Смекни!
smekni.com

Переулки между Лубянкой и Мясницкой (стр. 2 из 3)

10. Владение с 1835 года принадлежало купчихе Анне Эларовой, прабабушке Марии Кирилловны Морозовой, матери Мики Морозова, изображенного на картине В. А. Серова.В 1847 году оно переходит к старинной купеческой семье Колли, предки которой были выходцами из Шотландии. Представители этой семьи помимо коммерции принимали участие в благотворительных мероприятиях. Прославилась семья и своими учеными. Александр Андреевич Колли (1840—1916), известный химик-органик, определил строение глюкозы и осуществил первый синтез дисахаридов. Роберт Андреевич Колли (1845—1891), известный физик, ученик А. Г. Столетова, был профессором в ряде российских университетов. Ему принадлежит первое экспериментальное доказательство инертности электрических заряженных частиц (ионов). Владимир Александрович Колли (1864—1940) был врачом Морозовской больницы, членом Городского попечительства о бедных, преподавал в Школе сестер милосердия при общине “Утоли мои печали”. Николай Джемсович (Яковлевич) Колли (1894— 1966) — зодчий, академик, педагог, общественный деятель. По его проектам в Москве сооружены станции метро: “Чистые пруды”, “Парк культуры” на Остоженке, “Павелецкая” — кольцевая. Многие представители семьи Колли похоронены на московском Введенском кладбище в фамильной ограде (участок 5). В 1911 году владение приобретает присяжный поверенный В. К. Тубенталь. Здесь строили по своим проектам архитекторы Г. А. Гельрих, П. К. Микини, И. А. Герман.

14—16. Владение купца и фабриканта Алексея Яковлевича Милютина, построившего здесь в 1714 году “шелковую, ленточную и позументную фабрику на свои собственные деньги и своими мастеровыми людьми”. Милютин решил самостоятельно изучить ткацкое дело и экономическую сторону этого производства. Смастерив станок, он выткал кусок атласа, который показал Петру I. Царь дал ему почетное звание “комнатного истопника”. Милютин получил возможность заходить в палаты к царевнам и царице Прасковье Федоровне и советоваться с ними о достоинствах и недостатках производимого им товара. Петр I лично поручил ему сделать “покров бархатный с позументом хорошим”. Сначала Милютин завел фабрику в деревянном доме, а потом расширил свое владение, скупая соседние участки, возвел каменные строения. Для технического руководства фабрикант нанял лучших мастеров как по обработке шелка-сырца, так и по художественному ткачеству, первоначально прикрепив к ним свыше 20 учеников. К 1718 году на мануфактуре насчитывалось 34 стана. Производство было налажено, и владелец получил от царя “жалованную грамоту”. Для “тращения” (скручивания) шелковых ниток привлекались на работу и лица женского пола. На десяти станах ткали позументы, а на 24-х — остальные ткани: атлас, байберек, тафту, а также платки — “противу иностранных некоторые не хуже”. Милютин по своему дворцовому чину “царского истопника” в 1727 году купил в Алексинском уезде село Титово, откуда он мог набирать рабочих. Милютинские изделия продавались в собственных лавках на Макарьевской и других ярмарках, в Польском ряду в Москве, в Гостином дворе и в Милютинском ряду в Петербурге. Милютинская мануфактура в 1770-х годах имела уже 124 стана. Во второй половине XVIII века это владение перешло к внучатому племяннику основателя М. А. Милютину и принадлежало ему до 1828 года. В пожар 1812 года фабричные здания милютинской фабрики уцелели, но приходили в ветхость и вскоре были проданы. Образовалось два владения.

14. Эту часть владения в 1829 году у М. А. Милютина приобрела М. Ф. Секретарева, а в 1835 году владение Секретаревой переходит к дворянской семье полковника Херодинова. В 1882 году владение купил известный купец Фердинанд Леонтьевич Фульда, основатель фирмы, снабжавшей рынок москательными, химическими товарами и металлическими изделиями. Члены его семьи возглавляли Сокольнический спортивный клуб, Московское общество воздухоплавания, московский лаун-теннис, Московское отделение Русского музыкального общества. Во владении в 1830-х годах жил известный в то время врач-гомеопат И. Ф. Гольденберг; в 1850-х — семья музыканта, пианиста, педагога Ф. Лангера; в 1873 году здесь родился поэт В. Я. Брюсов; жил издатель исторического журнала “Русский архив” П. И. Бартенев. Владение поставлено на государственную охрану как “памятник архитектуры XVIII—XIX веков”. Реставрируется ограда.

