Кинокомпании
Производством фильмов занимаются, по различным оценкам, от 200 до 400 кинокомпаний. Большой разброс в оценках их числа связан с тем, что многие компании создаются под конкретные проекты и прекращают свое существование после их реализации.
Интенсивный рост числа производственных компаний связан как с объективным фактором роста спроса на кино со стороны потребителей, так и с субъективными факторами оценки ситуации в кинематографе и своих возможностей в нем заинтересованными сторонами. Широкое освещение в прессе и профессиональных кругах высоких кассовых сборов отдельных фильмов после 2004 г. создало миф о высокой доходности кинопроизводства. Отсутствие детального анализа общей ситуации в киноиндустрии привело к появлению большого числа новых инвесторов и продюсеров.
Концентрация в производстве на данный момент невысокая. Имеется проблема преемственности и накопления опыта. Кроме того, небольшие компании не могут действовать по "пакетному" принципу, то есть создавать определенный набор кинопроектов, часть из которых окажется прибыльными, что позволит покрыть издержки от неудачных проектов. Суммарная доля на рынке крупных производственных кинокомпаний не превышает 12%. Фаза количественного роста кинокомпаний завершилась. В настоящее время идет процесс структурирования рынка, который отчасти позволит решить перечисленные выше проблемы. По прогнозам экспертов, ситуация должна стабилизироваться в ближайшие три года. За это время окончательно сформируется круг основных игроков на рынке, которые будут производить не менее 5 картин в год, и обеспечивать высокое качество кинофильмов. Формирование крупных производственных компаний является одним из критериев окончательного становления кино как самостоятельной индустрии.
Роль крупных производственных компаний постепенно берут на себя прокатчики, развивающие собственное производство. Одна из тенденций структурирования рынка - появление компаний полного цикла, обеспечивающих жизненный цикл фильма - от создания сценария до показа зрителю в кинозалах.
Кинофабрики и производственные мощности
В настоящее время в России действуют 7 основных производственных комплексов, размещенных на территории более 100 га, в которых действуют более 50 павильонов общей площадью около 30 тыс. м2. Кроме того, для съемок художественных фильмов используются 10-15 частных павильонов.
Спрос на услуги киностудий стабилен, при этом число павильонов и уровень их технического оснащения постоянно растет. Существует значительный спрос на них также со стороны производителей телеконтента, производителей рекламных роликов и музыкальных клипов. Как результат - спрос на павильоны со стороны кинопроизводителей не всегда может быть удовлетворен в требуемом графике. Одной из существенных проблем кинопроизводства в России является недостаток киностудий и павильонов, оснащенных современным оборудованием.
Формирование крупных производственных компаний является одним из критериев окончательного становления кино как самостоятельной индустрии.
Загруженность производственных мощностей существующих российских киностудий неоднородна. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, производственные мощности многих киностудий не способны работать с полной нагрузкой вследствие своей изношенности. Во-вторых, киностудии предоставляют в аренду недостаточно современное оборудование. В-третьих, не все киностудии являются студиями полного цикла услуг. Главное для киностудии - это не столько предоставление павильонной площади, сколько оказание полного спектра услуг в области кинопроизводства - от строительства декораций до обработки пленки. На данный момент в России наблюдается нехватка кинолабораторий по проявке пленки и цветокоррекции, Dolby-студий, услуг по тиражированию копий.
В обеспечении производственного процесса сегодня задействовано большое число небольших и средних компаний, которые стремятся максимально расширить предлагаемый спектр услуг, наполнить рынок услугами высокого качества, современной техникой и оборудованием, но пока низкие производственные бюджеты фильмов не позволяют кинопроизводителям в полной мере реализовать свои потребности в оборудовании для производства качественного кино.
По законам рынка для нормального функционирования и развития услуг киностудий должна существовать конкуренция. На данный момент конкуренция на рынке достаточно слабая. Несколько лет назад "Мосфильм" был единственной реально действующей киностудией. На данный момент, по оценкам экспертов, до 70% производства сконцентрировано на киноконцерне "Мосфильм". Фактором снижения конкуренции в секторе услуг является ситуация, при которой в случае съемок на "Мосфильме" участники кинопроекта вынуждены пользоваться не только павильонами киностудии, но и всеми остальными услугами по аренде оборудования и техники.
