Принцип 3 — нормативность. Очевидно, что финансирование и исполнение инновационно-инвестиционного процесса должны осуществляться в рамках законного нормативно-правового пространства. В частности, особенности правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, в которые воплощаются инновации, требуют особых нормативных правовых актов.
Принцип 4 — безопасность. Инновационно-инвестиционный процесс оказывает решающее воздействие на формирование человеческого, научно-технического, экономического потенциала страны, уровень и масштабы развития народного хозяйства. Все эти процессы имеют, помимо прочего, измерение экономической, политической, военной безопасности.
Принцип 5 — глобальность. Осуществление инновационно-инвестиционного процесса на базе сотрудничества предприятий и организаций нескольких стран позволяет, с одной стороны, достигать значительно более высоких научно-технических параметров реализуемых проектов, а с другой — существенно повышать их экономическую и финансовую эффективность. Однако это реализуемо лишь в условиях взаимовыгодного международного экономического сотрудничества. В сложившихся условиях России необходимо уравновешивать своё активное участие в интернационализации инновационно-инвестиционного процесса и его финансирования.
Принцип 6 — экологичностъ. В условиях экологического кризиса планетарного масштаба государство обязано, во-первых, обеспечить осуществление инновационно-инвестиционных проектов, нацеленных на осуществление действенных природоохранных, природовосстановительных и природопрофилактических мероприятий, а во-вторых, добиться придания каждому инновационно-инвестиционному проекту особого «экологического» измерения.
Решение этих обеих задач требует обильного финансирования, которое должно быть честно разделено между государством и частными инвесторами, в обязанность которым, в случае финансирования ими того или иного инновационно-инвестиционного проекта, следует вменить на государственном уровне финансирование также и экологической составляющей проекта, которая в обязательном порядке должна быть утверждена государством.
Принцип 7 — общественная польза. Рыночная модель финансирования в принципе не в состоянии обеспечить предоставление финансовых ресурсов для осуществления многих не только целесообразных, но и жизненно необходимых обществу инновационно-инвестиционных проектов. Причина в том, что частный инвестор, вкладывая денежные средства в тот или иной инновационно-инвестиционный проект, рассчитывает не только быстро окупить вложенные средства, но и получить при этом приемлемую для него прибыль. Если эти условия не обеспечены, то частный инвестор не станет финансировать проект. Множество жизненно необходимых и общественно полезных инновационно-инвестиционных проектов не соответствует этим условиям. Все такие проекты должны быть профинансированы в полной мере, и осуществить их финансирование, призвано государство.
Принцип 8 — масштабность. Существуют столь масштабные инновационно-инвестиционные проекты, как например реставрация Большого Кремлёвского дворца, Олимпиада в Сочи или саммит на острове Русском, которые в силу размаха не могут быть профинансированы частными инвесторами, но требуют государственного или межгосударственного финансирования. Другое дело, что последнее может быть либо полным, либо частичным — случай государственно-частного партнёрства. Примерами таких проектов могут быть космические и ядерные программы, проекты создания крупных инфраструктурных объектов.
Принцип 9 — приоритетность. Сколь бы ни были велики или малы реальные финансовые ресурсы страны, способные быть задействованными в инновационно-инвестиционном процессе, осуществляемом в производственной сфере (денежные средства, обеспеченные необходимыми для инвестирования ресурсами в натуре), они всегда ограничены. Поэтому государству и другим инвесторам приходится отбирать из желательных (приемлемых) самые нужные или самые пафосные инновационно-инвестиционные проекты. Государство, исходя из общенациональных приоритетов должно так отрегулировать основные экономические параметры на макроуровне, включая цены, налоги, таможенный режим, финансовые льготы, банковский процент, чтобы частные инвесторы действовали в русле общегосударственных приоритетов по двум критериям:
1) критерий 1 — необходимость или целесообразность осуществления инновационно-инвестиционных проектов с позиции удовлетворения на базе реализованных проектов потребностей общества и государства в товарах и услугах, ранжируемых по степени своей приоритетности;
2) критерий 2 — способность осуществлённых инновационно-инвестиционных проектов увеличивать инновационно-инвестиционный потенциал страны, что расширяет её возможности осуществления ИИП.
