Смекни!
smekni.com

Замоскворецкое чудо (стр. 2 из 2)

День переворота пришелся на день памяти Климента папы Римского. Новопровозглашенная императрица Елизавета решает отметить это событие возведением в петербургских слободах Преображенского полка, первым присягнувшего на верность дочери Петра, соименного полку храма Преображения с приделом в честь Климента папы Римского. Новый собор должен был стать святыней семьи Петра Великого. Поэтому такое значение придает Елизавета посвящению каждого из многочисленных алтарей. Выделяется и сравнительно небольшая сумма, которую предлагалось пополнить всем приветствующим новое правление.

Бестужев не мог не воспользоваться таким случаем. Он заявляет о своем намерении также построить в Москве храм Преображения Господня — с приделом Климента и с тем же числом алтарей. Заявляет Бестужев и об огромной сумме, вполне достаточной для строительства великолепного храма, — 70 тысяч рублей, и о назначении смотрителем работ надворного советника Воропаева, и о том, что закладка должна произойти во время коронационных торжеств в Москве. Бестужев, скорее всего, рассчитывал на присутствие самой императрицы, но добился лишь того, что церемонию возглавил один из влиятельнейших членов Синода, одинаково любимый императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной — епископ Вологодский и архиепископ Новгородский Амвросий.

Дальше дело заметно затормозилось. Деньги стали приходить скупо и нерегулярно. Воропаеву приходилось постоянно тревожить канцлера напоминаниями — большей частью бесполезными: интересы Бестужева давно сосредоточились в Петербурге, на великой княгине Екатерине, которую он хотел видеть на престоле. В результате к 1754 году был закончен только основной объем храма с фасадами. Прихожане продолжали пользоваться временно оставленной им древней Климентовской церковью. На собственные средства они соорудили в 1756 году низенькую и никак не соответствующую стилю главного храма теплую трапезную. О внутренней отделке нового Климента они не могли и мечтать. Не мог им помочь предложением более дешевого варианта и автор проекта — он уже покинул Россию.

Называя ради спасения Климента имя Ухтомского, Игорь Грабарь, по собственному признанию, кривил душой, уверенный: среди архитекторов московской школы мастера, способного возвести памятник в стиле французского рокайля, попросту не было. Рукописный сборник, найденный в середине XIX века в городе Верхнеуральске, содержал среди прочих материалов — забавных анекдотов, рассказов о минералах, звездах, лекарствах — «Сказание» о церкви Климента папы Римского в Замоскворечье». Оно точно соответствовало обнаруженным в архиве документам, и это давало основание доверять содержащемуся в них указанию, что А.П.Бестужев-Рюмин в качестве строителя своего московского храма выбрал некоего «придворного зодчего» — без упоминания имени.

Совершенно очевидно, что опытный дипломат и царедворец должен был обратиться к архитектору, отмеченному новой императрицей. Но, будучи цесаревной, лишенная сколько-нибудь значительных средств, Елизавета общалась только с Петром Трезиным, который «перебирал» ей дом на Торговой площади в Александровой слободе — нынешнем городе Александрове. Петр Трезин был сыном первого архитектора Петербурга, строителя Петропавловской крепости, одноименного собора на ней и Летнего дворца Доменико Трезини (и, согласно легенде, крестником Петра, родившимся в Петербурге).

Строительство Преображенского собора в солдатских слободах Елизавета Петровна сначала поручает любимцу и пенсионеру Петра Великого Михайле Земцову и почти одновременно подключает к нему Петра Трезина. Однако Земцова вскоре не стало. Дело полностью перешло в руки Петра Трезина. Так не его ли, приближенного и чуть не личного друга Елизаветы, «вычислил» Бестужев-Рюмин, когда затевал свой дипломатический ход с московской церковью? Документы подтвердили: да, Петр Трезин.

Но дружба архитектора с цесаревной не переросла в дружбу с императрицей. Елизавета Петровна начинает вскоре отдавать явное предпочтение любимцу Анны Иоанновны графу В.В.Растрелли.

Растрелли становится основным «строительственным директором». Петр Трезин не только не получает новых заказов, но и уже начатые им работы одна за другой переходят к графу. Глубоко обиженный, Трезин делает последнюю попытку привлечь к себе внимание императрицы. Уехав по ее поручению в Италию, чтобы восстановить некогда созданный Петром Великим институт пенсионерства русских художников, он оттуда шлет письмо, где излагает условия продолжения своей службы в России. Письмо остается без ответа. «Крестник Петра» навсегда исчезает с русского горизонта. И меньше всех заботится о его судьбе Бестужев-Рюмин.

В конце 1750-х годов канцлер попадает в очередную лихую переделку. Сделав ставку на будущую Екатерину II, он завязывает с ней неосторожную переписку. Елизавета приговаривает канцлера к смертной казни с лишением всех чинов, званий и имущества. Впрочем, и на этот раз казнь заменяется ссылкой: в сельцо Горетово — не так уж и далеко от Москвы.

Отчаяние канцлеру неведомо. Оказавшись в Горетове, он изыскивает деньги и пересылает их в Москву для окончания Климента: пусть императрица вспомнит о его верности, ведь строительные работы в центре Замоскворечья не могли остаться незамеченнымиѕ

Но тут на престол восходит Екатерина II, немедленно возвратившая Бестужева-Рюмина ко двору. Бестужев сразу же перестает давать деньги на завершение Климента, участие в возведении которого становится для бывшего канцлера попросту опасным. Строительство в очередной раз прерывается.

Храм был освящен уже после смерти Бестужева-Рюмина. Никаких богатств Климент не нажил, к тому же в 1812 году выгорел дотла, потеряв и то немногое, что удалось собрать прихожанам. Бедность Климентовского прихода настолько вопиюща, что Московское Епархиальное управление включает храм в число 14 наиболее нуждающихся во вспомоществовании церквей и выделяет ему единовременную помощь, чтобы начать богослужения. Значительную сумму собрали для Климента и дворяне Костромской губернии. Все это позволило в 1813 году освятить единственный и наиболее чтимый — Климентовский — придел. С остальными дело затянулось.

На рубеже XIX–XX столетий Климент оказывается в центре внимания историков, к чему немало стараний приложил его тогдашний настоятель, очень любимый в Замоскворечье отец Алексей Парусников. Он налаживает живую связь с епархией и Обществом церковных древностей, выпускает брошюру об истории храма. Между тем клир продолжал оставаться очень маленьким: настоятель, дьякон и два псаломщика. Староста предреволюционных лет — всего лишь содержатель располагавшегося в церковном доме драпировочного заведения А.В.Максимов. Тем не менее отец Алексей добивается открытия при храме Церковного попечительства, поддерживает богадельню прихода. Ничтожность наличных средств не была помехой.

Сегодня это представляется почти невероятным: заброшенная церковь среди стремительно растущих вокруг архитектурных монстров. Заброшенная, несмотря на ее значение для истории русского искусства. И даже на то, что в драме А.Н.Островского «Минин Сухорук» одна из главных сцен разыгрывается у Климента, или иначе — у Климентовского острожца в Ордынцах.