О.А. Иванов
В XVII - XVIII веках кирпичные заводы, расположенные у Донского и Андреевского монастырей, производили две трети всего московского кирпича1. Первые же заводы в районе Большой Калужской улицы, как государственные, так и частные, появились здесь во второй половине XVI века. В 1584 году Иван Грозный учредил Каменный приказ, которому были подчинены каменных дел мастера и кирпичники. "А ведомо в том Приказе, - писал Г.Котошихин, - всего Московского государства каменное дело и мастеры; и для какого царского строения понадобятца те мастеры, и их собирают изо всех городов, и дают им ис царские казны на поденной корм денги, чем им сытым быть мочно. Да на Москве же ведомы в том приказе известные (производящие известь. - О.И.) и кирпишные дворы и заводы; а где белой камень родится и делают известь, и те городы податми и доходы ведомы в том Приказе... А камень белой, тесаной и неочищеной, привозят к Москве ис тех городов уездные крестьяне, на кого сколько в году положено поставить вместо иного оброку"2. А.Олеарий сообщает любопытную подробность: при Каменном приказе в 30-х годах XVII века находился огромный двор с большими запасами леса, камня, железа, извести и т.д.3
Власти из-за частых пожаров, а также из стремления сохранить окрестные леса, вырубавшиеся для постройки деревянных домов, к кирпичникам относились со вниманием. Самое раннее упоминание об изготовлении кирпича в районе села Андреевского содержится в писцовых книгах Ратуева стана 1627 - 1629 годов: "На реке на Москве, у Воробьевских круч, церковь Андрея Стратилата, древяна клецки (прямоугольной формы. - О.И.). А в церкви образы и свечи и книги и на колокольнице колокола - государево... На церковной же земле сараи, а в них жгут кирпичье. Да сарай попа Ивана Кондратьева, а в нем зжет кирпичь сам поп на продажу; да другой сарай попа Алексея Денисова... А поп Алексей отдает свой сарай на оброк в наем торговому человеку Ивану Истомину сыну Котельного ряду"4.
Кирпичное дело было подспорьем не только в церкви Андрея Стратилата. Вот документ из истории Донского монастыря: "203 г. (1695) мая господин о.Архимандрит Антоний, советовав с братьею, желая прибыли дому Пресв. Богородицы и для устроения монастырского, завели за монастырем на монастырской своей вотчинной земле, меж крутых врагов и речки Фоминки кирпичной завод и к тому кирпичному делу построили сараи и подрядили мастеров, что им делать кирпича в тех сараях по 400000 в год; и к обжиганию того кирпича сделали две печи со всяким к тому кирпичному делу устроением и с заводом"5.
Долгое время и в районе нынешнего Парка культуры и отдыха имени Горького располагались "государевы дворцовые сараи" - казенные кирпичные заводы. В делах Приказа Тайных дел от 7 сентября 1667 года записано, что отсюда для вывоза 50000 штук кирпича на строительство церкви Григория Неокесарийского на Полянке "подряжены Дорогомиловской слободы ямщики Алексашка Яковлев с товарыщи"6. Возможно, эти кирпичные заводы были ровесниками Даниловских, устроенных в 1647 году, или заводов на Бабьем городке, которые в 1675 году уже не функционировали (их земля была пожалована царем Федором Алексеевичем Андреевскому монастырю для устройства подворья)7.
Когда глина на участке "государевых дворцовых сараев" была исчерпана, то за Калужскими воротами создали новые заводы. Землю же старых - "порозжие печные и сарайные места" - в 1735 году купил купец Ф.И.Сериков под постройку суконной фабрики8. "Новые полевые сараи" были построены в 1673 году по указу царя Алексея Михайловича у Татарского кладбища двумя приказами - Владимирской четвертью и Новой аптекой9. Через три года здесь работали 176 "записных кирпичников" из Тулы, Калуги, Переславля, Владимира и Вятки. В тот год они изготовили 1760000 кирпичей. Однако по какой-то причине кирпичники не получили денег за часть своей продукции и обратились с челобитной на имя царя Федора Алексеевича: "Бьют челом холопи твои, розных городов твои, государь, записныя кирпичники Ганка Малыгин с товарыщи. В нынешнем государь во 185 году (1676. - О.И.), по твоему великого государя указу сделали мы, холопи твои, твоего государева кирпича в новых сараех <...> на всякого человека по десяти тысяч кирпичю, а твоего великого государя жалованя нам, холопам твоим, на всякого человека за то кирпичное дело по осми тысяч выдано, а за две тысячи нам, холопам твоим, государева жалованя на всякого человека не выдано. ...Вели государь нам за тот достальной кирпич... кормовые денги выдать, а у нас, государь, то твое государя кирпишное дело без денег стало, потому что работником под тот кирпич в печи [и] из печи вносить дать стало нечево. Царь государь, смилуйся пожалуй"10.
Еще в одном документе - "скаске" (записке) обжигальщиков Анисима Потапова, Козьмы Евдокимова, Василия Анисимова, Никиты Семенова - говорилось, что они приняли у кирпичников - Елфимка Устинова с товарыщи - сырец и обожгли в 21 печи 800000 кирпичей, но жалованья им не дали. 28 сентября 1676 года последовал царский указ: выдать деньги кирпичникам из Приказа Владимирской чети, а обжигальщикам необожженный еще кирпич обжечь и расходовать только для строительства "на посольских и на малороссийском дворах"11.
