Центральный выставочный зал «Манеж», занимающий специально реконструированное сооружение бывшего Конногвардейского манежа, выделяется среди выставочных учреждений Петербурга своим нынешним видом, созданным для проведения широкого спектра разнообразных художественных выставок. Основной тип манежной выставки это широкая панорама изобразительного искусства в самом репрезентативном виде. Его внутренний объем имеет многоуровневую, функционально упорядоченную структуру, которой подчинено выставочное пространство. Оно обладает «перетекающим» характером, изменяющим свой масштаб в зависимости от локализации, и создает чрезвычайно гибкую, визуально нейтральную экспозиционную среду. Это позволяет осуществлять выставки любого художественного материала, а в случае необходимости проводить несколько выставок одновременно, сохраняя их обособленность[12].
Среди реализованных за годы существования «Манежа» выставок можно выделить наиболее характерные. Это регулярно проводимые выставки современного искусства Ленинграда-Петербурга, а также и презентация искусства предшествующих периодов, предоставляемого крупнейшими музеями города для комплексных тематических выставок. Такие выставки как «Садово-парковое искусство Ленинграда в произведениях художников и архитекторов ХVIII – ХХ вв.» (1982), живописи из фондов Государственного Русского музея (1987) стали событиями в культурной жизни Ленинграда[13]. В «Манеже» стали проводиться и зарубежные выставки. Некоторые экспозиции, осуществленные ранее в других музеях, нашли в «Манеже» свое новое выражение, которое позволяло увидеть в творчестве выставляемого художника неизвестные ранее черты.
Выставочное учреждение может использовать и среду, не обладающую выраженным стилевым обликом и изначально не связанную с выставочными функциями. Такое экспозиционное пространство может быть и в «случайных» сооружениях, как правило, не имеющих художественной ценности. Выставочный зал «музея Анны Ахматовой в фонтанном доме» служит характерным примером таких помещений. Музей занимает одну из построек начала ХХ века на территории городской усадьбы Шереметевых. Выставочный зал музея реализует разнообразные художественные проекты, в том числе и выставки изобразительного искусства. И основная экспозиция музея, посвященная творчеству Анны Ахматовой и выставочный зал «встроены» в архитектурный контекст постройки, отличающийся отсутствием выраженного стилевого облика. В данном случае интрига этого места заключена в принадлежности к имени одного из самых значительных русских поэтов ХХ века, пережившего здесь драматический период своей жизни. Подлинность и достоверность этих скромных стен, помнящих своего героя, становится не менее выразительной и самоценной, чем все заведомо привлекательные и выигрышные элементы внутренней структуры дворцовых музейных построек.
К зданию музея примыкает сад шереметевского дворца, также используемый для художественных акций (выставка современной скульптуры «Парк скульптуры и отдыха», 2001). Использование в качестве экспозиционной среды, выходящую за пределы замкнутого архитектурного объема ее часть, говорит о существовании «открытого» типа выставочного пространства. Признаком «открытости» является отсутствие ограничивающих поверхностей архитектурной оболочки (стен, потолка) и четко выраженных структурных членений, присущих архитектуре. Оформление пределов открытого пространства обусловлено естественными условиями среды. «Открытое» пространство структурируется элементами природного ландшафта – растительностью, рельефом, или элементами городского ландшафта. В «открытом» пространстве преимущественно осуществляются выставки скульптуры, для которой выход на ландшафт можно рассматривать как ее возвращение в свою исконную среду и как экспозиционный прием, использующий размещение традиционного музейного объекта в новом средовом контексте. «Открытое» пространство оказывает влияние на экспонируемый объект, придавая ему метафоричность и доводя его смысловое содержание до знакового.
Городская парковая зона «Шувалово-Озерки» с разместившейся здесь колонией петербургских художников «Новый Барбизон» также можно отнести к открытому экспозиционному пространству. Здесь опять имеет место исконный ландшафт, пригородный, связанный с именами поэтов «серебряного века». Эта местность имеет выразительный холмистый рельеф с кладбищем и церковью по берегам озер, с железнодорожной станцией – памятником архитектуры «кирпичного стиля». Все перечисленное в этом своеобразном заповеднике воспринимается атрибутами романтического пейзажа. Здесь регулярно проводятся художественные акции, устраиваемые художниками «Нового Барбизона». Окружающий пейзаж включается в пространство проводимой выставки, любой экспонируемый объект неотделим от своей естественной среды и совершенно ей созвучен. Скульптура может быть помещена на плоты и пущена вплавь по озеру; в очередной раз она появляется в привокзальном сквере. Ее можно увидеть и там, где она была создана – в мастерской под открытым небом в соседстве с приспособлениями для своего создания и заготовками еще необработанного материала, демонстрируя процесс рождения произведения искусства.
