Смекни!
smekni.com

Интеллектуальный потенциал инновационного развития (стр. 7 из 17)

Если государство создаст приемлемые условия для зарубежных ин­весторов, то появится и внешний источник, ибо возможно, что ино­странный капитал пойдет в Россию, учитывая наличие здесь огромных возможностей для развертывания самых разнообразных видов производ­ства. Вместе с тем, пока нет ответа на вопрос о том, удастся ли получить в нужном объеме иностранные инвестиции, если Россия изберет иннова­ционный путь? Здесь многое будет зависеть от инновационной политики государства и крупного российского бизнеса.

Особым направлением инновационной политики государства можно считать поддержку малого инновационного бизнеса. Опыт США и других стран, как уже говорилось, свидетельствует об эффективности этой фор­мы организации инновационной деятельности.

Кроме распределения бюджетных средств, инновационная полити­ка может сыграть роль в оценке и развитии различных организацион­ных структур поддержки малого инновационного бизнеса, получивших в мире широкое распространение, таких как ИТЦ, а также технопарки и технополисы, представляющие собой территории, на которых созданы специальные льготные условия для разработки и реализации нововве­дений, для соединения научно-технической и производственной сферы. Создание и совершенствование такого рода структур необходимо и для формирования в стране эффективно действующей инновационной систе­мы. Сюда же входит приспособление к условиям рынка существующих в стране наукоградов.

Процессы глобализации исключают возможность решать проблемы развития производства на базе новых технологий изолированно. Но чтобы от глобализации страна могла получать выгоду, а не убытки, она, прежде всего должна иметь сильную и динамично развивающуюся экономику. Но велика и роль инновационной политики государства в обеспечении участия инновационного потенциала страны в глобальных процессах, привлечении иностранного капитала для инвестирования наукоемкого производства на территории России. К сожалению, российский капи­тал до последнего времени не проявлял большого желания вкладывать средства в отечественную экономику.

Международные аспекты инновационной политики тесно связаны с решением проблем интеллектуальной собственности. Здесь речь идет о покупке патентов, приобретении лицензий, охране государственной и индивидуальной интеллектуальной собственности граждан страны.

В этой области, как и везде, внутренняя политика является домини­рующей. Так, при внутренней сырьевой или инновационной ориентации государства, его внешняя инновационная политика будет различать­ся принципиально и по многим параметрам. Надо сказать, что ныне иностранные кампании наиболее охотно вкладывают средства в горно­добывающие отрасли промышленности. Способствуя этой тенденции, государство объективно работает на движение России по сырьевому пу­ти. Поэтому оно и во внешнеполитической сфере должно определить ориентиры своей инновационной политики.

Успех инновационной политики государства во многом зависит от ее общественной поддержки. Однако до последнего времени поли­тики и СМИ обращали на науку и новые технологии мало внимания. И хотя в России быстро растет слой людей из разных социальных струк­тур (ученых, инженеров, менеджеров, бизнесменов, некоторых политиков и т. д.), для которых очевидно значение инновационного пути, но в то же время, как уже отмечалось, социологические опросы свидетельствуют, что общественное мнение пока не воспринимает науку и новые технологии в качестве важнейших факторов экономического роста.

Создание благоприятного духовного климата для интеллектуального творческого труда, для развития научно-технической и инновационной деятельности, для позитивного восприятия обществом отвечающих его интересам технологических нововведений, новых изделий и т. д. требует перенастройки социокультурных ценностных ориентации общества, ко­торое еще не полностью осознает перспективность именно этого пути развития. Иначе нормальное протекание инновационного процесса будет чрезвычайно затруднено. Это также проблема инновационной политики.

Инновация, коммерциализация, технологический рынок — все эти понятия иногда настраивают на прагматичный подход к науке: государ­ство, производство нуждаются в практической отдаче науки и этому надо подчинить все. А те разделы науки, которые не дают полезных прак­тических результатов, являются для нас излишней роскошью. Россия не может позволить себе их содержать, у нее нет для этого необходимых средств. Примерно такую идею высказал в уже упоминавшемся интервью Б. Г. Салтыков: «Наука не может жить сама по себе, она должна стать органической частью национальной инновационной системы». Обще­известно, что государство заинтересовано в практической отдаче науки и в «Основах...» говорится о первоочередной поддержке фундаменталь­ных исследований, «способных обеспечить технологический прорыв». Но когда под видом поддержки инновационной активности перечерки­вается ценность фундаментальной науки «самой по себе», я полагаю, что это опасный перехлест. Приведенное положение воспроизводит идеи непонятных зарубежных советников, которые делясь с нами своим «опы­том», уверяли, что в США сейчас финансируют только те исследования, которые дают практический выход.

