Смекни!
smekni.com

Российский рынок финансовых производных инструментов (стр. 5 из 13)

Если рассматривать эти новые продукты с точки зрения хеджирования, то, как показал опыт, они предоставляют возможность получать гарантированные доходы в неустойчивых рыночных условиях и дополнительные доходы при низких процентных ставках. В большинстве случаев, новые продукты отличаются не только удивительной гибкостью, но и относительной дешевизной, по сравнению с комбинацией из простых опционов.

Многие отдают предпочтение экзотическим опционам не только по причине их низкой стоимости, но также и потому, что они дают возможность получать доход выше среднерыночного, если правильно уловить тенденцию на рынке;

Экзотические опционы — это более гибкие финансовые инструменты, так как они призваны удовлетворять индивидуальным требованиям заказчика; Во-первых, они помогают участникам рынка, которые постоянно находятся под воздействием сложных рисков, тем, что упрощают эти риски, делая их тем самым, управляемыми. Во-вторых, экзотические продукты помогают тем, кому необходимо создать очень точные схемы подверженности рискам для того, чтобы оптимизировать воздействия от них.

1.3 Экономическая природа производных финансовых

инструментов

Производный инструмент – это инструмент, чья цена зависит от либо определяется на основе цены другого актива[23].
Производный финансовый инструмент – это договор (документ), удостоверяющий заключение одной или нескольких срочных поставочных или

дифференциальных сделок с финансовым инструментом рынка или денежными средствами, исполнение которой (которых) производится целиком в будущем.

Все договоры принято делить по времени их исполнения на две категории: кассовые (спотовые) и срочные. В случае кассового договора время его заключения и его исполнения теоретически совпадают. На практике к кассовым договорам относят договоры, которые исполняются в течение двух рабочих дней. Отнесение договора к тому или иному виду зависит от содержащихся в нем условий. К примеру, договор купли-продажи товара часто считают кассовым, хотя он может заключаться и на условиях срочности [23].

Срочный договор (срочная сделка) — это договор, в котором момент его полного исполнения отдален во времени от момента его заключения (как минимум на три рабочих дня). В течение этого времени и до момента исполнения отношения сторон не прекращаются. Большинство заключаемых на рынке договоров (договор хранения, строительства, кредита, перевозки) по своей природе не могут быть кассовыми.

Производный финансовый инструмент – это всегда срочная сделка. Кассовый договор не может выступать основой производного инструмента. Но не каждый срочный договор может считаться производным инструментом. В определении производного финансового инструмента, приведенном в предыдущем разделе, предпринята попытка выделить дополнительные условия.

В качестве базисного актива производного инструмента могут выступать инструменты рынка (ценные бумаги или другие контракты) либо денежные средства. Стандартные контракты в случае биржевых производных инструментов не являются базисным активом. Стандартные контракты – это такие же срочные договоры, как и лежащие в основе внебиржевых деривативов с той лишь разницей, что их условия зафиксированы в спецификации. А базисный актив биржевых производных инструментов – это предмет стандартного контракта.

Условие поставки либо выплаты разницы разделяет все производные инструменты на поставочные и расчетные. Поставка означает, что в дату (или в течение периода) погашения производится либо купля-продажа, либо выдача базисного актива в кредит. Дифференциальная сделка предполагает выплату ценовой разницы в дату (или в течение периода) погашения. Такой вид договора Ст. 457 ГК РФ прямо говорит, что «срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи»; Ст. 486 указывает, «что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено … договором купли-продажи…»[22].

Последняя часть определения, касающаяся исполнения срочной сделки целиком в будущем, призвана отделить от производных инструментов обычные срочные сделки с финансовыми активами. К примеру, кредитный договор (договор банковского вклада), являясь срочной сделкой, не является производным инструментом, так как требует движения денежного капитала от кредитора к заемщику сразу после заключения сделки.
Из указанной характеристики логически следует соответствие определения производного инструмента требованию организации торговли на основе финансового рычага.

Сложной задачей является оценка объемов неофициальных рынков дериватов, на которых держатели рынка (как правило, банки) заключают контракты с использованием дериватов непосредственно с их конечными пользователями – другими банками или промышленными компаниями. Внебиржевые рынки дериватов вначале имели национальный характер, группируясь вокруг наиболее авторитетных банков.

