5.Выражайтесь ярко, т.е. речь должна быть захватывающей, интересной и привлекательной. Вдохновенный оратор не может быть скучным, он прямым образом воплощает в себе принципы яркости.
6. Будьте самим собой, т.е. естественным. Этот принцип определяет манеру излагать мысли вслух перед слушающими. Принцип естественности – важное свойство оратора отключать сигналы опасности, возможные в данной ситуации. Естественность не отождествляется с бесстрастностью, она предполагает естественные эмоции, присущие человеку. Однако они должны подчиняться голосу, а не управлять им, ибо расслабленность может легко превратиться в неуважении к аудитории.
7.Говорите лаконично, ибо слов должно быть ровно столько, сколько необходимо для выражения Ваших идей, мыслей, и не больше.
Организация выступления
1.Никакие, однако, информационные технологии, компьютеры, факсы, мобильные телефоны, телеконференции не решают коммуникационных проблем. Это лишь средства коммуникационного процесса между людьми, которые были и остаются главными в любом организационном процессе.
2.Продумайте все методы аргументации. Учитывайте при этом жизненный опыт Ваших слушателей, знание ими фактов, связанных с темой Вашего выступления, особенности их мышления, уровень политической сознательности, их профессиональные и общественные обязанности и успехи.
3.Попытайтесь разбить приготовленный для выступления материал на части. Подумайте, с чего Вы начнете речь, какие важные вопросы раскроете в основной части изложения, что особо отметите в заключении.
4.Составьте тезисы речи со включением в них ключевой информации, цитат, определений. На основании тезисов четко обозначьте этапы достижения цели.
5.Если у Вас нет навыка устных выступлений и Вы чувствуете себя не совсем уверенно, произнесите свою речь вслух в качестве тренировки (только не перед зеркалом!). Можно записать речь на магнитофон с целью анализа манеры речи, особенно артикуляции, темпа и ритма изложения, использования междометий и ненужных слов.
6.Концентрация внимания на основных вопросах содержания речи; старайтесь зафиксировать в памяти материал выступления. Ни в ком случае не стоит выучивать речь наизусть, Вы можете потерять нить повествования.
Задача выступающего состоит в том, чтобы воздействовать на мысли, чувства и желания слушателей. Для удержания внимания на протяжении всего выступления можно использовать некоторые приёмы. Какой из них применить в выступлении, зависит от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельств и предмета речи, от Вашего намерения и аудитории.
1.Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию.
2.Провокация, На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией с целью подготовки их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
3.Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Но позже уже без преувеличения изложите четко свою позицию по проблеме.
4.Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.
5.Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т. д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрольную аргументацию типа: «однако на самом деле...»
6.Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности партнеров (слушателей) принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; путем постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления.
7.Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности сообщенных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический, исторический, а также авторитет науки).
8.Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие Вас со слушателями, не упуская подробностей, важных для аудитории, и темы, заставляя слушателей сопереживать.
9.Внесение элемента неформальности.Учитывая предмет речи, расскажите аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом Вам удалось найти решение проблемы. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в Вашу пользу (чтобы они не думали о Вас как о «безнадежном теоретике» или «чистом практике», «чиновнике»).
10.Драматизация.Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления события, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.
11.Прямое включение.Откажитесь от растянутого выступления и отступлений, если Ваши слушатели знакомы с предметом Вашей речи; говорите сразу же, начиная с самого главного.
12.Юмор.Не «засушивайте» свою речь, приводите смешные парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.
13.Экспрессия.Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная, неофициальная). Сознательно (особенно если Вы выступаете без заранее подготовленного текста) выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (запоминающиеся, привлекающие внимание экспрессивные лексические средства).
