Смекни!
smekni.com

Менеджер как творческая личность (стр. 2 из 3)

Менеджер должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как "сверху", так и "снизу", последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности — ведь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха.

Однако одного физического здоровья менеджеру недостаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, поэтому нужно заранее формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность; заинтересованность и любознательность, помогающие продвижению вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидность.

Принятие управленческих решений требует от менеджера не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера[3].

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен, информацией – составная часть любой управленческой функции.

Глава 2. Творчество и менеджер

2.1. Менеджер как творческая личность

Менеджер должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью[4].

От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий менеджер обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными; прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они; держать себя откровенно с коллегами; добиваться обратных связей; не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение; понимать позицию других; везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все налету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Очередной группой качеств менеджера, определяющих его, собственно говоря, как менеджера, являются организаторские, а также деловые качества. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недостаток твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность, то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой[5]. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

2.2. Основные характеристики творческой организации

1. Наличие нескольких высоко творческих людей с идеями, специальные подразделения, ориентированные на выдвижение идей;

2. Открытые каналы коммуникаций, большое количество внешних кон-

тактов;

3. Проведение политики разнородного найма, включая, крайние, не-

обычные способы и методы привлечения особо творческих работников;

4. Оценка идей и людей по качеству результатов их деятельности, а не

по статусу, должностному положению;

5. Вложение капитала в фундаментальные исследования и в развитие персонала;

6. Гибкое долгосрочное планирование, провидение экспериментов с

новыми идеями;

7. Децентрализованное управление, использование разнообразных методов принятия решений, обеспечивающих эффективное включение в этот

процесс своих работников;

8. Допущение рискового характера решений, ожидание и активное использование внутренних и внешних возможностей;

9. Свобода в выборе методов выполнения заданий, участие в постановке целей и увлечение выполнением своих обязанностей, отсутствие управления в режиме «пожарной команды»;

10. Наличие оригинальных и разноплановых целей, в том числе социального характера;

11. Поощрение многообразия в поведении, подходах к решению проблем, использованию возможностей. Отсутствие жесткого применения

предписанных и единообразных подходов, безусловного использования

утвержденных процедур;

12. Богатство и многообразие членов организации (сообщество индивидуальностей), способность извлекать пользу из этого богатства;

13. Особый социально-психологический климат, который придает высокое значение творческому потенциалу личности и рассматривает это

скорее как норму, чем как исключение.

Все это определяет потребность в структуре, которая способна выявлять и извлекать выгоду из творческого богатства и многообразия. Особенности индивидуального творческого потенциала проявляются в способе

работы творческой организации. Организации, которые позволяют своим

членам проявлять их творческие способности, ведут себя творчески.


2.3. Управление как творческая деятельность

Некоторые ситуации при принятии решений не требуют высокого уровня творческой деятельности ни от ЛПР, ни от их подчиненных. Однако число таких ситуаций уменьшается. Быстрые и глубокие экономические и технологические перемены в отдельных регионах и во всем мире приводят к постоянному усложнению взаимоотношений между бизнесом и обществом. Все это актуализирует потребность в творческом потенциале и новшествах, изменениях традиционного представления об управлении.

Важнейшей функцией управления наряду с такими традиционными, как

планирование, организация, мотивация и контроль, становится инновативность (креативность) – созидание и использование новшеств, нововведений.

Потребность в росте творческого потенциала и его эффективном использовании теперь широко признается. Знание и идеи, полученные из поведенческих наук, активно используются руководством для поощрения творческого поведения.

Благосклонные стили управления обеспечивают формирование среды, в которой ЛПР выдвигают творческие и оригинальные идеи. Действия по формированию такой среды могут включать ряд шагов:

• Выражение доверия, внимательное выслушивание, оказание поддержки, демонстрация одобрения.

• Установление равноправных отношений в деятельности по выработке

идей.

• Оптимизм в оценках результатов творческой деятельности, стремление видеть ценность в том, что предложено, сосредоточиваясь на положительных аспектах идеи.

• Защита уязвимых начал идеи.

• Предположение, что все предлагаемые идеи выдвинуты для достижения целей организации. Поиск доказательств верности идей только на стадии их анализа и оценки.

• Приоритет – новизне подходов, общим чертам, а не деталей, выдвижению и развитию идеи, а не оценке ее реализуемости, осуществимости.

Повышение уровня творческого потенциала исполнителей требует, чтобы менеджеры сами были все более творческими. У подчиненных должно признаваться наличие реальных способностей вносить свой вклад в понимание и решение проблем. Такое признание и причастность сами по себе являются сильными мотиваторами. Творческий потенциал выявляется путем разрешения исполнителям активно вносить свой вклад в достижение высших целей организации. Творческим является менеджер, который распознает ценность человеческих ресурсов и в полной мере использует это в принятии решений.