Смекни!
smekni.com

Теоретические основы Кооперации и агропромышленной интеграции в АПК (стр. 10 из 10)

Закон "О сельскохозяйственной кооперации" не снимает с по­вестки дня дальнейшей нормотворческой деятельности в продоволь­ственном хозяйстве нашей страны.

Требует разработки и принятия закон о сельскохозяйствен­ных кредитных кооперативах как организациях мелкого кредита, в первую очередь фермерского производства. На основе Закона о кооперации должен быть подготовлен целый ряд дополнительных разъясняющих нормативных документов, так как по сложившейся в российском законодательстве традиции законы не имеют, как правило, прямого действия. Необходимо разработать инструк­ции по регистрации кооперативов (на предмет проверки соответ­ствия уставов законодательству), по взиманию налогов, по бухгал­терскому учету в кооперативах и т. д. Кроме того, необходимы освещенные авторитетом государства примерные уставы коопера­тивов различного типа.

Другим не менее важным направлением государственной по­литики по развитию сельскохозяйственной кооперации должна стать Финансовая поддержка экономических кооперативных структур, особенно на стартовом этапе их развития. Для осуществления этой деятельности необходимо создание специального фонда поддержки сельскохозяйственной кооперации, который бы предусматривал четкий порядок предоставления кооперативам льготных кредитов для начала их деятельности.

И, наконец, условием для формирования и осуществления государственной кооперативной политики в сельском хозяйстве и AПК в целом является разработка Комплексной государственной программы развития сельскохозяйственной кооперации.

2. Формирование кооперативной политики в АПК.

Мировой и отечественный опыт показывает, что кооперация редко возникает сама по себе: нужно некоторое просветительское и организаторское начало извне крестьянской среды, дающее определенный импульс к становлению кооперативной системы. В своё время инициаторами и организаторами первых кооперативов стали выдающиеся представители кооперативного движения, но их идеи воплощались в жизнь при воздействии на этот процесс государ­ственной политики, включающей большой арсенал мер правово­го, экономического и административного регулирования.

Особая роль принадлежит целенаправленной деятельности государства в формировании кооперативной системы в агропромышленном секторе нашей страны в условиях перехода к рыноч­ной экономике. Это вызывает необходимость разработки феде­ральной программы развития сельскохозяйственной кооперации как части правительственной аграрной политики, имея в виду создание адекватной потребностям развития кооперативных форм деятельности законодательной базы, меры финансовой поддержки и стимулирования кооперативных структур, формирование коопе­ративного образования и пропаганды, мероприятия институцио­нального характера.

Сложившееся в настоящее время положение в области право­вых основ сельскохозяйственной кооперации в России при отсут­ствии четкой государственной политики затрудняет становление кооперативного сектора.

Следует особо остановиться на специфике применения анти­монопольного и налогового законодательства к сельскохозяйствен­ным кооперативам вертикального типа как важных элементов госу­дарственной кооперативной политики. Известно, что кооперативы вертикального типа представляют собой способ противостоя­ния мелких, принципиально немонополизированных аграрных про­изводителей крупным, концентрированным, часто высокомонопо­лизированным предприятиям первой и третьей сфер АПК. Имен­но по этой причине в законодательстве большинства экономически развитых стран мира кооперативные объединения не попадают под ограничение антитрестовского законодательства. В странах Европы, особенно Северной, кооперативные союзы охватывают своей деятельностью 70—100% рынка отдельных сельскохозяйственных продуктов, что тем не менее не делает их предметом разбира­тельства антимонопольных органов.

Кроме того, кооператив имеет специфику внутреннего движения продукции. Сельскохозяйственный товаропроизводитель — член кооператива, поставляя собственный продукт на кооперативное предприятие (для сбыта, переработки с последующим сбытом и т. п.), осуществляет не акт продажи, а только передает своему агенту, находящемуся у него в найме, продукцию для реализации. Положение не меняется от того, что производитель получает в момент передачи частичную оплату этого продукта — это как бы реальный платеж. В такой же степени это касается приобретения через кооператив средств производства. Окончательный расчет бу­дет проведен по итогам финансового года, когда на уровне коопе­ратива будет подсчитана прибыль и распределяемая ее часть выплачена членам кооператива — поставщикам как надбавка за полученную от них продукцию или скидка с цены за купленные ими в кооперативе корма, удобрения и т. д.

Такое понимание внутри кооперативного устройства обуслов­ливает особый порядок налогообложения прибыли кооперативов. Для исключения двойного налогообложения одной и той же базы налог в большинстве стран взимается только на одном уровне, чаще всего на уровне члена кооператива. Иначе говоря, прибыль кооператива по итогам года, распределенная своим членам, налогом не облагается. В бюджет государства налог с этой прибыли платит сам сельхозтоваропроизводитель.

Отсутствие в действующем российском законодательстве этих двух положений делает кооперативную организацию невыгодной. Подлинные кооперативы сегодня пытаются обойти возникающие противоречия путем частных договоров с местными властями и на­логовой инспекцией. Однако дело становления кооперации не мо­жет не находиться в зависимости от того, понимают соответствующие инстанции суть кооперативной формы или нет. Данные нормы должны быть установлены на федеральном уровне и являться важ­ными основополагающими принципами государственной эффектив­ной политики, открывающей действительный простор для даль­нейшего развития кооперативного движения в сельском хозяйстве и всей системе АПК.