Рассмотрение наиболее характерных типов выставочного пространства позволяет сделать вывод о том, что в современной культуре отмечается появление наряду с традиционными (дворцовыми, историческими) музейно-выставочными пространствами новых его типов. Так наряду с дворцовыми и историческими выставочными учреждениями, традиционно преобладающими в этой структуре и осуществляющими наиболее значимые экспозиционные проекты, появляются и такие, которые можно характеризовать как «непрофильные». Они появляются в различных городских постройках, ранее не относящихся к выставочным, создавая неповторимость облика размещенной в них экспозиции, что можно считать современной культурной экспансией.
Феномен выставки проявляется в определенной форме организации, обусловленной теми или иными принципами, наиболее существенным из которых считается «экспозиционность», тесно связанный с наглядностью, позволяющей фиксировать выставку как событие.
Своеобразие и неповторимость облика многочисленных успешных выставок различной тематики как раз отличают особый визуальный облик, ясно «читаемая» концептуальная основа, выразительные экспозиционные решения. Закономерное присутствие в пространстве выставки всех ее компонентов определяется системой «порядка», понимаемого как реально воспринимаемую в объяснимом сочетании последовательность актуализированных в экспозиции художественных образов. Эта последовательность обеспечивает «прочтение» концептуального замысла, согласно которому и осуществляется действие «экспозиционности» как организующего принципа. Некоторыми исследователями (Т.П. Калугина) принцип «экспозиционность» трактуется применительно к различным типам наглядно-смысловой организации выставки как «проблемная группировка», «академический ряд», «экспонат в фокусе»[14].
Так «проблемная группировка» имеет место при создании монографических выставок, когда творчество известного мастера вновь предстает в такой визуальной аранжировке, которая заостряет внимание на ранее неизвестных аспектах рассмотрения его художественного языка. «Академический ряд» представляет хронологически последовательную картину какого-либо длительного этапа развития искусства с широким кругом имен, определяющих полноту представляемого периода. «Экспонат в фокусе» как особое проявление принципа экспозиционности, характерен для эксклюзивного показа единичного произведения искусства в своей художественной уникальности.
Из этих примеров реализации принципа экспозиционности можно видеть, что в каждом случае расположение объектов экспонирования обусловлено как решением конкретных задач, так и соответствием визуальному строю выставки. Таким образом, под понятием «экспозиционность» можно рассматривать размещение объекта экспонирования на своем носителе (стенде, стене, постаменте, в витрине) в такой пространственной локализации, которая обеспечила бы его восприятие с оптимальным проявлением своих художественно-смысловых качеств.
«Академический ряд» представляет собой экспозиционный комплекс, состоящий практически из всех видов изобразительного искусства, хранящихся в музейном собрании, и отражает целостную картину развития искусства. Как экспозиционная форма «академический ряд» главенствует над двумя остальными, в значительной мере определяя стилевое единство музейного облика. «Академический ряд» актуализируется в бытовании такого музейного понятия как «постоянная экспозиция». Совершенствование стилевого решения постоянной экспозиции является не только важной задачей текущего периода, но и фактором долговременной музейной стратегии. «Академический ряд» тяготеет к подчиненности и согласованности с характером интерьера. Использование выставочной инфраструктуры в этом случае минимально и зачастую стендам, витринам, постаментам придается стилистическая однородность с архитектурным убранством интерьера. Внутри себя «академический ряд» может дифференцироваться по принадлежности к определенному виду искусства, т. е. в пределах единой музейной среды может параллельно существовать несколько постоянных экспозиций. В ГРМ это экспозиция народного искусства, в Государственном Эрмитаже – экспозиции первобытного, античного и декоративно-прикладного искусства, нумизматики и искусства востока; в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва) можно видеть экспозицию слепков средневековой и ренессансной скульптуры. Во всех приведенных случаях «видовые» экспозиции дополняют основную историко-хронологическую.