Киностудии, оставшиеся со времен СССР, разрабатывают планы развития на средне- и долгосрочные перспективы различными путями. Разрабатываются планы по модернизации технической составляющей киностудий. Процесс осложнен необходимостью значительных капиталовложений и сложным, иногда аварийным состоянием имеющихся мощностей и помещений. Еще одним путем развития киностудий является реализация собственных кинопроектов.
В последние три года появилось много проектов строительства киностудий в ответ на существующий спрос на производственные мощности современного уровня. Однако большинство проектов остаются только на бумаге. Большие сомнения вызывает достаточный спрос на услуги новых студий, а также проблемы с окупаемостью проектов. Некоторые эксперты выражают сомнение в возможности использования девелоперского подхода к строительству студий как объектов недвижимости.
Отечественные киностудии также вынуждены конкурировать со студиями, расположенными в Европе. Конкурентными преимуществами киностудий, располагающихся в Восточной Европе, является более высокий уровень обслуживания, стоимость услуг и в меньшей мере уровень технического оснащения.
По мнению продюсеров и режиссеров, которые пользовались услугами киностудий в Восточной Европе, расходы на производство фильма были ниже даже при дополнительных расходах на переезд и проживание съемочной группы.
Большинство представителей производственной сферы в кино сходятся во мнении, что в России будут востребованы услуги современной киностудии на юге страны с широкими возможностями натурных съемок и постановки морских сцен, и одной новой современной киностудии в Центральной части России.
Вопрос приватизации киностудий не имеет однозначной оценки в профессиональном сообществе, за исключением мнения о том, что при приватизации должен быть сохранен профиль. Основной задачей государства в данном процессе является обеспечение контроля над тем, чтобы не было произведено профилирование производственных мощностей и территорий. При этом идея о приватизации киностудий находит свою поддержку вплоть до крайних радикальных идей, согласно которым киностудии должны быть проданы западным менеджерам для того, чтобы они смогли наладить их эффективное функционирование.
Кинопрокат и дистрибуция
К настоящему времени на рынке кинопроката действуют около 30 частных дистрибьюторских компаний, подавляющее большинство которых обладают не только общероссийскими прокатными удостоверениями на отечественные или зарубежные фильмы, но и правами на прокат в СНГ и странах Балтии. Кроме того, прокатом фильмов занимаются более 70 региональных государственных прокатных организаций, которые приобретают, главным образом, российские фильмы и обслуживают сеть кинотеатров, которые остаются нереконструированными.
Можно выделить следующие тенденции развития прокатных компаний в России. Дальнейшая централизация и концентрация прокатной деятельности, вытеснение малых компаний с рынка; усиление конкуренции между основными прокатными компаниями; интеграция с производящими компаниями или организация собственного производства фильмов. Последняя тенденция положительно скажется на объемах производства фильмов, с одной стороны, и на результатах проката - с другой, так как прокатные компании проявляют значительно большую заинтересованность в успешном прокате картины и начинают прилагать дополнительные усилия по ее продвижению.
Основной проблемой в работе крупных прокатных компаний, с точки зрения производителей, является их неумение или нежелание работать с так называемыми "средними фильмами" и ориентация на прокат фильмов, которые оцениваются как потенциальные блокбастеры. Работа с нишевым и арт-хаусным кино ведется, как правило, специализированными прокатными компаниями.
Отсутствие эффективных механизмов взаимодействия между прокатчиками и жесткая конкуренция на рынке кинопоказа приводят к крайне неравномерному выпуску картин в прокат и "перетягиванию" зрителей потенциально успешными фильмами друг у друга в то время, когда существуют месяцы, в которых не выходит ни одной массовой картины. Например, термин "черный апрель" устойчиво вошел в лексикон кинематографистов. Данная проблема не была решена в ходе деятельности АНКО.
В настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.
Большинство экспертов пока не видят выхода из этой ситуации, признавая деятельность этой общественной организации по данному вопросу неэффективной.
Единственный работающий механизм на данный момент - добровольный перенос картины одной из сторон на более позднюю дату. Особо остро данная проблема ощущается в 1-2-заль-ных кинотеатрах, доля которых в России высока. Малозальные кинотеатры располагаются преимущественно в средних и малых городах России. Таким образом, доступ к кинофильмам у жителей городов с малозальными кинотеатрами в значительной мере ограничен.