Техническиеприемывыступления.В общественной практике и производственной информационной деятельности важны и необходимы выступления по готовым текстам. При этом важно, чтобы выступающий не просто безучастно и монотонно считывал свою речь с листа, а стремился к тому, чтобы с помощью характерной манеры изложения превратить написанный текст в действенную и убедительную речь. Некоторые технические приемы помогут оратору изложить свои мысли более убедительно:
1.Выбор целесообразного (не слишком медленного и не слишком быстрого), умеренного темпа. Это особенно важно, когда восприятие и усвоение информации требует усилий. Варьируйте темп речи в зависимости от содержания, замедляйте его при произнесении важных и сложных для восприятия мыслей и быстро проговаривайте маловажные и не обладающие информационной значимостью фразы.
2.Четкое произношение отдельных слов и предложений. Говорите внятно, ясно и понятно для слушателей, литературным языком.
3.Визуальный контакт со слушателями (но не с одним!). Быстро пробегайте глазами фразу, во время ее произнесения на мгновение отрывайтесь от «шпаргалки» и, обращаясь к слушателям, снова возвращайтесь к тексту.
4. Использование интонации для выделения отдельных положений (усиление и ослабление громкости звучания голоса). Выделите существенные (подчеркнутые в тексте!) моменты в содержании речи: слова, понятия, части предложений и предложения. Это поможет аудитории сконцентрировать внимание на самом важном. Не перенапрягайте голосовые связки.
Руководитель, сообщающий своему заместителю информацию по
важной и сложной проблеме, может рассчитывать на понимание не
более 60 % этой информации. То же справедливо для следующих
уровней управления. Если система управления состоит из пяти
уровней, самый младший из руководителей правильно поймет
только 13 % содержания распоряжения. В случае письменной
передачи информации результат существенно хуже_
Хорошее владение речью и голосом - важная составляющая внутренней культуры человека, тем более руководителя. Его голос -составляющая арсенала управленческих средств. Хорошо звучащий голос тонизирует нервную систему говорящего, придает уверенность, создает настроение, а плохо звучащий - наоборот.
Овладеть голосом — это значит добиться интонационной подвижности и выразительности речи, уметь пользоваться нюансами тембра. Готовясь к беседе, совещанию, другим встречам с людьми, руководителю следует позаботиться о том, как он будет говорить, т. е. о звуковом оформлении своей речи. «Размять» голос и органы речи помогают некоторые упражнения.
1.Теплый выдох. Представьте себе, что у Вас замерзли руки, -отогрейте их дыханием. Выдох ровный, медленный. Вы ощущаете его тепло на ладонях. Отогревая одну из них, положите другую на живот. Это упражнение разогревает дыхание и голосовые связки без их напряжения.
2. Свеча. Это упражнение продолжает предыдущее. У Вас в руках узкая ровная полоска бумаги - это пламя свечи. Попробуйте с помощью струи выдыхаемого воздуха положить пламя. При этом напрягаются межреберные мышцы брюшного пресса, что характерно для появления дыхательной опоры. На основе этого упражнения сделайте равномерный выдох со звуком «м-м-м». Освобождайтесь от излишнего мышечного напряжения. Дыхание свободно - на опоре. Голос звучит легко и плавно. Вы ощущаете вибрацию на губах. Напряжение голосовых связок невозможно при правильном выполнении упражнений. Добавьте гласные звуки «ма-мо-ме-му-мы». Попробуйте другие сочетания гласных и согласных звуков.
Для предупреждения сухости в горле слегка прикусите кончик языка и сделайте несколько глотательных движений. Для разнообразия интонаций и точности артикуляции произнесите несколько скороговорок. При этом старайтесь, чтобы речь была спокойной, четче работайте губами. Поддерживайте дыханием каждый звук речи. Энергия дыханий переходит из звука в звук. Можно воспользоваться следующими скороговорками: «Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, пе-ревыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать». Не бойтесь делать паузы. Паузы тесно связаны со смысловым акцентом и помогают собеседнику верно понять вас. Это можно увидеть на следующем примере. Произнесите предложенную фразу, делая паузу после каждого слова: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на лини». В зависимости от того, в каком месте делается пауза, эта фраза приобретает до девяти различных значений.