Каждый из сформулированных выше критериев обусловливает приоритетность совершенно различных проектов: первый критерий — исходя из целей социально-экономического развития общества; второй критерий — на основе увеличения объёма и повышения качества средств, используемых для достижения этих целей. Если критерий 1 связан с потреблением, то 2 — с накоплением. На каждый период развития экономики страны необходимо находить лучшее соотношение между финансированием тех инновационно-инвестиционных проектов, которые осуществляются по критерию потребления, и тех, которые реализуются по критерию накопления. Такая оптимизация должна базироваться на социально-экономической стратегии развития общества, разбитой наряд этапов (приложение 1).
Принцип 10 — госрегулирование: регулирующее воздействие государства на частное финансирование инновационно-инвестиционного процесса. Частные инвесторы, отбирая для финансирования инновационно-инвестиционные процессы, руководствуются своими интересами. Если отбор инновационно-инвестиционных проектов предоставить стихии частных интересов, не регулируемой государством, то пропорции общественного воспроизводства, формируемые под воздействием множества реализуемых инновационно-инвестиционных проектов, окажутся весьма далеки от идеальных, а качество жизни людей ухудшится.
Принцип 11 — государственно-частное партнёрство. Интегрированной (смешанной) системе хозяйствования органически присущ институт государственно-частного партнёрства, который позволяет соединить в единое целое с получением значительного синергетического эффекта преимущества государства и частной инициативы при нейтрализации их недостатков. Правда, существует опасность соединения недостатков государственного воздействия на экономику с недостатками частного хозяйствования, что порождает коррупцию и убивает экономику. Чтобы государственно-частное партнёрство носило здоровый характер, необходимо оздоровление аппарата государственной власти, непримиримая борьба с коррупцией. Тогда государственно-частное партнёрство в финансировании инновационно-инвестиционного процесса позволит соединить преимущества государства (сосредоточение ресурсов на важных для общества проектах с частной инициативой в отборе, финансировании и реализации инновационно-инвестиционных проектов).
Принцип 12 — эффективность. Инновационно-инвестиционные проекты следует финансировать с учётом их прогнозируемой эффективности, которая может быть измерена уже после ввода в действие объектов, являющихся конечным результатом этих проектов.
При этом следует различать технико-экономическую, социально-экономическую и финансовую эффективность.
1.3. Российские учёные о проблемах практической реализации инновационной модели менеджмента в условиях российской экономики
Инновационная модель развития предприятия требует построения инновационной модели менеджмента, разработка которой и составляет в значительной степени суть смены парадигмы в науке управления. По нашему мнению, сущностной чертой инновационной модели менеджмента должен выступать качественно иной уровень разрешения противоречий с внешней средой. Необходим, во-первых, её постоянный мониторинг и учёт основных тенденций по всем направлениям, а во-вторых, реактивность, упреждающая реакция по отношению к изменениям внешней среды. Эти два момента составляют суть инновационной модели менеджмента, поскольку выступают в качестве эндогенной основы конкурентоспособности предприятий в глобальной экономике.
Практическая реализация инновационной модели менеджмента основывается на комплексе новых технологий управления. В качестве примеров можно назвать целевое ценообразование взамен затратного, сбалансированные системы показателей вместо применения исключительно финансовых индикаторов, стратегическое управление, пришедшее на смену долгосрочному экстраполяционному планированию, концепцию тотального менеджмента качества как современный подход к обеспечению конкурентоспособности.
Применение инновационных технологий в отечественной практике сталкивается со значительными затруднениями. Экспертные оценки (в отсутствие какой-либо статистики) свидетельствуют, что «проваливаются» более половины проектов внедрения новых технологий управления; например, при внедрении систем менеджмента качества, соответствующих стандартам ИСО, эта цифра составляет порядка 60%
. Видимо, сложность использования высокоэффективных технологий менеджмента в российской практике управления объясняется объективными факторами, корни которых следует искать среди особенностей отечественной экономической системы, невосприимчивой к новшествам.