря на неосознанный (бессознательный) характер принятия Человеком многих решений их результаты оказываются достаточно полезными и даже логичными. Существуют некоторые внутренние интуитивные оценки целесообразности выполнения тех или иных действий. Очевидна определенная логика интуитивного рационализма Интеллекта как в решениях Человека, так и многих других представителей всего живого мира. Интеллект прежде всего само сохраняется, затем удовлетворяет свои потребности в еде, питье, тепле и отдыхе, а затем решает вопросы о досуге и удовольствиях, связанных в основном с любовными проблемами. На разных этапах становления Личности и в разных ситуациях решения этих проблемных задач и достижение соответствующих Целей меняются приоритетами.
Попытаемся определить суть интуитивного рационализма Интеллекта Человека и семантику используемых им интуитивных логических правил для принятия решений. Воспользуемся базовым методом метапсихоанализа, который заключается в выделении отдельных мысленных фаз (МФ) принятия решений Человеком, каждая из которых отмечает некоторый этап преодоления страха и использования побуждающего мотива. Иногда МФ сопровождаются мысленными комментариями, которые приводятся для себя по завершению соответствующего этапа принятия решений.
В обобщенной метамодели интуитивного рационализма Интеллекта выделим три основные типа бессознательно учитываемых и используемых факторов:
-побуждающие мотивы;
-сдерживающие установки и страхи;
-реализационные правила.
Метод метапсихоанализа рассматривает интуитивный рационализм Интеллекта как способность к интуитивно-логическому обоснованию и оценке целесообразности принятия тех или иных решений, оказывающихся во многих случаях вполне полезными и своевременными. Следовательно существуют некоторые, не воспринимаемые сознанием, интуитивно-логические правила и соответствующая интуитивная логика принятия решений, формализация которых и обеспечит моделирование в ЭМОС прославленной интуиции Человека. О побуждающих надсознательных мотивах высокой любви и сдерживающих установках, определяемых моралью и Верой Человека, уже было сказано в разделе 1.1. Эти душевные или моральные установки свойственны Человеку, различающему Добро и Зло.
При исследовании интуиции необходимо выделить те бессознательные интуитивные логические правила, которые в первую очередь побуждают Человека к активным действиям, а во вторую - предопределяют его быстрые реакции и интуитивно "правильные" действия в самых различных ситуациях. Используя системный подход, выделим два типа интуитивных логических выводов и соответствующих правил:
побудительные интуитивно-логические правила поведения и логика;
реализационные интуитивно-логические правила поведения и логика.
Среди побуждающих мотивов Интеллекта Человека к принятию решений значительное место занимают мотивы удовлетворения насущных потребностей на основе ощущений: голода, жажды, холода, усталости. Это ведущие, рациональные и постоянно возобновляющиеся (побуждающие) мотивы всего живого мира в удовлетворении базовых потребностей в питании, питье, тепле и сне, являющихся основой жизнеобеспечения. Не менее важными и приоритетными для Человека и всего живого мира являются интуитивные побуждающие мотивы и реализационные правила получения удовольствий, среди которых выделяются мотивы любви и страсти, периодически решающие природой заданную приоритетную задачу порождения себе подобных.
Поскольку мотивы жизнеобеспечения и продолжения рода несомненно рациональны, выделим соответствующие семантические области использования интуитивных логических выводов. Это: интуитивная логика удовлетворения потребностей и интуитивная логика получения удовольствий, в каждой из которых имеются соответствующие типы и версии правил побудительной и реализационной логики.
Не трудно заметить, что в индивидуальных интуитивных выводах и решениях, к которым приходят отдельные представители живого мира, в том числе Человек, имеются значительные отличия. Дело в том, что в связи с разными условиями жизни и разными генетически переданными способностями к самообучению люди пользуются различными версиями побудительных и реализационных правил соответствующей интуитивной логики удовлетворения потребностей и/или получения удовольствий, к которым относятся: примитивные, простейшие и взвешенные версии правил логического вывода.
Общая метамодель использования побудительных и реализационных правил интуитивной логики для принятия решений Человеком представлена на Рис.1-7.
Интуитивные выводы в каждой МФ принятия решения сопровождаются мысленными эмоциональными комментариями, которые читатель может проверить сам. Циклы и фазы интуитивного принятия решений могут повторяться многократно в зависимости от "решительности" или "нерешительности" Человека. Накопленный опыт интуитивного принятия решений отражается в навыках реализации определенных действий, которые и являются верным способом преодоления страхов.
