Смекни!
smekni.com

Социально-культурной деятельность в формировании эстетической культуры (стр. 4 из 5)

Условием эстетического воспитания является необходимость совершенствования воспитания и образования вообще. Цель и задачи эстетического воспитания осуществляются в различных сферах воспитания (детский сад, семья, школа, трудовой коллектив, улица и пр.).

Знание причин исторического развития эстетического сознания, эстетического отношения человека к действительности и понимание путей развития искусства позволяют выделить средства, методы, формы и содержание процесса эстетического воспитания. Основными средствами являются следующие: эстетически оформленная и организованная общественная, производственная и бытовая среда (художественно-оформленные орудия труда, предметы быта), искусство и организация процесса его восприятия. Однако средства эстетического воспитания в нашей стране сегодня зачастую неэффективны и не оказывают целенаправленного воздействия.

Процесс эстетического воспитания включает в себя: организацию восприятия, ознакомление людей с эстетическими явлениями и искусством; объяснение воспринятого; организацию художественного творчества, художественной практической деятельности. При этом эстетическое воспитание предполагает применение всех этих форм к различным этапам и сферам процессов воспитания в соответствии с возрастными особенностями людей, а, следовательно, их жизненным опытом и практикой.

2.2. Организационно-методическая часть социально-культурной деятельности

В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем[1]: 1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.); 2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности); 3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий); 4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат! Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.

Далее надо поставить вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не досвигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена[2].

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности. Первое, над чем здесь следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм. Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение "форма должна соответствовать содержанию" не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.

Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно было бы проводить в таком порядке. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.

Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.

Центральным моментом в выборе формы является окончательная оценка выбранной формы, однако на этом процесс принятия решения не завершается. Самое хорошее решение - это выполненное решение, в нашем случае - состоявшееся мероприятие. Здесь уместно говорить о необходимости установления обратной связи. Мероприятия ради мероприятий давно ушли в прошлое.

2.3. Необходимые условия для формирования социально-культурных учреждений в настоящее время

В настоящее время учреждение культуры включает в себя разработку культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в среде культурной среды. В социально-культурных учреждениях досуговая среда устойчиво формируется с учетом занятий. Каждый человек, который находится в контакте с культурными ценностями, виртуально переносится в переживаемый им мир и в то же время он способствует сохранению сознания своего присутствия в реальном мире и самопозиционирование.

Еще одним важным аспектом дальнейшего развития деятельности современных центров социально-культурного развития является знание специфических особенностей восприятия досуговой среды. Восприятие человеком себя в культурной среде, можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, которые непосредственно воздействуют на человека.

Гармоничность социально-культурной среды, в которой располагается человек, обусловливается соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

а) осознание (человеком) себя в социально-культурной среде, окружающей его, способность ориентироваться в мире, понимать культурное значение важнейших событий; самооценка, которая выражается в стремлении к ощущению спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной социально-культурной среды;

б) истинно эстетическая оценка, которая способствует вызыванию радости, изумления; образ социально-культурной среды, эстетическое наполнение человека определяет ощущение причастности не только к социально-культурной среде, но и к внешней среде обитания – дому, городу, краю;

в) оценка социальной значимости социально-культурной среды объединяет такие понятия как: осознание значимости исторического культурного прошлого своего народа, современности, память о событиях и людях, восприятие истории в памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата социально-культурной среды, который формирует общее представление об уровне взаимного соответствия уровня культуры человека и социально-культурной среды.

Социально-культурные программы, которые рассчитаны на массовую аудиторию, всегда провоцируют различные игровые формы поведения, что происходит в результате восприятия других присутствующих людей в качестве действующих персонажей. В качестве таких людей выступают группы и отдельные знакомые или незнакомые люди.

В настоящее время продолжается целенаправленное развитие положительных тенденций по созданию социально-культурной среды, адекватной современными культурно-досуговым потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как культурно-досуговых центров, связано, главным образом, с качественными изменениями потребностей населения. Наличие подобных учреждений гарантирует:

- Высокое качество предоставляемых населению социально-культурных услуг.

- Регулярное обновление и развитие форм предоставляемых видов досуговой деятельности.

- Демократичность условий привлечения личности в активную социально-культурную деятельность.