Нужно заметить, что о "записных каменьщиках" власть особо заботилась. В справке, подготовленной московскими чиновниками в 1700 году, говорилось: "Да в тех же годах (с 1584 по 1649 гг. - О.И.) взяты в городах и в уездах и из монастырей, которые люди каменное и кирпичное дело делывали, и велено им быть в каменьщиках и кирпичниках и ведать их в приказе Каменных дел; из тех взятых людей, где кто живет в тех городах дворы их и дворовые места обелены, и от посадских людей всяким тяглом отверстаны (отделены. - О.И.), и оброку и пятой и десятой денег и никаких податей с них и их товаров, которые торгуют на два рубля, пошлин не имать, и городового и острожного дела не делать, оприч каменных и кирпичных дел с посадскими людьми служить не велено". Привилегии распространялись и на их ближайших родственников: "А как они будут у Государева дела, и в ту пору жен их и детей и племянников на поруки и суда на них не давать, опричь душегубства и татьбы с поличным до тех мест, как они у тех дел отделаются, а судить их в приказе Каменных дел"12.
Под кирпичное производство отводили не только дворцовые, но и выгонные земли. В 1686 и 1690 годах последовало два специальных указа о государственных кирпичных заводах - Даниловских, Хамовнических (старых и новых) и у Калужских ворот, "что словут Дворцовые", которыми запрещалось отдавать "под селитьбу загородных дворов" земли, где работали кирпичники. Власти строго оберегали кирпичное дело: "А которые всяких чинов люди за теми Государственными именными указами построили загородные дворы, и те дворы с тех земель очистить. Также и всяких чинов ратным людям, которые посланы будут на Государеву службу, поблизку тех сараев не ставиться, для того, что от ратных людей сарайному строению чинится разорение и дворам большая потеря"13. В 1693 году обжигальщики кирпича за свою службу получили в собственность "обелены" - места, где находились их временные дворы и огороды.
Изготовление кирпича включало, как и теперь, копку и привоз глины, формовку, сушку и обжиг. Глину заготавливали осенью, чтобы за зиму она вымерзла, "от чего в качестве своем глина делается лучше и удобнее полируется в отделке". Формовка велась с мая по август14.
В XVII веке длина кирпичных сараев составляла около 35 метров, а ширина - 4. Из описания кирпичного завода на Воробьевых горах 1756 года мы узнаем, что длина трех сараев здесь достигала уже 106 метров, а ширина - более 6. Были здесь и две печи, еще сараи с шатровым верхом - "крыты по лубу дранью", а также "крытая тесом" изба, где толкли глину и жили рабочие. При заводе находилась караульная изба15. На гравюре Я.Бликланда, изображающей Москву с Воробьевых гор, около Донского монастыря видны кирпичные сараи начала XVIII века.
"Государев кирпич" имел размеры 31х13х9 см. К концу XVII века толщина его уменьшилась до 67 мм. Считается, что Борис Годунов повелел делать "строильный кирпич и белый камень в назначенную меру"16. На кирпич ставили клеймо в виде двуглавого орла. Затем его сушили, укрыв рогожами и щитами из хвороста, и обжигали. К концу XVII века в Москве ежегодно изготовлялось 4,5-5 млн. штук качественного кирпича. Из-за большой примеси песка менее ценился кирпич Донских заводов17.
Каменный приказ в 1700 году по указу Петра I был передан в Приказ Большого Дворца, а в 1713 году последовало повеление продать казенные заводы "охочим людям". Теперь разрешалось "кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно", но вскоре каменное строительство было запрещено во всех городах, кроме Петербурга. Запрещение отменили только в 1741 году. В 1752 году число кирпичных заводов достигло 72, на них изготовлялось 30 миллионов штук кирпича в год18.
В 1753 году Сенат постановил передать московские кирпичные заводы в ведение губернской канцелярии, чтобы расширить кирпичное дело и в других городах Московского уезда. Однако результат был обратным. К 1755 году осталось всего 63 завода, к 1760 году - 37, "а прочие опустели"19. Московская губернская канцелярия пошла на крайний шаг: по прошению купца Переплетчикова и его товарищей она с разрешения Сената отдала им в вечное владение казенные кирпичные заводы с условием - поставлять в казну 10 миллионов кирпича по установленной цене. Новые хозяева могли прикупать к каждому заводу деревни по 100 душ. Дворы заводчиков освобождались от пошлин, а они сами - от службы в выборных органах20.
В ту пору производилось два вида кирпича: "городовой" пяти сортов (размером 270х130х67 мм), шедший на строительство зданий, и "трубяной" (220х110х70), использовавшийся для кладки труб и печей.
14 марта 1775 года в Москве был учрежден департамент "Для сочинения генерального плана и проекта об улучшении строения в Москве", а на следующий год восстановлен Каменный приказ. Он просуществовал до 1782 года, когда по указу Екатерины II учредили Московскую губернию. Строительные дела передали в новый полицейский орган - Управу благочиния, при которой в 1783 году была образована "Экспедиция архитекторских дел".