Смекни!
smekni.com

Москва и Московская губерния в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (стр. 2 из 2)

Наступление деникинской армии оживили силы внутренней контрреволюции в самой Москве. Был раскрыт заговор, возглавляемый «Национальным центром». Руководитель «Национального центра» Н. Н. Щепкин был арестован в тот момент, когда он принимал деникинского посланца. У него были найдены записи с планами наступления Красной Армии, донесение Деникину о расположении наших войск и прочие шпионские сведения. Заговорщики имели в своем распоряжении большое количество оружия и даже артиллерию. Выступление предполагалось начать в Вешняках, Волоколамске и Кунцеве, затем захватить в Москве радио и телеграф. Арест заговорщиков сорвал план Деникина опереться на вооруженное выступление своих сторонников в Москве.

Другая контрреволюционная организация, носившая название «Анархисты подполья», 25 сентября 1919 года произвела взрыв здания Московского комитета большевиков в Леонтьевском переулке. При взрыве погибло 12 человек, в том числе секретарь МК партии Владимир Михайлович Загорский, 55 человек были ранены, среди них Ярославский и Ольминский.

Деникинское наступление и заговор контрреволюционеров совпали с обострением продовольственного положения в Москве. Запасы муки в городе уменьшились настолько, что трудно было обеспечить выдачу пайка по карточкам. В течение нескольких дней хлеб получали только дети. Правительство разрешило ввозить хлеб в Москву из богатых продовольствием районов страны. Москвичи специально для этого отремонтировали 32 паровоза и 1312 вагонов. За 1919—1920 годы было привезено в Москву 427090 пудов хлеба и 317250 пудов рыбы и соли.

Кроме того, организованным группам рабочих Московский Совет разрешил посылать своих делегатов в хлебные губернии для закупки хлеба и других продуктов. Московский Совет принял также энергичные меры к обеспечению населения хлебом из нового урожая. В Москве создавались специальные хлебоуборочные отряды. Эти отряды помогали крестьянам в уборке хлеба и доставке его в Москву.

В конце сентября Совет рабоче-крестьянской обороны в приказе за подписью В. И. Ленина объявил Москву на военном положении. Был создан Московский сектор обороны, во главе которого стал Комитет обороны Москвы.

В октябре 1919 года войска Деникина взяли Орел и приближались к Туле. Никогда еще враг так близко не подходил к Москве. Капиталисты объявили, что они выдадут миллион рублей тому белогвардейскому полку, который первым войдет в Москву. Московский пролетариат грудью встал на защиту своей столицы и родной Советской власти. Ведущей, направляющей силой в этой борьбе была Московская партийная организация.

Все коммунисты были мобилизованы и разделены на группы. Местонахождение каждой группы и ее задачи (охрана, патрулирование и пр.) были точно определены. Районные Советы приступили к записи желающих принять участие в охране города от белогвардейских выступлений.

Коммунисты направлялись из Москвы на Южный фронт. Первый отряд отбыл в начале октября. Затем выехала вторая группа, третья. И так почти каждый день. Москва провожала на фронт своих лучших сынов. За октябрь 1919 года было направлено 3628 коммунистов. Профсоюзные организации Москвы также отправляли своих товарищей на фронт.

В октябре 1919 года в Москве проходил II съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. Съезд объявил вторую комсомольскую мобилизацию на фронт. «Для контрреволюции нет пути в Москву»,— говорила молодежь. Москва послала на Южный фронт 1000 комсомольцев.

Октябрьские дни 1919 года были самыми тяжелыми днями на фронте. Опасность нарастала с каждым днем. В Москве была проведена «партийная неделя». Одним из ведущих ее лозунгов было: «Беспартийные — в Коммунистическую партию. Коммунисты — на фронт!» Беспартийные шли в партию, заранее зная, что, став коммунистами, они должны быть бойцами и на фронте, и на всех участках, где идет острая классовая борьба. Начался большой прием в партию. На рабочих митингах и собраниях выступали товарищи Ярославский, Крупская, Семашко, Скворцов-Степанов, Ольминский, Владимирский и другие видные деятели партии и Советского государства. Они призывали рабочих, работниц и красноармейцев Москвы вступать в большевистскую партию.

В итоге «партийной недели», продолжавшейся с 8 по 19 октября, в Москве было проведено 1235 митингов, в партию вступило 14 581 человек.

Вслед за «партийной неделей» в Москве была проведена «неделя обороны». Московский Совет и Совет профессиональных союзов Москвы обратились к трудящимся столицы с воззванием. Они призывали всех трудящихся дать отпор рвущимся к Москве бандам белогвардейцев, вступать в рабочие дружины для поддержания порядка, охраны разных складов, для обучения военному делу. В ответ на это обращение тысячи рабочих и служащих Москвы записывались в рабочие дружины — боевой резерв Красной Армии.

К 7 ноября 1919 года — второй годовщине Великой Октябрьской социалистической революции — перелом на фронте был уже совершен, и Красная Армия погнала деникинцев на юг. Москвичи, встречая праздник, праздновали ликвидацию деникинской угрозы Москве. Короткая передышка, однако, скоро сменилась новым наступлением интервентов.

В конце апреля 1920 года войска панской Польши и белая армия Врангеля ринулись на Советскую республику. Московские трудящиеся и на этот раз все отдали фронту. Новые тысячи рабочих и служащих ушли в Красную Армию. Оставшиеся в Москве отвечали трудовым подъемом. С большим воодушевлением проходили коммунистические субботники.

Огромным напряжением сил на фронте и в тылу белополяки и Врангель были разгромлены. Советская страна победила в борьбе с иностранной военной интервенцией и белогвардейщиной.

Велики были заслуги трудящихся Москвы в разгроме интервентов и белогвардейцев. Многие из выдающихся деятелей Московской большевистской организации отдали свою жизнь за победу Советской власти. Память о них увековечена в названиях московских улиц, предприятий, клубов.

Московские трудящиеся помнят большевика Г. А. Усиевича, одного из руководителей октябрьского вооруженного восстания, погибшего в августе 1918 года. Погиб на фронте в январе 1920 года П. К. Штернберг. Именем его назван Астрономический институт Московского университета. Имена товарищей Маленкова, Бабаева, Кухмистерова и других вечно будут жить в памяти москвичей и советского народа.

Трудящиеся Москвы в годы интервенции и гражданской войны укрепляли союз рабочего класса с трудовым крестьянством, связь города с деревней. В борьбе с врагами объединялись молодые советские национальные республики. Москва уже в те годы была центром интернациональных связей первого в мире социалистического государства.