Смекни!
smekni.com

Сербское подворье в Москве (стр. 1 из 2)

В.Ф.Козлов

Ни одна славянская страна не вызывала в России столько сочувствия, сколько православная Сербия. Судьба сравнительно небольшого славянского племени, имевшего многовековую драматическую историю и стойко державшегося православия, была сродни русской судьбе. Русские как никто могли оценить духовный подвиг и самопожертвование единоверного народа.

Связи москвичей с сербами имели давнюю традицию. В Большом Успенском соборе покоятся останки серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) - митрополита Московского Киприана (ум. в 1406 г.) - видного деятеля на поприще исправления церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне Иваном Грозным был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.

Особенно тесными эти связи стали с середины XIX века, когда под влиянием славянофилов в первопрестольной начали всерьез интересоваться историей и судьбой славянства и, в частности, самого западного славянского народа.

В конце 1857 года министерство народного просвещения обязало попечителей Московского и Киевского учебных округов оказывать содействие сербам и другим славянам в получении образования в учебных заведениях России и принимать беднейших из них на казенный счет. Сербы и черногорцы учились в Московском университете (филологический, юридический факультеты), в Духовной академии, Вифанской семинарии, иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, 1-й и 2-й московских гимназиях.

Еще более усилился интерес московской общественности к Сербии и Черногории во время подготовки и проведения в 1867 году большой Московской этнографической выставки. В 1866 году сербские газеты от имени Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете призывали собирать и присылать в Москву образцы народной одежды, предметы быта, модели жилищ. Идея выставки в Москве вызвала живой отклик у славянских народов и особенно у сербов. Сам князь Сербии Милан Обренович IV пожертвовал 400 дукатов на этнографические экспонаты. Прислали экспонаты князь Черногорский Николай I, княгиня Черногорская Даринка и архимандрит Черногории Н.Дучич, а также члены Сербского ученого общества в Белграде, купцы, учителя, крестьяне...

Этнографическая выставка в Москве имела большой успех. Библиотека Московского университета стала пополняться научной литературой на сербском языке. В 1872 году князь Сербии Милан Обренович IV был избран почетным членом Московского университета.

В начале 1858 года кружком московских славянофилов с М.П.Погодиным во главе был учрежден Славянский благотворительный комитет. Одной из причин организации комитета послужила активизация западноевропейской латинско-иезуитской пропаганды в славянских странах с целью ослабить в них влияние России. Уже в 1867 году во многом благодаря дипломатической поддержке России Сербия добилась ликвидации всех турецких крепостей на своей территории.

Идея создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья, зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви православного Востока - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская. Инициатором с сербской стороны выступил митрополит Сербский Михаил. Об этом замечательном церковном деятеле Сербии, верном друге России стоит сказать особо. Будущий святитель обучался в 1840-1850 годах в Киеве - в семинарии и Духовной академии. Вскоре после окончания курса, в сентябре 1853 года, он принимает монашество с именем Михаила. Через год иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В 1859 году Собором епископов Михаил единогласно избирается митрополитом Сербским и архиепископом Белграда. При нем была преобразована семинария в Белграде, устроено несколько духовных училищ, восстановлены древние храмы и монастыри. Духовное единение с Россией было принципом всей его архипастырской деятельности.

В 1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.

В мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли восстание против турок.

30 ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.

Праздником для сербов и сочувствующих москвичей стало и 22 марта 1875 года - день малого освящения Благовещенского при Сербском подворье храма. В отправлении всенощного бдения и литургии также принимали участие многие именитые гости: сакелларий Архангельского собора А.Н.Лебедев, член Синодальной конторы епископ Алексий, архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий, члены Славянского комитета - директор Московского архива министерства иностранных дел барон Ф.А.Бюлер, секретарь Славянского комитета Н.А.Попов, известный политический деятель Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение совершалось под древние сербские роспевы.

Обновленный на средства московского купца В.В.Сысоева и других жертвователей храм представлял собою уголок православной Сербии. Высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым. Все иконы были расписаны по золотому фону, стены - тоже. Из числа тридцати трех святых, здесь изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской Церкви, среди них пять находились в русских святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, св. цари сербские Стефан Неманя Мироточивый (в монашестве Симеон), Стефан первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь. Имена многих святых символизировали духовное единство двух православных народов: свв. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский - небесный покровитель императора, даровавшего Сербской Иерархии подворье в Москве; великомученица Екатерина - в память императрицы, соорудившей храм; праведный Филарет Милостивый - в память митрополита Филарета, оказавшего немало услуг Сербской Церкви. Над северными дверями было изображено сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными - страдания Вселенского Патриарха св. мученика Григория V, мощи которого, обретенные нетленными в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.

Особую историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день празднования которого Сербия получила политическую и церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.

Этот удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель. На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26 старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы Черногории.

Год окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875 года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной литургии совершена была торжественная панихида об упокоении "всех православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша". В московских газетах было напечатано воззвание жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.

На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория, объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья. 28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу сербов.