Сергей Николаевич Таценко
В XVII веке Москва представлялась современникам большим городом. Приезжие иностранцы сравнивали ее с Парижем, Прагой, Лондоном. Причем, сравнение проходило всегда в ее пользу. Смута, охватившая Россию в начале XVII века, привлекла внимание иностранных наблюдателей почти всей Европы к еще мало кому изведанной Московии и ее столице.
Именно с того времени о России стали часто издавать сочинения побывавших в ней дипломатов, торговых агентов, военных наемников. В престижных географических атласах появились карты Русского государства и гравированные планы его столицы. Особое первенство в этом принадлежало голландским и габсбургским изданиям.
Планы Москвы первой половины XVII века представляли город как бы с высоты птичьего полета. На них изображались во многом достоверные очертания стен и башен, церквей и монастырей, государственных учреждений и жилых зданий, хозяйственных строений, улиц и переулков, мостов, садов и огородов, площадей и пустырей.
Благодаря своему особенному развитию, Москва по тем временам занимала огромную территорию. В то время как города Европы росли в высь, надстраивая над этажом этаж, оставляя тем самым горожанам узкую полоску небес, Москва необыкновенно разрасталась вширь, предоставляя своим жителям огромные пространства для обзора и деятельности. В европейских средневековых городах экономили место, многоэтажные постройки, как бы с опаской, не решались покидать надежные каменные укрепления. В Москве же возведение крепостных стен не поспевало за дворовым строительством.
Большинство домов в Москве было в один, а иногда и в два этажа. Более высокие здания были большой редкостью. Такие располагались в наиболее престижных районах столицы – Кремле и Китай-городе. В Белом и особенно Земляном городе высотными зданиями были в основном церкви и колокольни.
Основным строительным материалом в Москве было дерево. За стеной Белого города «на Трубе», там, где протекала Неглинка, находился даже так называемый «Лубяной торг», на котором для продажи выставлялись жилые и хозяйственные срубы. Из камня в Москве стали строить довольно рано. В XIV веке каменными были церкви и крепостные стены. В XV в. их возводили уже из кирпича. Тем не менее, в жилищном строительстве еще длительное время, и в XVII веке тоже, предпочтение отдавали лесу. Жизнь в деревянных строениях считалась здоровее. В XVII веке наиболее состоятельные москвичи строили из камня подклети и клети (первый этаж), предназначенные для хозяйственных служб, а комнаты и горницы (второй этаж) для жилья и отдыха, – из дерева. «Жилые строения в городе (за исключением домов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах своих каменные дворцы) построены из дерева или из скрещенных и насаженных друг на друга сосновых и еловых балок», – пишет немецкий путешественник А.Олеарий.
Каждый двор в Москве был огорожен высоким забором, поэтому с улицы можно было рассмотреть лишь крыши строений. Почти половину дворовой территории владельцы отводили под огород, другую под дом и пристройки. «При каждом доме есть непременно сад и широкий двор; оттого говорят, что Москва обширнее Константинополя и более открыта, чем он», – писал грек Павел Алеппский. В устройстве московских дворов и заключается разгадка огромной территории русской столицы: «...при большинстве домов находятся обширные пустыри и дворы, к очень многим домам примыкают еще и огороды, плодовитые сады, да, кроме того, разделяют их друг от друга довольно обширные луга, вперемежку с ними бесчисленные, можно сказать, церкви и часовни; следовательно, в ней нет такого множества народа, как полагали некоторые, обманувшись ее обширностью с виду», – отмечал австрийский посланник А.Мейерберг.
Однако в представлениях современников Москва была не только крупным по территории и по населению городом. Внимательным наблюдателем была замечена и красота русской столицы: «...местоположение ее [Москвы] весьма красиво; она поражает своими приблизительно двумя тысячами церквей, кои почти все каменные и придают городу великолепный вид. Этой внешней красоте немало способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых она отлого возвышается» (Я. Рейтенфельс).
Формально Москва делилась на четыре части: Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной (Деревянный) город. Однако современники, особенно иностранцы, выделяли их много больше. Так, отдельной частью всегда считалось Замоскворечье, входившее составной частью в Деревянный город. В Белом городе в особый район выделялось Занеглименье, то есть место за рекой Неглинной, если смотреть из Кремля. Своего рода границей района служила и река Яуза. За нее располагалось так называемое Заяузье, заселенное гончарами, отсюда и еще одно название этого места – в Гончарах, в Гончарной слободе. По профессионально-ремесленному принципу могли выделяться отдельные районы Москвы – в Пушкарях, Бронниках, Столешниках, Кадашах, Скатерниках, Стрельцах и т.д.
В XVII веке каждая часть Москвы имела свой неповторимый социальный облик, который сказывался на общем политическом и экономическом быте столицы.
