Поэтому в соответствии с постановлением правительства N 526 от 11 июля 2000 г. "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации" проводится реформа в направлении развития рыночных отношений в сфере производства и потребления электроэнергии. Это повысит надежность и эффективность электроснабжения страны, а также инвестиционную привлекательность отрасли. Результатом реформы должно стать создание рыночной сферы в электроэнергетике путем разделения потенциально рыночных и монопольных сфер деятельности (генерации и передачи электроэнергии) на самостоятельные хозяйствующие субъекты.
К настоящему времени создана независимая Федеральная сетевая компания ("ФСК ЕЭС") с контрольным пакетом акций у государства, в которую вошли крупные магистральные сети. Разделены генерация и передача электроэнергии в бывших региональных энергообъединениях. На базе АО-энерго созданы семь оптовых генерирующих компаний, которые объединили крупных производителей электроэнергии. Небольшие региональные ТЭС, а также ТЭЦ вошли в состав территориальных генерирующих компаний. Региональные сетевые компании вобрали в себя распределительные сети и объединились в межрегиональные распредсетевые компании. Созданы Системный оператор, в котором сосредоточены диспетчерские функции, а также Администратор торговой системы - для организации торговли на оптовом рынке электроэнергии.
Структурная часть реформы близка к завершению. Теперь необходимо ускорить либерализацию рынка электроэнергии. Пока на розничных рынках цены на электричество регулируются государством, а на оптовом рынке есть лишь небольшой сектор (15%) свободной торговли.
1. Потребление первичных энергоресурсов в мире в период 2000 - 2030 гг. может вырасти по среднему варианту с 13.9 до 22.9 млрд. т у. т. (в 1.64 раза). При этом будут постепенно снижаться ежегодные темпы потребления с 1.8% в настоящее время до 1.2% к концу прогнозного периода. Более быстрыми темпами будет расти потребление ПЭР в развивающихся странах, умеренными - в промышленно развитых. В странах с переходной экономикой показатели среднегодовых темпов прироста потребления ПЭР будут занимать среднее положение между упомянутыми двумя группами стран.
2. Доминирующее положение в структуре потребления ПЭР сохранится за энергоносителями органического происхождения. Их доля в мировом энергопотреблении останется примерно на одном уровне: 85.4% в 2000 г. и 85% к 2030 г. при соответствующем незначительном увеличении доли энергии АЭС, ГЭС и других возобновляемых источников энергии - с 14.6 до 15.0%.
3. В общем объеме потребления и производства ПЭР первое место по-прежнему будет занимать нефть, второе - газ и третье - уголь. Однако доля нефти в структуре потребления ПЭР снизится с 39.2 до примерно 34.0%, газа вырастет с 24.2 до 28.9%, а угля - сохранится прежней.
Росту доли потребления природного газа способствует более высокая обеспеченность его запасами по сравнению с нефтью. Кроме того, газ меньше загрязняет окружающую среду, чем нефть.
Снижение доли потребления нефти связано в основном с вступлением в стадию падающей добычи открытых в прошлом столетии гигантских нефтяных месторождений. Восполнение объемов добычи происходит за счет ввода в разработку многочисленных небольших по запасам месторождений, что создает сложнейшие проблемы. Перед миром возникла угроза прохождения пика добычи нефти с последующим ее падением.
Все эти обстоятельства будут оказывать дестабилизирующее воздействие на объемы потребления нефти в мире и способствовать поддержанию высоких цен на нее.
4. В топливно-энергетическом балансе России после резкого падения объемов внутреннего потребления всех органических видов топлива в 1990 - 2000 гг. сложилось деформированное соотношение между основными взаимозаменяемыми источниками первичных энергоресурсов. Природный газ, обладающий наиболее высокими потребительскими свойствами, оказался самым дешевым, что привело к вытеснению угля и снижению спроса на него во многих отраслях экономики.
Применяемые ныне меры по устранению перекоса цен между ПЭР явно недостаточны. Обостряется положение и в нефтяной промышленности России, где идет срабатывание запасов, открытых в дореформенные годы. В результате началось резкое падение темпов наращивания объемов добычи нефти. Все это может привести к сохранению деформированного соотношения между ПЭР органического происхождения вплоть до 2030 г.
5. Потребление электроэнергии в мире в целом и во всех его регионах будет расти опережающими темпами по сравнению с потреблением первичных энергоресурсов и может достичь в 2030 г. 29000 млрд. кВтч (в 2000 г. - 13630 млрд. кВтч). При этом среднегодовой темп конечного потребления электроэнергии в развивающихся странах (4.1%) прогнозируется в 2.9 раза выше, чем в промышленно развитых государствах (1.4%) и в 1.6 раза выше мирового (2.5%).
6. До 2030 г. не произойдет существенных изменений в составе и структуре использования первичных энергоресурсов для производства электроэнергии. Электроэнергетика будет в основном базироваться на традиционных ресурсах (угле, газе, нефти, гидро- и атомной энергии), хотя и ожидается некоторый рост использования других (кроме гидроэнергии) возобновляемых источников энергии - ветровой, солнечной, геотермальной, биомассы и др. Структура потребления первичных энергоресурсов в 2030 г. может быть следующей (%): уголь - 42, природный газ - 22, возобновляемые энергоресурсы - 20, атомная энергия - 12, нефть - 4. В 2000 г. доли этих энергоресурсов составляли соответственно: 34, 19, 20, 19 и 8%.
7. Российской электроэнергетике свойственны те же тенденции, что и мировой: опережающий рост потребления электроэнергии по сравнению с потреблением первичных энергоресурсов, сохранение в производстве электроэнергии состава первичных энергоресурсов при некотором изменении их структуры. Будут предприниматься усилия по уменьшению доли природного газа в топливном балансе ТЭС на европейской территории страны за счет замещения его углем и атомной энергией.
8. Несмотря на проводимое реформирование электроэнергетики России, не удалось добиться существенного увеличения притока в отрасль отечественных и иностранных инвестиций. В условиях быстрого роста потребности страны в электроэнергии это может привести к тому, что именно нехватка энергетических мощностей будет ограничивать рост экономики.
1. Байков Н, Безмельницына, Гринкевич. //ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ДО 2030 г. Мировая экономика и международные отношения, № 5, Май 2007.
2.Дадалко, В.А. Мировая экономика/ В.А. Дадалко. - Мн.: «Ураджай», «Интерпрессервис», 2001
3.Королев, И.С. Мировая экономика/ И.С. Королев. - М.: Экономист, 2003
4.Нигматулин, Р.И. Нефть, газ, мир, Россия: состояние и перспективы/
Р.И. Нигматулин// Энергия. - 2006.-№12
5.Прокофьев, И. ОПЕК о мировой энергетики 2030 года/ И. Прокофьев// Мировая энергетика. - 2009. - №9(68)
6.Сергеев, П. Тенденции и проблемы мирового газообеспечения / П. Сергеев// Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - №8
7.Шматко.С. Новые вызовы российской энергетики/ С.Шматко// Мировая энергетика. -2009.- №1(60)
8. Источники: International Energy Outlook. 2003, 2005, 2006; Энергетическая стратегия Россия на период до 2020 г.; Топливо и энергетика России. М., 2001.
9.http ://www. catalogmineralov.ru/news4073 .html
10.http://www.eriras.ru/