Смекни!
smekni.com

Рынок труда в условиях кризиса (стр. 2 из 6)

Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. Рассмотрим классификацию занятого и безработного населения применительно к российскому рынку труда, которая основана на методологии МОТ.

Все население Российской Федерации можно разделить на две группы: экономически активное и экономические неактивное население.

1) Экономически активное население включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

а) Занятые (выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) Временно отсутствуют на работе (из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам, либо самостоятельно обеспечивают себя работой);

в) Безработные (не имеют работу (доходного занятия), занимаются поиском работы, обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п., и готовы приступить к работе).

2) Экономически неактивное население включает в себя людей, не являющихся, по сути, рабочей силой: учащихся и студентов, посещающих дневные учебные заведения, лиц, получающих пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности, лица, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, отчаявшихся найти работу и прекратившие ее поиск, и тех, у которых нет необходимости работать.

Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России:

1) Незанятые, но ищущие рабочее место;

2) Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место;

3) Занятые, но рискующие потерять рабочее место.

Вышеперечисленные группы образуют так называемое предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

Уровень безработицы является важнейшим показателем состояния рынка труда. Он определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения. Для более объективного осмысления и прогнозирования в области социально-экономической политики необходимо не только правильное определение данного ключевого макроэкономического показателя, но и анализ динамических изменений, переливов рабочей силы из одного состояния занятости в другое, постоянно происходящих на рынке труда.

Оценка динамических потоков на рынке труда позволяют выяснить факторы, в наибольшей степени обуславливающие изменения в структуре безработицы. Для целей макроэкономической политики важно не только наиболее правильным и объективным образом оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

На рисунке1 представлены основные потоки населения между тремя альтернативными состояниями рынка труда: занятости (E), безработицы (U) и экономической неактивности (N).


Е

Pue Pen

Peu Pne

Pun

U N

Pnu

Рисунок 1. Основные потоки населения между тремя альтернативными состояниями рынка труда.

Pij показывает вероятность перехода, т.е. вероятность, с которой представители той или иной группы населения перейдут из i-го состояния в j-е за какой-то промежуток времени. Вероятность перехода определяется как доля лиц, перешедших из i-го состояния в j-е за период времени {t,t+1}, в общей численности населения, находившегося в момент времени t в исходном состоянии i. К примеру, Рue показывает долю безработных, за некоторый период времени получивших работу.

Вообще, уровень безработицы является функцией от вероятностей перехода населения из одного альтернативного состояния в другое (занятости, безработицы и экономической неактивности):

+ - - + + -

uR=f(Pen , Pne , Pun ,Pnu , Peu , Pue)

Знак «+» над переменной означает, что ее рост вызывает повышение уровня безработицы, знак «-» - что изменение данной переменной обратно пропорционально уровню безработицы. Таким образом, уровень безработицы будет тем выше, чем ниже вероятность оттока из категории безработных ( Pue и Pun ) и получения работы лицами, ранее не входившими в состав рабочей силы (Pne), а также чем выше вероятность добровольного или вынужденного ухода с работы (Pen и Peu).

Анализ основных потоков на российском рынке труда в 1996-2000 годах позволяет сформулировать следующие закономерности:

- Рынок труда в нашей стране становится более динамичным.

Данное утверждение может подтвердить тот факт, что за три года проведения реформ вероятность сохранения людьми своего прежнего статуса уменьшилась по всем трем группам населения. Снизилась доля как безработных, оставшихся в этой категории через год ( с 32,8 до 27,8%), так и занятых, сохранивших свое прежнее место работы (с 84,1 до 77,2%).

- Повышается мобильность внутри категории занятых.

В начале проведения реформ многие работники прочно связывали себя с рабочим местом без каких-либо предположений о его перемене. Однако за последующие три года доля занятых, сменивших место работы, возросла с 6,7 до 12,1%.

Практически все изменения вероятностей перехода населения из одной категории в другую ( кроме перехода безработных в состав экономически неактивного населения) способствовали повышению уровня безработицы.

Доля безработных, нашедших работу, уменьшилась с 51,2 до 39,6%, увеличилась доля экономически неактивного населения, оказавшегося в категории безработных ( с 1,7 до 5,1%), возросла вероятность вынужденного (с 3,3 до 3,4%) и добровольного ухода с работы ( с 5,9 до 7,3%).

С точки зрения динамических потоков на российском рынке труда единственно возможный фактор, который мог бы сдерживать рост безработицы, заключается в существенном увеличении доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения, включая отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск, студентов, а также женщин, занятых ведением домашнего хозяйства.

- Безработные остаются наиболее динамичной группой на рынке труда.

Около1/3 безработных сохранила свое положение через 1 год, тогда как 2/3 смогли решить эту проблему (39,6% нашли работу и 32,6% перешли в категорию экономически неактивного населения). Таким образом, можно сделать вывод о том, что безработица в нашей стране примерно на 2/3 носит динамический характер, а на 1/3 носит продолжительный характер и принимает застойную форму.

2. Практическая часть

2.1 Реакция рынка труда на кризис

Не столь давно, еще летом сего года, работодатели изнывали от перегрева рынка труда. Действительно в середине 2008 года, несмотря на то, что экономический кризис уже дошел и до России, отечественные HR-менеджеры все еще сетовали на нехватку хороших специалистов, завышенные зарплатные ожидания соискателей, проблему удержания персонала – давно известные атрибуты кадрового голода. Но уже через несколько месяцев ситуация кардинально изменилась: волна мирового финансового кризиса захлестнула российскую экономику, что отразилось и на рынке труда.

Молодой отечественный бизнес фоне грядущей экономической катастрофы начал судорожно избавляться от накопленного за время «нефтяного благополучия» страны «жирка».Иными словами компании взялись за минимизацию издержек и увеличение прибыльности, что в условиях банковского паралича (снижения покупательской способности вследствие ограничения программ кредитования) труднореализуемо. Во многих компаниях персонал является серьезной статьей расходов. А посему неудивительно, что «экономить» стали в том числе (если не в первую очередь) на персонале. Корпоративные развлечения, дорогостоящие тренинги, заграничные стажировки – все это благоразумные владельцы бизнеса свели к минимуму. Пришлось попрощаться и с планами по расширению социального пакета: добавлению медицинской страховки, фитнес-услуг и страховых программ. А главное – забыть о повышении заработной платы!

Волна сокращений, прокатившихся по стране, выбросила на рынок труда ранее востребованных специалистов, не заинтересованных в смене работы, в стабильные времена оценивавших свои профессиональные навыки в солидную сумму. Оказавшись без работы или под угрозой сокращения, специалисты серьезно умерили свои зарплатные ожидания. Отделы подбора персонала вздохнули с облегчением, забыв о вчерашнем дефиците квалифицированных кадров, наслаждаясь потоком соискателем, готовых приступить к работе немедленно за любые деньги.

Снижать затраты на сотрудников первыми начали банки, металлургические компании, ритейлеры, строительные компании, брокерские конторы. Первыми пострадали топ-менеджеры: ­ дорогостоящие, но малоэффективные в условиях кризиса управленцы первыми лишились работы.