Кремль
Кремль («Кремленаград», Город, Замок) в XVII веке уже окончательно сложился как резиденция царей. После Смуты, при Михаиле Федоровиче и особенно при Алексее Михайловиче окончательно завершилось строительство царского дворца. Дворцовый комплекс к середине века достигает своего расцвета. Тогда же, при патриархе Никоне, строятся и новые Патриаршие палаты. Современники отметили расположение палат Никона рядом с царским дворцом., Не исключено, что уже тогда патриарх начал свое негласное соперничество с царем. Дворец Никона был «каменный и довольно красивый по своей величине». Идет перестройка в Кремле и Приказных палат. В середине XVII века они слишком стали тесны для приказной работы. П-образное двухэтажное здание на Ивановской площади было заменено на высокие, просторные со множеством крылец приказные корпуса, вытянувшиеся в одну линию от Архангельского собора до Спасских ворот. Украшаются и башни Кремля. В середине столетия почти все кремлевские башни получают свои красочные шатровые завершения. Современниками отмечено строительство и на монастырских подворьях и в боярско-княжеских дворах, располагавшихся в Кремле. Со стороны Кремль современникам представлялся так: «Дворец его [царя] обнесен высокой кирпичной стеной, заключающий в себе вдвое больше пространства, нежели сколько находится в окружности Тауэра. За стеной находятся 24 церкви, живописные по своим позлащенным главам и большим крестам, которыми большая часть украшена. Высокая башня, называемая Иваном Великим,... она служит колокольнею и на ней 50 или 40 колоколов. Глава этой башни позлащена, сама же она выстроена из кирпича и камня и вышиною равняется с башнею св. Марка в Венеции. Некоторые из главных бояр имеют каменные дома, заключенные во внутренней ограде... Там находятся также пять мужских монастырей и два или три женских; большая часть приказов,... Аптека, или Оружейная палата”, – писал придворный врач англичанин С.Коллинс.
Но подлинного своего расцвета Кремль достигает уже в годы правления царя Федора Алексеевича. Тогда, как отмечали современники, кремлевские «церкви украсиша предивным благолепием, и град Кремль поновися, и на башнях верхи изрядно построишася».
Китай-город
Китай-город или Большой посад в XVII веке по-прежнему оставался главным торжищем Москвы. Здесь на Красной площади находился первый московский торг. Вдоль площади, напротив Кремля, почти от Неглинных до самых Москворецких ворот тянулись каменные торговые ряды: Верхние, Средние и Нижние. За средними торговыми рядами находился Гостиный двор – склад и место проживания приезжих купцов. Торговые лавки располагались и вдоль основных улиц Китай-города: Никольской, Ильинки, Ваварки. Торговым оживлением были полны и уличные перекрестки – крестцы – названные по именам улиц: Варварский, Никольский, Ильинский. В XVII веке облику Китай-города стали придаваться и другие черты. Уже с середины XVI века на Никольской работал Печатный двор; на Ильинке в XVII столетии стоял главный Посольский двор, где размещались особо престижные посольства; на Варварке до середины XVII века располагалась миссия английских торговых агентов и иногда королевских послов – Английский двор. Были в Китай-городе и монастыри и монастырские подворья. С конца XVI века этот район Москвы стали густо заселять представители знати и приказной администрации.
Белый город и Земляной (Деревянный) город
Белый город или Царьгород в XVII веке был сосредоточением населения, которому царскими указами предоставлялись льготы и различные привилегии. В нем было немало белых (или обеленных) дворов и слобод, освобожденных от государева тягла – налогов. Быть может, само название «Белый» определялось не только цветом стен, но и массой обеленных дворов. В XVII веке здесь появляются и дворы аристократов. Однако вглубь Белого города они особо не проникали и старались не отдаляться от царского дворца. Дворы знати ставились сразу за Неглинной у самого Кремля. Население Белого города занималось все больше обслуживанием царского дворцового хозяйства, царских конюшен, царской кухни, царского выезда. Ближе к воротам Белого города размещались стрельцы.
Совсем иную картину в XVII веке представлял Деревянный город. Примерно с конца этого столетия появляется и второе его название Земляной. Здесь проживала основная масса ремесленного населения, производившая изделия и платившая налоги. Правда, были здесь и свои особенности. В Замоскворечье находилось немало стрелецких слобод. Сами стрельцы были до того заметны на улицах этой части Москвы, что иностранцы в XVII веке окончательно закрепили за всем Замоскворечьем название Стрелецкой слободы. Хотя здесь проживали и другие низшие и малоимущие слои населения.
Иноземная слобода
В XVII веке значительно развилась еще одна, пятая, неофициальная, часть города. Правда, она не входила в городскую черту и размещалась в предместье столицы на реке Яузе. Это была Новая Немецкая слобода. Выселенные из Москвы, очевидно, по настоянию патриарха, иностранцы обосновались в долине ручья Кукуй (или Кокуй), от которого, со временем, к загородной слободе привязалось второе название – Кукуй-слобода. Простые москвичи мало что знали о ней. Более сведущими были отдельные представители знати, но и они даже в середине столетия мало распространялись об этом. Лишь только от них, да и от самих жителей слободы пытливые путешественники-иностранцы получали какие-то сведения. Немецкая слобода была районом многонациональным, основная масса населения исповедовала лютеранство и кальвинизм. К католикам ( папежцам, латынянам) на Москве относились предвзято. Среди достопримечательностей слободы особо выделяли лютеранские (немецкие) и кальвинистские (голландские и английские) церкви и правильные (прямые) улицы. Постройки в слободе были преимущественно деревянными, но «возведенными по правилам и образцам немецким». Это был довольно замкнутый мир служилых и торговых иноземцев.