Среди сдерживающих факторов и эмоций, особо учитываемых во всем процессе интуитивного надсознательного принятия решений Человеком, выделяются страхи, порождаемые уже подсознанием на основе внутреннего базового природного чувства самосохранения. Страх является ведущей эмоциональной мотивацией как сдерживания, так и быстрых действий Человека в особых нештатных ситуациях на основе подсознательного чувства тревоги и соответствующих сознательно или подсознательно воспринимаемых опасностей его быту и самому существованию Человека.
В принципе, природа эмоционально-чувственных и интуитивно-логических решений различна, поскольку они принимаются разными подсистемами Интеллекта . Но в интуитивно принимаемых решениях также обязательно учитываются и сдерживающие (побуждающие) эмоции, в частности страхи. Несомненно, что страхи Человека могут усиливаться в зависимости от степени угроз его существованию. Выделим четыре ступени страха, которые в определенной мере соответствуют четырем ступеням Зла, проявляемого Человеком по отношению к Человеку, и искренне пожелаем читателю никогда не появляться на последних ступенях страха!
Поскольку Интеллект в соответствии с побудительными мотивами и любовью обретает надежды и, соответственно, строит свои планы, то угрозы нарушения личных планов и порождают первую ступень страха, как это показано на Рис. 1-8.
Более страшной, чем материальные или физические страдания, является потеря того общественного положения, которое уже приобретено Человеком и составляет его окружение. Вторую ступень страха составляет страх потери друзей и работы, который постоянно переживает Человек в "свободном" мире. Угроза благополучию ближайшего микро-мира Человека - это уже выход на третью ступень страха, ибо потеря близких и своего дома, потеря свободы, резкое изменение всего быта и образа жизни всегда оказываются мучительными и трудно воспринимаемые сознанием, подсознанием и надсознанием Человека. Это вызывает глубокое изменение всей организации Интеллекта Человека, отказ от многих ранее твердо признававшихся ценностей.
Естественно, что высшая (четвертая) ступень страха порождается неотвратимой угрозой самому существованию Человека и бессилием перед Смертью! Приговор и высылка на каторгу, бросок из окопа в атаку - эти и другие моменты отражают пребывание Человека на четвертой ступени страха. Апофеозом страха бессилия или «черного страха» является состояние приговоренного к Смерти и стоящего на эшафоте, когда "черная волна мерзкого удушающего страха поднимается из глубины тела Человека, затемняет его сознание, сдавливает горло и сжимает сердце". Эмоционально он умирает от страха.
При метапсихоанализе эмоций и интуитивного рационализма Человека вне поля зрения остался такой важный надсознательный побудительный мотив принятия решений и действий, как защита Добра. Может показаться, что это только сознательный моральный мотив, воспринятый с Верой и побуждающий Интеллект бороться со Злом. Но на самом деле борьба со Злом совершенно не обязательно означает защиту Добра.
В живом мире и мире Человека борьба со "Злом" может закончится победой еще большего Зла. Борьба между собой мафиозных кланов или партийных группировок вовсе не означают стремления к справедливости или Добру для других. В то же время защита Добра чаще лишь декларируется общественными организациями и моралью для поддержки Человека-Овцы, который любит и умеет работать, но в связи с семейными, материальными или образовательными (умственными) проблемами всегда является беззащитной мишенью и "пищей" для Человека-Волка.
К счастью для Человечества и всего живого мира, среди эмоций и интуитивных побуждающих мотивов некоторых представителей живого мира, в том числе Человека, очень высокое место занимает интуитивное Сострадание, действительно недоразвитое у многих людей. Природа его очевидна.
Сострадание - это исконная интуитивная потребность и побуждающий мотив Человека и других представителей живого мира заботиться о своем потомстве, который интуитивно переносится на всех немощных и обездоленных в соответствии с подсознательно воспринятой высокой Верой и Любовью к своим Идеалам, свойственных лишь духовно-ориентированной личности. Как в живой природе, так и среди людей все чаще встречаются так называемые "кукушки", напрочь подавившие в себе сострадание - этот важнейший побудительный мотив к действию, поскольку он, во-первых, относится не к ним самим, а всегда переносится на других, и, во-вторых, не соответствует их интуитивной логики личной Свободы, выводы которой формируются путем анализа ощущений удовольствия или неудовольствия от общения с детьми, немощными или обездоленными.
На пути познания в становлении древних и новых вероучений этот великий интуитивный побуждающий мотив-Сострадание стал основой отречения от всех благ мудрейшего из Пророков Готами Будды, самопожертвования Иисуса Христа и прихода в метапсихологический мир исламского вероучения Магомета. Вся жизнь Человека определяется Страданиями или пульсациями "драхм" в соответствии с интуитивной ритмической логикой Готами Будды, а также освобождением от Страдания как сосредоточением в познании самого себя и Смертью!