Смекни!
smekni.com

Мерчандайзинг 2 (стр. 3 из 4)

Посетители, зайдя в помещение магазина, не сразу проявляют активность и совершают покупки, так как, с одной стороны, еще не полностью освободились от приоб­ретенных на улице впечатлений, а с другой — оказались под воздействием новых и неожиданных раздражителей, т. е. внимание пока рассеянно и имеет низкие показатели концентрации и устойчивости. Чем больше раздражите­лей (товаров, рекламных посланий и т. п.), вызывающих ориентировочный рефлекс, тем сложнее и дольше адап­тируется человек. Следовательно, специалисты торгового зала должны стремиться к тому, чтобы сократить число незнакомых покупателю товаров и других раздражителей, требующих напряженного внимания и препятствующих быстрому привыканию к новым условиям внешней среды.

Достижение этого прежде всего зависит от того, насколько специалистам торгового зала удалось создать ситуацию (атмосферу), адекватную данному состоянию посетителя и его адаптивным характеристикам, для предупреждения адаптивного синдрома.

При формировании атмосферы в магазине в целом или в каждой секции (отделе) необходимо учитывать вли­яние определенных стимулов формирования поведения посетителя до входа в магазин. Адаптация посетителя к среде магазина и его последующее поведение формиру­ются под воздействием различных факторов атмосферы магазина. Розничные торговцы должны создавать такую атмосферу магазина, которая позволяет наиболее полно использовать весь потенциал познавательных ресурсов посетителя.

Атмосфера магазина — это совокупность внешних фак­торов (элементов) торгового зала, оказывающих опреде­ленное влияние на сенсорные рецепторы и формирующих психологическое состояние посетителя. Для формирования атмосферы магазина используют архитектуру, планировку, визуальные компоненты, осве­щение, цвета, музыку, запахи, температуру и другие эле­менты, способные формировать предсказуемое эмоциональ­ное состояние, раскрытие стимулирующих адаптивных спо­собностей, положительное восприятие товаров покупате­лями, а также создающие в сознании покупателей опре­деленный образ торгового предприятия и подчеркивающие его индивидуальность.

В зависимости от воздействия на человека все эле­менты атмосферы магазина подразделяются на органолептические, психологические и организационные.

К органолептическим относятся:

♦ визуальные (информационные надписи, знаки, ри­сунки, цвет, световые эффекты);

♦ звуковые (музыка);

♦ обонятельные (запахи).

Визуальные элементы атмосферы магазина исполь­зуются в качестве дополнительных источников информа­ции, облегчения восприятия и поиска нужных товаров. Они помогают посетителям магазина экономить время на поис­ки нужных отделов. Данные компоненты вносят элемент персонального "обращения" товара к покупателю, созда­ют ощущение красоты, романтики и т. п.

Информационные надписи, включая указатели, могут выступать в качестве связующего звена между то­варами и посетителями. При этом расцветка и тон указа­телей выполняют функцию дополнительной информации. Цвет, идущий вразрез с основной темой презентации, ста­новится источником неблагоприятных впечатлений и отталкивает покупателей от представляемого товара. Цве­товые комбинации должны выделять определенные това­ры: простейшие цвета — для детей, яркие и насыщен­ные — для подростков; умеренные — для взрослых; пас­тельные — для нижнего белья и т. д.

Рисунки делают товар более наглядным и желан­ным. Например, крупные фотопанели, размещенные в зоне адаптации, на которых изображены товар в повседневной обстановке или иные его характеристики, упрощают вос­приятие товара при минимальной концентрации внимания.

Информационные знаки (плоские и фигурные) используются для привлечения внимания потребителей и донесения до них определенной информации в более дос­тупной и наглядной форме. Они упрощают задачу объеди­нения различных товаров и их представление. Использование различных, но совместимых между собой шрифтов создает эффект разнообразия. Однако от знаков, сопро­вождаемых длинными текстами из замысловатых шриф­тов, посетители утомляются быстрее, в "зоне адаптации" они вообще не воспринимаются по назначению. Поэтому на них надо размещать информацию так, чтобы она усваи­валась посетителями магазина с первого взгляда, на ходу, и соответствовала адаптивному состоянию посетителя.

Слоганы, девизы, знаки и рисунки должны быть привязаны к демонстрируемым товарам и меняться по мере их реализации и смены позиций. Они также должны об­новляться по мере морального или физического старе­ния, чтобы не формировать у посетителей чувство чисто формального подхода. Указанная информация использу­ется для привлечения внимания потребителей и донесе­ния до них определенной информации. Особое внимание необходимо уделить их содержанию и учитывать, что по­купатели, как правило (и мы это уже отмечали), игнори­руют надписи, содержащие большие тексты.

