Смекни!
smekni.com

Москва и Московская губерния в годы построения социализма (стр. 2 из 4)

Заводы Московской области производят тепловозы (Коломна), вагоны для электропоездов (Мытищи), электровозы (Подольск). Люберецкий завод имени Ухтомского изготовляет сельскохозяйственные машины и запасные части к ним.

Новомосковский и Воскресенский химкомбинаты - дают огромное количество ценных химических продуктов и минеральных удобрений для колхозных полей.

За годы первых пятилеток сильно выросла электрификация Московской области. Электрифицированы крупнейшие промышленные города: Коломна, Серпухов, Подольск, Егорьевск, Орехово-Зуево, Ногинск, Мытищи и другие. Электрифицировано пригородное движение по железным дорогам. Электрический ток проведен в шахты Подмосковного угольного бассейна, который стал давать миллионы тонн угля в год.

Борясь за развитие тяжелой промышленности, московские большевики, выполняя решения и указания партии, в то же время уделяли большое внимание развитию легкой промышленности в Москве и Московской области.

В Москве самая крупная текстильная фабрика — Трехгорка. Среди хлопчатобумажных фабрик Московской области она «старушка»: основана в 1799 году. Видела она в своих стенах и крепостного рабочего, а после «освобождения крестьян» — «свободного рабочего». Дорого доставалась эта «свобода» текстильщикам Трехгорки. Эксплуатация их труда была самая жестокая. Но эта же фабрика выковала из трехгорца закаленного пролетария. В революционных боях рабочие Трехгорки всегда были на передовых позициях. Краснопресненские баррикады 1905 года обагрились кровью не одного трехгорца. В борьбе за Октябрь Трехгорка также сыграла громадную роль. Теперь старую Трехгорку не узнать. 0на расширена и заново перестроена, стала одним из крупнейших предприятий Советского Союза. Рабочие Трехгорки идут в первых рядах ударников, строящих коммунизм.

В Московской области имеются крупные хлопчатобумажные фабрики: в Орехово-Зуеве — большая фабрика «Пролетарская диктатура» (основана она в 1830 году и раньше называлась Морозовской мануфактурой), Глуховская хлопчатобумажная фабрика имени Ленина (в Ногинске), Раменская мануфактура, группа хлопчатобумажных фабрик в Серпухове и другие.

Москва и Московская область являются также крупным центром шерстяной промышленности: фабрика имени Калинина в Москве, три фабрики в районе Ногинска (Ногинск, Купавна, Обухово) и другие.

На предприятиях Москвы в 1935 году развернулось движение отличников производства, то есть рабочих, перевыполнявших план, полностью ликвидировавших брак и выпускавших продукцию только высокого качества.

В августе 1935 года секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущев провел беседу с отличниками московских предприятий. В ней приняло участие свыше 100 человек заводов «Серп и молот», «Красный пролетарий», электрозавода, «Динамо», имени Кирова, автозавода, Трехгорной мануфактуры, 1-го Государственного подшипникового завода, ЦАГИ и др.

Н. С. Хрущев рассказал, какое значение Коммунистическая партия придает вопросу овладения техникой, наиболее полного ее использования, указал на роль ударников и отличников производства в борьбе за выполнение народнохозяйственных задач. Особое внимание было уделено вопросам качества продукции столичных предприятий — это честь заводской марки, и ею особенно надо дорожить.

Огромное значение в освоении новой техники, в перевыполнении планов имело стахановское движение. Московские рабочие шли в первых рядах новаторов. Кузнецы московского автозавода Бабков, Хромилин, Лапин, соревнуясь с горьковчанином Бусыгиным, вдвое превысили свои нормы. Фрезеровщик станкозавода имени Орджоникидзе И. И. Гудов, изменив технологию обработки деталей и увеличив скорость резания, выполнял по три-четыре нормы, а в отдельные дни даже свыше 10 норм. На Трехгорной мануфактуре ткачиха Екатерина Фадеева перешла на обслуживание 16 станков. Организуя трудовой подъем рабочих, партийные организации Москвы добивались, чтобы коммунисты и комсомольцы показывали личный пример в работе. К началу 1936 года в Москве насчитывалось 200 предприятий, где все комсомольцы стали новаторами.

Бурный рост техники остро ставил вопрос о квалифицированных работниках. Лозунг партии — «Кадры решают все» понимали и поддерживали трудящиеся Москвы и области. Московская партийная организация и профсоюзы вместе с руководителями предприятий организовали техническое обучение сотен тысяч новых рабочих, пришедших в промышленность из деревни, помогли им овладеть передовой современной техникой, повысить культурно-технический уровень, воспитать у них сознательное отношение к труду и социалистической собственности. В первых рядах рабочих, изучавших технику, шли коммунисты и комсомольцы.

