На позднем этапе существования волосовской культуры появляются первые металлические вещи (медный клинок, шилья, обломки спиралек). Основная масса металлических изделий была найдена в восточном регионе волосовской культурной общности, расположенной ближе к месторождениям песчаников, содержащих медь, находящимся в Среднем Поволжье и Прикамье. Единого мнения по вопросу о том, относить ли волосовскую культуру к неолиту или энеолиту (меднокаменному веку) у специалистов нет.
Для волосовцев характерны столбовые деревянные жилища полуземляночного и наземного типов, площадью от 20 до 100 м кв. с узкими переходами и выходами. Жилища составляют целые поселки, вытянутые вдоль берегов рек компактной группой.
Своих покойников волосовцы хоронили на поселениях около жилищ, а иногда в самих жилищах. Большинство погребенных положены вытянуто на спине, реже на животе. На поздних этапах волосовской культуры встречаются скорченные погребения, как был повторяющие позу эмбриона в животе матери. Подобное положение покойника можно объяснить как мысль о грядущем после смерти перерождении человека, однако, это не более чем гипотеза. Во многих погребениях обнаружена красная краска, густо посыпанная по всей могиле или около головы и ног. По мнению антропологов волосовцы принадлежали к европеоидному типу, т.е. строением лица и тела были похожи на нас, европейцев XX века.
Несмотря на появление у волосовцев металлических изделий, их уклад по-прежнему оставался неолитическим. Основой хозяйства были охота, рыболовство и собирательство, а относительно появления у них скотоводства и земледелия вопрос остается нерешенным.
Первые бесспорные свидетельства появления производящих видов хозяйства – земледелия и скотоводства – на территории Подмосковья относятся только к бронзовому веку. Во II тыс. до н.э на территорию Подмосковья, заселенную племенами охотников и рыболовов проникают племена знакомые с металлообработкой, основу хозяйства которых составляли животноводство (на раннем этапе), позднее – животноводство и земледелие. Это носители так называемых фатьяновской, абашевской и поздняковской культур.
Первыми, на рубеже II и I тысячелетия до н.э. в Окский бассейн проникают фатьяновцы. Они представляли собой население мигрировавшее с запада и юго-запада из областей культур шнуровой керамики и боевых топоров, которое, по мнению ряда исследователей, относилось к индоевропейской языковой семье народов. Проникновение фатьяновцев на территорию занятую волосовскими племенами не всегда проходило мирно. Так на могильнике Николо-Перевоз (Московская обл.) найдены погребения фатьяновских воинов, убитых волосовскими стрелами. Памятники фатьяновской культуры располагаются на огромной территории – почти на всей центральной (лесной) части европейской территории России – от Псковского озера до р. Вятки, от границ Вологодской области до Пензы.
К сожалению, о фатьяновской культуре археологи знают главным образом по материалам погребений. В Подмосковье известно около двух десятков могильников этой культуры. Поселений же пока не найдено, хотя, на ряде неолитических стоянок известны находки вещей и керамики фатьяновцев. В эту эпоху охота еще сохраняется, но значительную роль начинает играть скотоводство. Основными домашними животными были овца и свинья, позднее появляется крупный рогатый скот. Погребения совершались в грунтовых могилах, т.е. земляных ямах, местоположение которых сверху ничем не отмечалось. В могилах устраивали особые погребальные сооружения прямоугольной формы, делавшиеся из разнообразного материала (деревянных плах, досок, луба, бересты, плетенки и т.п.). Подобные погребальные сооружения встречены у прибалтийских племен культуры ладьевидных топоров, в Финляндии и Дании в погребениях культуры с боевыми топорами, указывая на общность их происхождения. Покойника завернутого в шкуру или бересту клали в это сооружение, верх которого покрывался легким настилом. Почти все погребенные лежали в скорченном положении на правом или левом боку; мужчины, в основном, на правом боку, головой на запад, юго-запад и северо-запад, а женщины на левом боку, головой на восток, юго-восток и северо-восток. На возможный культ огня указывают встречающиеся в погребениях скопления углей в виде кострищ, а также отдельные угли, которые часто находят около черепа и ног. Иногда в погребениях встречается и красная краска.
Среди предметов, клавшихся в могилу с тем, чтобы сопровождать покойника на том свете встречаются бомбовидные или шаровидные сосуды, сверленые боевые топоры-молоты, шлифованные клиновидные рабочие топоры, кремневые ножи, наконечники стрел, кости животных. Встречаются находки из меди и медных сплавов (топоры, наконечники копий, украшения).