Шрифт и форма представления информации, входящей в надписи и знаки, могут по-разному способ­ствовать передаче одной и той же информации и вызы­вать разные ассоциации. Хорошо воспринимаются совмес­тимые шрифты, которые создают чувство разнообразия. Информация, представленная в виде цифр, например, о потребительских характеристиках или цене, облегчает сравнение показателей продукта в отличие от той же ин­формации, представленной в семантической форме.

Световые эффекты используются для выделения секций, товаров, создания определенного настроения, про­буждения чувств, соответствующих данному отделу (це­левому рынку) или подкрепляющих имидж магазина, а так­же формирования дизайна магазина. Освещение совмест­но с другими компонентами атмосферы магазина позволя­ет скрывать недостатки архитектуры, которые зачастую встречаются в торговых залах, размещенных в неспециа­лизированных зданиях, и устранить которые другими спо­собами невозможно. Наиболее часто световые эффекты используют для следующих целей:

выделение секции предполагает регулирование дви­жения покупательского потока исходя из того, что поку­патели предпочитают светлые места темным.

выделение товаров предполагает, что система ос­вещения должна не только вызывать восхищение покупа­телей, но и обеспечивать световое разделение различных товаров, ориентировать взгляд посетителя, обеспечивать объективность восприятия и т. п.;

♦ создание настроения с помощью определенной си­стемы освещения, например освещение в теплых белых тонах создает атмосферу расслабленности;

♦ приглушение недостатков с помощью определен­ной системы световых эффектов, например при устране­нии конструктивных недостатков магазина или оборудова­ния.

Цвет является одним из существенных факторов влияния на внимание и поведение человека на подсозна­тельном уровне и адаптивные свойства посетителей. По­этому его зачастую используют при решении следующих задач:

улучшение имиджа магазина и выделение того, на какой сегмент рынка или группу покупателей он ориенти­рован. Многие фирмы привлекают покупателей, используя, например, красные тона, воспринимаемые покупате­лями как символы современных магазинов и высококаче­ственных товаров;

♦ создание определенного настроения персонала и посетителей. Общеизвестно, что теплые (красный, жел­тый) и холодные (синий, зеленый) цвета оказывают про­тивоположные психологические воздействия. Большинство специалистов пришли к выводу, что теплые тона хорошо подходят для внешнего вида;

♦ регулирование активности познавательных ресурсов покупателя. Например, теплые красные тона по­вышают кровяное давление, частоту дыхания и другие физиологические показатели, внешне это проявляется в повышении активности внимания. Такие цвета более под­ходят для зон торгового зала, в которых желательны воз­бужденные покупатели ("зона возвращения"), но не под­ходят для зон, где покупатели еще чувствуют себя неуве­ренно, и там, где они и без таких манипуляций достаточ­но активны ("зона покупки"). Напротив, холодные тона (от­тенки синего и зеленого) расслабляют, умиротворяют, успокаивают, приятны для глаз, поэтому лучше подходят для "зоны адаптации", для секций с дорогостоящими и дру­гими товарами, вызывающими настороженность и беспо­койство.

Музыка может вносить существенный вклад в формирование атмосферы магазина, дифференцированной адекватно поведению посетителя на различных этапах мар­шрута его движения, и использоваться для решения сле­дующих задач:

♦ выделение сегмента и формирование соответ­ствующего ситуации настроения. Специалисты высоко ценят возможности музыки гибко управлять им, выбирать ее в соответствии с характеристиками обслуживаемого сегмента и под настроение посетителей, которое может меняться не только в пространстве, но и во времени;

♦ регулирование скорости движения покупателей и осуществление покупок. Так, потребители, которые слышали громкую музыку, проводили в магазине меньше времени, однако тратили столько же денег, сколько и те, что слышали тихую музыку. А вот результаты анализа влияния музыкального ритма показали, что медленная му­зыка по сравнению с быстрой способствовала увеличению как времени, проводимому в магазине, так и расходов;

♦ создание различных образов и выделение особен­ностей сегмента. В настоящее время появляются специ­ализированные фирмы, подбирающие музыку для рознич­ных торговых фирм в зависимости от образа жизни поку­пателей основных сегментов, их возраста и других демог­рафических признаков.

♦ привлечение или направление внимания посети­телей. Громкое музыкальное сопровождение или новые мелодии заставляют посетителей концентрировать внимание на товаре, а тихие, хорошо известные мелодии, на­против, — уйти в себя.