За годы предвоенных пятилеток в Москве неизмеримо повышался материальный и культурный уровень трудящихся. Если до Октябрьской революции почти половина населения Москвы была неграмотна, то к концу 30-х годов Москва стала городом сплошной грамотности. Было введено обязательное семилетнее обучение, успешно осуществлялся переход к всеобщему среднему образованию. Выросла советская интеллигенция, тесно связанная с рабочим классом и трудовым крестьянством.

Во много раз увеличилась сеть детских ясель, садов и культурно-просветительных учреждений.

Ярким примером роста индустриальной мощи и быстрого технического прогресса страны явилось развитие авиационной промышленности. Москва стала одним из главных центров этой промышленности. Во второй пятилетке начали изготовлять новые типы самолетов. Их высокое качество, мужество и искусство летчиков были продемонстрированы рядом выдающихся полетов. В 1937 году В. П. Чкалов и М. М. Громов со своими экипажами впервые в истории совершили беспосадочные полеты из Москвы через Северный полюс в Америку.

В 1936 году 5 декабря на VIII Чрезвычайном съезде Советов была принята Советская Конституция. В статье 145 Конституции записано: «Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва».

Коллективизация сельского хозяйства в Московской области

В Московской губернии перед Октябрьской революцией насчитывалась 291 тысяча крестьянских хозяйств и около 1500 тысяч жителей. Эти хозяйства имели 1 028 447 десятин земли. В то же время небольшая кучка дворян, помещиков, купцов и других крупных собственников, составлявших меньше одного процента населения, владела 1 043 053 десятинами земли. Кроме того, 263 294 десятины принадлежали царской фамилии, церкви и монастырям. Таким образом, 45% всей удобной земли было сосредоточено в руках частных землевладельцев.

Средний размер земельных владений дворян-помещиков составлял 247 десятин, купцов — 144 десятины, кулаков — 30 десятин. А на одно бедняцко-середняцкое хозяйство приходилось всего лишь около 3 десятин. В Московской губернии насчитывалось более 100 тысяч безземельных крестьянских дворов.

Вместе с этим в губернии имелись запущенные земли. В 1916 году таких земель насчитывалось свыше 300 тысяч десятин. Крестьянская беднота, составлявшая больше половины деревни и не имевшая средств, не могла осваивать эти земли, а помещики и кулаки не хотели их разрабатывать и приводить в культурное состояние.

Почти половина крестьянских хозяйств не имела рабочего скота, 30% не имели коров, 25% крестьянских дворов — вообще никакого скота. Многие крестьяне подмосковных деревень нищенствовали, ходили по городам и селам «в кусочки», с сумой за плечами.

Сельское хозяйство губернии держалось на примитивной технике, главным образом сохе и деревянной бороне. Помещики, в кулаки имели некоторые сельскохозяйственные орудия и машины. Однако хозяйств, имевших новую технику, породистый скот и получавших хорошие урожаи, было очень мало. Помещики сдавали свою землю в аренду крестьянам.

Московская губерния было потребляющей. Ее сельское хозяйство удовлетворяло потребность Москвы в продуктах лишь в очень незначительной степени. Сельское хозяйство в Московской губернии систематически падало, посевная площадь уменьшалась.

Таким образом, за 130 лет площадь культурного земледелия сократилась. Пашня покрывалась лесом, зарастала травой, сорняками. Все лучшие земли Подмосковья, пригодные для овощеводства, захватили кулаки-огородники, тесно связанные с перекупщиками-торговцами. В одном только селе Коломенском хозяйничало около двадцати таких скупщиков. Подмосковных кулаков В. И. Ленин называл типичными представителями сельской буржуазии.

Своего хлеба у крестьян Московской губернии до нового урожая никогда не хватало. Дореволюционное крестьянство было задавлено нуждой и находилось в жестокой помещичьей и кулацкой кабале. Кулак был одновременно торговцем и содержателем трактира, ростовщиком и скупщиком кустарных изделий.

Тысячи крестьян-бедняков шли в Москву на фабрики и заводы, нанимались в прислуги, дворники, в приказчики и т. д. Деревня жила всегда в острой нужде, была малограмотной и темной.

26 октября 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял первые исторические декреты о мире и земле. Крестьянство Московской губернии начало немедленно осуществлять ленинский Декрет о земле. В начале февраля 1918 года конфискация помещичьих земель в Московской губернии была закончена. По всей губернии было конфисковано 1912 имений.

В результате энергичной деятельности партийных и советских организаций деревенская беднота получала бывшие помещичьи земли, а также сельскохозяйственный инвентарь. Возникали коммуны и артели. Им давали кредит и пособия, в них направлялись агрономы. Трудности в организации коллективных хозяйств были большие, так как у членов артелей не было никакого опыта.

Однако уже и в первые годы существования коммуны показывали окружающему крестьянству пример и оказывали ему производственную помощь. Так укреплялись в деревне «ростки социализма», как назвал эти объединения В. И. Ленин.