Эта позиция отражает мнение определенных кругов и может найти новых сторонников, тем более что ее озвучил ком­петентный человек, известный как крупный специалист по социально-экономическим проблемам науки, тесно связанный с властными струк­турами. Но это близорукая позиция, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, без «науки самой по себе» в стране невозможно поддерживать современный уровень образования. Во-вторых, фундаментальная наука — тоже ресурс, но ресурс для нашего будущего. И если от нее требовать прямого и непосредственного выхода в практику (часть инновационной системы), то, как фундаментальная область она может вообще исчезнуть. Все это абсолютно элементарно. Почему же эти положения не прини­маются в расчет? Разве нужно разъяснять, что современные поколения ответственны перед будущими. Или мы вправе жить лишь сегодняшними заботами?

Выработка продуманной и последовательной национальной иннова­ционной политики — это важнейшая проблема современной России. Ее надо решать с учетом мирового опыта, но не по подсказкам западных экспертов. По этим подсказкам наши реформаторы во имя создания рын­ка уже разрушили производство, вывели Россию по многим показателям из числа лидирующих государств. Теперь во имя достижения благород­ной цели развития наукоемкого производства хотят лишить Россию ее фундаментальной науки. Может быть, это тоже кому-то нужно?

Вместе с тем, следует различать понятия «инновационная система» и «инновационный путь развития». Последнее относится к обществу в це­лом и требует вовлечения всего интеллектуального потенциала страны, органической частью которого (а не инновационной системы) является вся наука, тесно связанная с технологией и образованием.

Поэтому и успешная инновационная политика не может быть узко прагматичной, игнорирующей социокультурные аспекты инновационно­го развития.

3. Интеллектуальный потенциал инновационного развития

Россия, безусловно, относится к техногенной цивилизации и потому ее перспективы следует определять в соответствии с общими тенденци­ями цивилизационного развития. Ныне и в отечественной философской литературе признается, что основным вектором этого развития является переход от индустриального общества к постиндустриальному (Д. Белл), которое иногда называют «обществом знания», а формула «экономика, основанная на знании» (knowledge economy) сейчас широко применяется на Западе для характеристики наукоемкого производства. Естественно, что ведущей фигурой в этих условиях становится носитель научного знания — ученый, специалист, профессионал, что повышается роль учреждений, связанных с производством и распространением знания - университетов, научных институтов и т. п.

Если эту мысль выразить несколько по-иному, то можно сказать, что в современных условиях достижение и поддержание соответственно­го уровня цивилизационного развития, ставится в прямую зависимость от интеллектуального потенциала общества.

Для России этот вывод важен в принципиальном плане, ибо недо­оценка его значимости, когда, например, зарплата инженера была ниже, чем у квалифицированного рабочего, отношение к интеллектуальному труду определялось различными посторонними соображениями, сыграла негативную роль в ее истории, явилась одной из весомых причин ее технологического отставания.

В настоящее время эту историческую тенденцию продолжили и свое­образно «углубили» российские «реформы», которые ввергли огромную страну в кризис, оказавшийся длительным, глубоким и разрушительным.

Стремясь к экономическому росту, Россия в итоге явила миру фе­номен особого типа экономики, который академик В. В. Ивантер назвал «экономикой спада». Небывалое в мирное время снижение уровня оте­чественного производства как промышленного, так и сельскохозяйствен­ного создавало впечатление, что власти в течение многих лет заботились не об экономическом росте, а старались его не допустить.

Был обесценен интеллектуальный труд. Основные сферы его приме­нения — научно-технологическая деятельность и наукоемкое производ­ство, образование и здравоохранение, за состояние которых государство несет прямую ответственность перед обществом, были поставлены в та­кое положение, что работникам этих сфер приходилось, подчас вопреки официальной линии, бороться за собственное выживание. Между тем, интеллектуальный потенциал страны — ее ценнейшее достояние, ибо он обеспечивает саму возможность ее движения в русле общих тенденций развития техногенной цивилизации. Поэтому одной из приоритетных задач государства, его структур является выработка такого отношения к интеллектуальному труду, которое отвечает его значению для общества, для его развития.