Фатьяновцы, несомненно знали литье и ковку меди. Так на одном из могильников верхневолжской группы было обнаружено погребение литейщика с литейными формами для отливки вислообушных топоров. Металлические вещи фатьяновцев изготовлены из чистой меди с рядом примесей, перешедших в металл из исходных руд. Руду фатьяновцы добывали, очевидно, из медесодержащих песчаников Среднего Поволжья, Вятско-Ветлужского междуречья и, возможно, Башкирии. Фатьяновские погребения около г. Бирска на р. Белой (Башкирия) указывают на далекие экспедиции фатьяновцев в поисках металла. И все же, несмотря на существование металлических изделий, основную роль в хозяйственной деятельности фатьяновцев играли орудия, сделанные из камня, кремня и кости. Высокого мастерства фатьяновцы добились в изготовлении каменных сверленых боевых топоров-молотков. Многие из них по изяществу форм, качеству полировки и сверления, украшениям являются высокохудожественными произведениями.
Вслед за фатьяновцами, уже в эпоху позднего бронзового века, в середине II тысячелетия до н.э., в Подмосковье проникают носители абашевской культуры (названа по могильнику Абашево в Чувашии). Могильники и поселения этой культуры также распространены чрезвычайно широко – от левобережья Днепра на западе, до р. Тобол на востоке. В Подмосковье известно несколько могильников, поселения же пока не найдены.
Экономика абашевцев строилась преимущественно на скотоводческом хозяйстве с подчиненным значением земледелия (известны находки костей крупного и мелкого рогатого скота, свиньи, лошади). В северных районах, куда входило и Подмосковье, они вели достаточно подвижный, пастушеский, способ ведения скотоводческого хозяйства. В более южных областях отмечена тенденция к ведению оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Использование абашевцами лошадей в транспортных и военных целях также способствовало распространению их на значительные территории. Это население первым в достаточно масштабном объеме начало освоение уральских, зауральских и поволжских месторождений меди.
Для абашевского населения характерны погребения в ямах, над которыми сверху возводились уплощенные насыпи и устраивались ограждения, как вокруг одной, так и нескольких могил. В погребальном обряде также прослеживаются следы культа огня (ссыпание в могилу горящих углей), жертвоприношения животных (в могилу клались части животных или шкуры с головой и ногами). Умершие хоронились на спине с вытянутыми или приподнятыми ногами головой на восток или юго-восток. В погребениях особенно часто встречаются украшения, но очень редко орудия труда и предметы вооружения. К сожалению, и с этим приходится мириться, особенности погребального инвентаря не дают нам полного представления о многообразии материальной культуры.
Встречаются различные по форме лепные сосуды: колоколовидными мисками и горшками, широкогорлыми круглодонными горшками цилиндрическими баночными сосудами и др. Продолжают изготавливаться каменные орудия. Есть находки каменных сверленых топоров молотов и кремневых наконечников стрел. Из бронзы отливались своеобразные вислообушные топоры, наконечники копий, кинжалы, желобчатые браслеты, специфически абашевские крупные бляшки-розетки и другие изделия.
Другой близкой по времени археологической культурой позднего бронзового века, памятники которой встречаются в Подмосковье, является поздняковская культура. Сосредоточены эти поселения и могильники главным образом в бассейне Верхней и Средней Оки, хотя отдельные памятники этой культуры отмечены в Верхнем Поволжье, в бассейне Десны и на правобережье Средней Волги.
Поселения поздняковцев располагались в речных долинах, на краю первых речных террас, не заливаемых весенними паводками. Их жилища представляли собой полуземлянки четырехугольной формы размером от 9х6 до 18х12 м. Они были на столбах, с двускатной крышей, тамбуром у входа и несколькими очагами.
Поздняковские могильники весьма разнообразны. Известны как курганные, так и грунтовые с захоронениями совершавшимися, как правило, по обрядам трупоположения и, реже – кремации. Обычно они располагаются вблизи поселений. На месте сооружения кургана разводили костер, который “очищал” место погребения (иногда серия костров устраивалась вокруг могильной ямы). Затем сооружали могильную яму, в которую на растительную подстилку клали умершего в скорченном положении головой преимущественно на север, северо-восток или северо-запад. В яму ставили целые сосуды, иногда покрытые красной краской, и специально разбитые сосуды. Остатки красной краски иногда встречаются у черепа и ног погребенного. Земля для курганной насыпи бралась из ровика, окружающего курган. В насыпи кургана обнаружены остатки поминальной трапезы в виде целых и битых сосудов и костей животных. Примерно таким же образом хоронили и в грунтовых могильниках. Однако здесь чаще встречаются случаи кремации, менее устойчиво положение погребенного (от скорченных до вытянутых на спине).