Смекни!
smekni.com

Современная риторика этнориторика, риторика и профессиональная речь (стр. 2 из 3)

Говоря о современной общей риторике, следует сказать о ее законах, соблюдение которых и обеспечивает эффективность речи. Все эти законы связаны с известным главным правилом успешности, эффективности: речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика. Это же правило, только другими словами формулировали теоретики и практики ораторского искусства различных эпох. Сократ говорил, что следует «к сложной душе обращаться со сложными, охватывающими все лады речами, а к простой душе – с речами простыми». Аристотель в трактате «Риторика» утверждал, что «слушатель есть конечная цель всего». Вольтер отмечал, что «люди охотно верят тому, что страстно желают». Известно также замечание Дейла Карнеги об ораторе и его слушателях: «Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает другое. Вот почему, идя на рыбалку, я беру не то, что мне нравится, а то, что хочет рыба – сушеных червячков и кузнечиков». Таким образом, во все времена ораторы призывали учитывать так называемый «фактор адресата» – интересы, желания, направленность тех, к кому обращаешься с речью.

Первый из четырех основных законов современной риторики можно назвать законом диалога (законом гармонизирующего диалога, законом диалогизации речи). Суть его состоит в следующем: собеседник или аудитория, к которым направлена ваша речь, не объект вашего воздействия, не просто «приемщик информации», пассивно внимающий вам и воспринимающий вашу монологическую речь, а субъект отношений, равноправный участник общения. Действительно, эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии всех участников. Речевая ситуация представляет собой не субъект-объектные, однонаправленные отношения

S → O,

где S – говорящий, O – слушающий, а отношения субъект-субъектные

S1 ↔ S2,

где S1 – говорящий, S2 – слушающий.

Таким образом, задача оратора – установить и поддерживать в течение речи двусторонние, равноправные отношения с адресатом. Феномен такой принципиальной установки в том, что оратор ожидает активности аудитории. Конечно, произнося публичную речь, говорящий не вступает в настоящий диалог, но подразумевает внутреннюю ответную реакцию слушателей, т.е. пробуждает мысль, побуждает к внутренней речи, мысленным ответам и репликам. Не случайно русский литературовед и философ М.М. Бахтин писал, что «жить – значит участвовать в диалоге».

Как замечает Н.Н. Кохтев, «с одной стороны, ораторская речь – монолог, обращенный к слушателям, а с другой – во время этого монолога происходит двустороннее общение. Создается некоторое сходство между монологом и диалогом, которое зависит от взаимной активности оратора и слушателей. Поэтому, называя ораторскую речь монологом, мы добавляем, что это монолог особого типа, он адресован слушателю, т.е. диалогичен».

Как же превратить монологическую речь в речь внутренне диалогическую? Существует множество рекомендаций, которые касаются и этапа подготовки, и этапа осуществления речи. При подготовке к выступлению необходимо выяснить и продумать следующее:

1) каков характер вашей будущей аудитории (возраст, пол, количество слушателей, их социальное и имущественное положение, род занятий, круг интересов);

2) каковы возможные «опасные темы», с которыми не следует выходить к данной аудитории;

3) какова цель собравшихся людей, которые будут вас слушать;

4) какие сведения, содержащиеся в вашем выступлении, будут наиболее интересны, полезны для данной аудитории, какие конкретно сведения ожидает она от вас получить;

5) каким образом следует настроить внимание аудитории, как сделать вашу информацию конкретной, понятной, близкой людям;

6) какие «иллюстрации», примеры вы можете привести, будут ли эти примеры образны, понятны слушателям.

Кроме стратегических принципов, позволяющих диалогизировать ваше общение с аудиторией, существуют речевые средства диалогизации речи, например, риторические вопросы, употребление обращения к слушателям, побудительные предложения, императивные конструкции (представьте себе, давайте рассмотрим) и т.д.

Э. Хаббард говорил: «Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимо две вещи: ясный план и ограниченное время». Можно сказать, что если речь – это довольно-таки большой труд, то любая речь требует ясного плана и краткости. Речевая практика показывает: трудны не только составление и произнесение речи, трудно и ее слушание. Действительно, парадокс в том, что адресату порой труднее, чем говорящему. Ведь даже неопытный оратор, готовясь к выступлению, хотя бы в общих чертах представляет себе, о чем он хочет говорить и что скажет. Слушатель же изначально не знает намерений говорящего! Значит, об этом должен позаботиться оратор.

Второй закон современного ораторского искусства обозначают как закон продвижения к цели (ориентации адресата в речи, продвижения и ориентации адресата). Требование его предельно просто: говорящий не только сам должен ясно представлять цель собственной речи и ее структуру, он должен сделать цель и путь продвижения к ней понятной слушателю.