Ускоренный рост объема рынка дериватов в начале 90-х годов связан с усилением неустойчивости и неопределенности на мировых финансовых рынках, в том числе под воздействием таких событий, как война в Персидском заливе, развал СССР, кризис Европейской валютной системы и т.д. Кроме того, прогресс в области информационной технологии, позволяющий почти мгновенно обрабатывать значительные массивы информации, и огромные средства, вовлеченные в финансовый оборот, дают основание говорить о существовании настоящей индустрии дериватов.

Как уже отмечалось, быстрый рост объема рынка дериватов сопровождался появлением все новых их типов и разновидностей; этот процесс развивался и продолжает развиваться как на официальном, так и на неофициальном рынке. К первому поколению быстро добавились финансовые инструменты, представляющие собой различные комбинации дериватов первого поколения, например, комбинация процентных опционов «потолок/пол» (cap/floor), свопционы (swaption) – комбинация свопа и опциона. В начале 90-х годов появились такие «экзотические» инструменты, как свопы на «нетипичные индексы», аннулируемые свопы, опционы на опционы и др. Одним из новшеств для Парижской биржи стал выпуск свободно обращающихся на официальном рынке варрантов (или опционных бон – bons d'option), которые дают покупателю право на покупку акций или облигаций по фиксированной цене. За последние четыре года численность разновидностей таких варрантов возросла с 15 до 500; они доступны любым инвесторам, даже самым мелким.

Появление новых типов и разновидностей дериватов обусловлено не только растущими потребностями клиентуры во все более совершенных средствах страхования от рисков, но и постоянным совершенствованием информационной технологии и оборудования, механизмов ценообразования и моделей управления рисками. Одновременно с этим развивались и улучшались юридические нормы регулирования операций с дериватами, появлялись новые формы стандартных контрактов.

Операции с дериватами все чаще стали использоваться не только для страхования рисков и управления рисками, но и для целей спекуляции, т.е. получения доходов от них.

По мнению экспертов, в настоящее время на рынках дериватов действуют следующие субъекты:

1. Промышленные компании, которые могут использовать операции с дериватами для достижения таких целей, как:

- уменьшение бремени задолженности за счет приобретения необходимых финансовых средств по возможно более низкой цене;

- повышение гибкости управления финансовыми активами, не ограничиваясь использованием облигаций или краткосрочных коммерческих бумаг;

- совершенствование управления кассовой наличностью и регулирование финансовых потоков, связанных с поступлением и расходованием средств;

- быстрое получение необходимых средств по относительно низким ценам при возникновении непредвиденных потребностей в финансировании;

- совершенствование и динамизация процесса управления ликвидными средствами предприятия.

Хотя предприятия, использующие все перечисленные возможности операций с дериватами, пока довольно редки, отныне эти операции не могут игнорироваться теми предприятиями, которые намерены проводить динамичную стратегию управления своими финансовыми ресурсами.

2. Различные инвестиционные фонды, которые распоряжаются портфелями ценных бумаг, используют операции с дериватами как гибкое средство управления фондами.

3. Специальные компании или фонды (так называемые спекулянты), которые проводят операции с дериватами для получения доходов, поскольку эти операции позволяют даже при небольших затратах получать огромные доходы, правда, при удачном для данного спекулянта стечении обстоятельств.

4. Индивидуальные биржевики, ведущие на организованном рынке операции с дериватами за свой счет. Деятельность этих субъевтов, которых в США называют «местными» (local), а во Франции – «независимыми торговцами на паркете» (negociateurs independants de parquet), способствует повышению ликвидности финансового рынка.

5. Специальные учреждения-организаторы рынка, в том числе компенсационные палаты, которые контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты, получая за это определенные комиссионные.

6. Банки, действующие на официальном и неофициальном рынке, получают наибольшие доходы от операций с дериватами.

Органы надзора за деятельностью банков проявляют беспокойство по поводу бесконтрольного роста операций банков с дериватами. Наибольшее беспокойство вызывают операции с различными разновидностями опционов, особенно связанные с такими быстроменяющимися показателями, как индексы акций, цены цветных металлов, сырьевых товаров и т.д. Органы надзора, прямо не ограничивая использование операций с дериватами в целях страхования от кредитных и рыночных рисков, вместе с тем устанавливают правило платежеспособности, в соответствии с которым стоимость собственных фондов дериватов данного кредитного учреждения должна покрывать кредитные (риск непогашения кредита) и рыночные риски. Остальные аспекты регулирования неорганизованных рынков дериватов пока разработаны недостаточно. Во всех ведущих странах Запада разработка таких мер отстает от темпов роста объема рынков ОТК, на которых отсутствуют расчетные (компенсационные) палаты, а сделки носят долгосрочный характер.