Смекни!
smekni.com

Управление акционерным обществом (стр. 6 из 6)

Проанализируем ситуацию. Гражданский кодекс РФ и ФЗ "Об акционерных обществах" содержат перечень оснований для признания сделок, совершаемых акционерным обществом, недействительными.

Из оснований для признания недействительной оспоримой сделки наиболее близким к описанной ситуации является превышение полномочий. Однако полномочия генерального директора на момент совершения сделки в действительности ограничены не были, поэтому в данном случае указанная статья ГК РФ не применима. Можно ли считать такую сделку ничтожной?

С одной стороны, по существу, нарушения закона имели место: так как решение об избрании недействительно, сделка совершена неуполномоченным лицом.

Отметим, что если при проведении собрания допущены отдельные грубые нарушения, то суд должен считать соответствующие решения не имеющими юридической силы независимо от того, были ли они ранее оспорены акционерами или нет.

С другой стороны, контрагент общества не может знать о допущенных при избрании директора нарушениях (если он не является акционером общества), так как не имеет доступа к протоколам счетной комиссии и другим материалам собрания. Вряд ли законодатель мог предполагать ситуацию, когда сторона по сделке не имеет юридической возможности проверить, соответствует ли сделка закону.

Дополнительно отметим, что признание ничтожности всех юридических действий директора за период с момента избрания до момента прекращения его полномочий в связи с признанием недействительным решения о его избрании внесло бы в хозяйственный оборот существенный элемент неустойчивости, что противоречит целям и задачам правового регулирования.

Таким образом, необходимо до известной степени сузить объем фактов и положений, которые подлежат проверке при совершении сделки на предмет соответствия закону.

Судебная практика подтверждает такой подход.

Например, ОАО обратилось в арбитражный суд с иском к ООО о признании недействительным договора купли-продажи и применении последствий недействительности ничтожной сделки - истребовании из незаконного владения ООО здания гаража. Среди оснований для иска ОАО указало на то, что генеральный директор, подписавший договор купли-продажи от 26.03.2002, не имел полномочий на его подписание. Суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Из материалов дела следует, что генеральный директор был избран общим собранием акционеров ОАО 22.02.2002 и осуществлял функции единоличного исполнительного органа общества до 19.09.2002. Арбитражный суд решением от 15.01.2003 признал недействительными решения общего собрания акционеров от 22.02.2002. Суд кассационной инстанции указал, что признание недействительным решения общего собрания акционеров об избрании генерального директора не влечет недействительности сделки, поскольку на момент ее совершения полномочия генерального директора не оспаривались.

Итак, признание сделки недействительной на том лишь основании, что признано недействительным решение общего собрания об избрании генерального директора, эту сделку совершившего, представляется маловероятным.

3.2 Анализ судебно-арбитражной практики по вопросам связанным с управлением в акционерных обществах

Как показывает анализ судебно-арбитражной практики, одним из наиболее актуальных и сложных вопросов управления в АО - является вопрос разграничение компетенции исполнительного органа, совета директоров, а также общего собрания акционеров. Наиболее остра данная проблема применительно к совершению крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью.

Совершение заведомо убыточных крупных сделок с имуществом общества - одно из возможных злоупотреблений исполнительного органа.

Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 18 ноября 2003г. №19 пояснил, что содержащийся в ч.1 п.1 ст.78 Закона перечень видов сделок (заем, кредит, залог, поручительство), на которые наряду с договорами купли-продажи, дарения, мены распространяется порядок заключения крупных сделок, установленный ст.ст.78 и 79 Закона, не является исчерпывающим. К таким сделкам (при соответствующей сумме сделки) могут относиться договоры об уступке требования, переводе долга, внесении вклада в уставный капитал другого хозяйственного общества в счет оплаты акций (доли) и другие, если в результате их заключения возникает возможность отчуждения имущества общества. При этом уставом общества могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки (например, на договоры аренды без права выкупа арендованного имущества) распространяется порядок одобрения крупных сделок, установленный Законом.

При этом перечень сделок, для которых предусмотрены исключения из установленных Законом правил заключения крупных сделок, является исчерпывающим. К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).

Несмотря на разъяснение сделанное пленумом ВАС РФ, необходимо констатировать, что заложенный в ФЗ «Об акционерных обществах» принцип отграничения крупных сделок от сделок, осуществляемых в рамках обычной хозяйственной деятельности - не содержит четких критериев.

Отсутствие четких критериев создает условия для широкого судебного усмотрения, что и демонстрирует практика.

По мнению суда, к совершаемым в процессе текучей предпринимательской деятельности сделкам относятся сделки, которые связаны с производством продукции, поставкой сырья и материалов, а также сделки по оказанию финансовых услуг, выполнению строительных и других работ, реализации готовой продукции или товаров.

Напротив, не признавались судом в качестве сделок, совершенных в рамках обычной хозяйственной деятельности, купля-продажа недвижимости.

Таким образом, единообразная судебная практика сформировалась в отношении сделок, связанных с приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции, которые квалифицируются как сделки, осуществляемые в рамках обычной хозяйственной деятельности. Как правило, не относят к обычной хозяйственной деятельности сделки по распоряжению недвижимостью. В остальных случаях позиция судов противоречива.

Анализируя характер совершенной сделки, суды часто ссылаются на закрепленные уставами акционерных обществ виды деятельности, что представляется неоправданным в силу общей правоспособности данных организаций.

Ограничительное толкование обычной хозяйственной деятельности делает возможным оспорить значительное количество сделок, что не способствует стабильно ста оборота. Напротив, расширительное толкование позволяет недобро совестным руководителям путем нехитрых операций выводить активы.

Заключение

Формирование и широкое распространение акционерного капитала являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата.

В настоящее время акционерное общество является одним из самых прогрессивных и демократичных форм собственности. Формирование и широкое распространение акционерного капитала являются одним из основных принципов, на котором базируются проводимые в стране реформы. Акционирование занимает важное место в создании нормальных условий функционирования предприятий, являясь удобной формой для проведения их разгосударствления, позволяет организовать эффективный контроль за деятельностью управленческого аппарата. Каждый владелец акций в праве участвовать в управлении обществом. Вложив средства в акции, владелец, таким образом участвует в движении средств, имущества, получаемой прибыли общества. От величины прибыли непосредственно зависят доходы акционеров. А в случае, когда акционеры являются и работниками предприятия, появляется прямая заинтересованность.

Надо сказать, что акции - это довольно таки рискованные ценные бумаги. Тем не менее, они привлекают инвесторов возможностью получения повышенного дохода (по сравнению, к примеру, с долговыми обязательствами). По той же причине акции обеспечивают лучшую защиту сбережений от инфляции.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995г. N208-ФЗ “Об акционерных обществах”

2. Андрюшенко В.И., Книга акционера для чтения и принятия решений, М.Фин. и стат-ка, 1994г.

3. Подвинская Е.С., Жиляева Н.И. - Все об акционерных обществах-1993г.

4. Вопросы приватизации, сборник "Акционерное общество - вопросы управления". 1995 г.

5. Китайгородский Н., " Как создать акционерное общество". Экономика и жизнь, 2000 г.

6. Ценные бумаги. Нормативные акты и документы; М., Юридическая литература, 1994 г.

7. Андронов В. Корпоративные отношения: специфика формирования// Управление риском. № 4, 2004г.

8. Гаманов В.А. Акционерное дело.-М., 2003г.