Каким образом этого можно достигнуть? Во-первых, ясно структурировать речь для самого себя. Неясная структура изначально не позволит оратору быть внятным, понятным для адресата. «Перескакивание» с одной мысли на другую, ненужные отступления, «застревание» на одном месте, когда уже понятое слушателями продолжает объясняться говорящим, – вот некоторые типичные ошибки нарушения закона продвижения к цели. Подобно проводнику на туристическом маршруте, оратор должен провести слушателей к цели «путешествия», по возможности более коротким и интересным путем.

Во-вторых, следует избегать в речи лишних пауз, которые делают речь рваной: немотивированные и частые паузы нарушают стройность и последовательность, «музыка речи» распадается на отдельные куски. Слушать такое выступление очень сложно. Затрудняет восприятие речи также и заполнение пауз «многозначительным» мычанием, эканьем, растягиванием отдельных звуков в словах: это вовсе не производит, как считается, впечатления, что оратора размышляет над проблемой в ходе самой речи, это действительно затрудняет понимание, создает ненужный комический эффект.

В-третьих, не следует допускать навязчивого повторения слов и целых фраз. Излишнее «смакование» мысли не приводит к лучшему ее усвоению, даже самая интересная и оригинальная фраза превращается в неуместно напыщенную, назидательную, звучит безапелляционно. Оратор словно бы отказывает слушателям в праве иметь собственное мнение, входит в роль неумелого учителя, который пытается внушить учащимся нужные правила многократным повторением одной и той же фразы. Китайская мудрость гласит: «Если хорошую речь повторить три раза – даже у собак появится отвращение».

Итак, если повторение не используется в качестве риторической фигуры, всегда имеющей выразительность, оно излишне.

Третьим законом (принципом) современной общей риторики различные авторы называют закон эмоциональности речи (пафоса, чувственности). Никто не будет оспаривать мысль, что хороший оратор мыслит свою речь в течение самой речи. Принцип эмоциональности предполагает «чувственную подкладку» речи, когда оратор раскрывает слушателям свое эмоциональное состояние во время речевого акта.

Закон этот связан не столько с техникой речи, сколько с принципиальной установкой оратора на внутреннее переживание своих слов, своей речи. В книге «Искусство речи на суде» русский юрист П. Сергеич называет два необходимых условия истинного пафоса: искренность говорящего и простота выражения. Можно, конечно, притворяться растроганным, возмущенным, но, по словам П. Сергеича, оратору выгоднее всего быть искренним. И мысль эта справедлива не только по отношению к судебной речи.

Напомним, что все законы общей риторики очерчивают границы действенной, эффективной речи. Они универсальны. Помня о них и следуя им, говорящий может стать истинным оратором. По словам Цицерона, истинный оратор обладает тремя основными умениями: убеждать, доставлять наслаждение, подчинять себе слушателей. Закон продвижения к цели более всего способствует убедительности речи, закон эмоциональности тесно связан с воздействием на чувства слушателей. Таким образом, необходимо назвать еще один закон общей риторики, который касается умения доставлять наслаждение. Закон этот называют законом удовольствия, и суть его проста: речь эффективна, когда доставляет слушающим истинное наслаждение. А что же может доставить удовольствие, когда мы слушаем чью-то речь?

Во-первых, нам нравится то, что мы хотим услышать. Следовательно, оратор учитывает характер аудитории, ее интересы.

Во-вторых, нам нравится, когда мы узнаем что-то новое, и особенно, когда это новое внешне доступно и просто. Таким образом, задача оратора опираться на имеющиеся сведения собеседников, показывать их интеллектуальную состоятельность.

Отсюда, в-третьих, мы охотно слушаем того, кто уважает в нас личность, кто демонстрирует нам свое доброе отношение, поддерживает в нас чувство собственного достоинства. Словом, уважительное отношение к аудитории также обеспечивает эффективность речи.

Наконец, в-четвертых, нам доставляет радость речь легкая, ясная, выразительная. Неловкость и косноязычие говорящего рассеивает внимание и навевает скуку, хорошая речь оратора слушается «на одном дыхании».

Закон удовольствия нельзя понимать узко, он не направлен только на развлечение аудитории, тем более на заигрывание с нею. Иногда нельзя сознательно уходить от неприятных собеседнику тем, скрывать от слушающих трагические события, молчать обо всем, что может расстроить слушателя. Закон удовольствия действует и в том случае, когда оратор призывает сплотиться вокруг общей беды, и в том случае, когда говорящий произносит речь на гражданской панихиде. Слушатели начинают чувствовать уверенность, испытывают благодарность за теплые слова – это и есть исполнение закона удовольствия.