16. Эту часть владения Милютиных в 1829 году приобрел майор Платон фотиевич Митьков, брат декабриста Михаила фотиевича Митькова, члена Северного общества, участника войны 1812 года. Здесь в 1834—1837 годах жили родственники А. С. Пушкина — Солнцевы: его тетка Елизавета Львовна с мужем Матвеем Михайловичем и двумя дочерьми. Поэт посещал эту семью. В 1837 году у родственников гостил Сергей Львович Пушкин, здесь он узнал от поэта Баратынского о гибели своего сына. В 1830—1840 годах во владении снимали комнаты актеры, музыканты и преподаватели учебных заведений. Широкую известность владению принес театр “Летучая мышь”, руководимый артистом Московского Художественного театра Никитою Федоровичем Балиевым. В 1912 году театр переехал сюда в отделанный для него полуподвал из дома Перцовых на Пречистенской набережной. В начале 1913 года газеты извещали: “Cabaret “Летучая мышь”. Ежедневные спектакли. Плата за вход 5 руб. 10 коп.”. В репертуаре были театральные пародии, художественные миниатюры. В театре выступали Шаляпин, Собинов, Качалов, Варламов, начала свою сценическую жизнь Валерия Барсова. 21 января 1914 года театр посетил писатель Герберт Уэллс. Осенью 1915 года “Летучая мьшь” переселилась в дом № 10 по Большому Гнездниковскому переулку. Рядом с театром находилась Школа драматических искусств, в которой преподавали артисты Художественного театра. В этой школе училась А. К. Тарасова. Рассказывали, что пришедший тогда на школьный спектакль Ф. И. Шаляпин непременно захотел сфотографироваться с юной Тарасовой. Неподалеку разместились Студия Т. А. Савинской, где давали уроки гимнастики, пластики и танцев, и Общество помощи сценическим деятелям, возглавляемое А. А. Бахрушиным. Здесь 24 ноября 1916 года спектаклем “Золотое кольцо” родилась Вторая студия Художественного театра и играла до сезона 1923/ 24 года, а в сезоне 1924/25 года эту сцену занял Научный этнографический театр. Во владении жили артисты Художественного театра: К. Н. Еланская, И. Я. Судаков, И. М. Раевский. Многие старинные здания Милютинской фабрики сохранились до наших дней, но они включены в более поздние надстройки и пристройки.

18. Владение Римско-католической церкви св. апостолов Петра и Павла появилось в январе 1839 года. Первоначально эта церковь находилась в Немецкой слободе, где была построена в 1705 году с разрешения Петра I. Пострадавшая от пожара в 1812 году, она была приведена в порядок и существовала там до 1839 года. С разрешения священного Синода в 1838 году в Милютинском переулке была приобретена земля у Н. В. Петрово-Соловово площадью в 1854 кв. сажен за 24 тысячи рублей. Тогда же архитектор А. О. Жилярди выполнил проект новой церкви. Здание построено в готическом стиле с куполом посредине. Алтарей в церкви было шесть, один из которых — алтарь св. Эмилии сооружен на средства архитектора М. Д. Быковского в память его супруги Эмилии. В 1839 году разрешено при церкви устроить школы для детей прихожан. В их организации принимали участие староста церковный Агапит Эларов, Каземир Осташевский, знаменитый “святой доктор” Федор Петрович Гааз и его друг профессор хирургии Александр Иванович Поль. Ф. П. Гааз был основателем библиотеки для христианского чтения. Скончался он 16 августа 1853 года. Здесь при большом стечении народа его отпевали и похоронили на Введенском кладбище (участок 10). При церкви св. аппостолов Петра и Павла было несколько благотворительных учреждений. В 1904 году построено для школы новое кирпичное здание, а в 1905 году по проекту архитектора И. П. Залесского выстроено здание для библиотеки на средства, выделенные либеральным деятелем генерал-майором А. Л. Шанявским. В 1915 году при церкви работало Литовское вспомогательное общество, которое возглавлял известный поэт Ю. К. Балтрушайтис. После 1917 года владение церкви св. апостолов Петра и Павла поступило в аренду польского культурно-просветительского общества “Труд”. Церковь Петра и Павла работала до 1937 года. В 1948 году здание перестроили по проекту архитектора И. М, Ткача для Гипроугольмаша (Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения).

20. Владение в начале XVIII века принадлежало князю М. П. Черкасскому, затем присоединено к соседнему — стольника Г. П. Петрово-Соловово. Часть владения в начале 1839 года продана для строительства католической церкви. На оставшейся части сменилось восемь владельцев. Перед 1917 годом Акционерное общество феттер и Гинкель планировало строительство шестиэтажного дома по проекту архитектора В. Е. Дубовского, дом достроен только в 1920-х годах по измененному проекту архитектора А. М. Калмыкова. В 1920—1930 годах здесь был клуб “Красный деревообделочник”, жил архитектор К. С. Алабян; мемориальная доска, установленная в 1971 году, напоминает, что “в этом доме с 1934 года по 1946 год жил и работал выдающийся советский художник, академик Евгений Евгеньевич Лансере”.

22. В конце XVII и начале XVIII века мелкие дворы купцов и служилых людей. Соседнее с ними владение в начале XVIII века принадлежало подворью Новгородских архиереев, в котором жил Феофан Прокопович — сподвижник Петра I, известный просветитель и писатель. После его смерти в 1736 году подворье поступило в казну, а потом было передано Московскому почтамту, который называли немецким по его зарубежным связям. Он находился здесь до 1783 года. Потом его строения отдали под жилье служащим почтамта, и долгое время дом носил название “Старый почтамт”. В 1873 году владение приобретает коммерции советник Петр Ионович Губонин, в 1880-х годах он возводит круглое здание “Царь-град” для панорамы “Взятие Плевны”. Когда владение перешло к А. Д. Кашину, здание панорамы надстроили вторым этажом. Антрепренер и режиссер М. В. Лентовский организовал здесь театр “Скоморох”. Спектакли были пышно и красочно оформлены. Большое внимание уделялось светотехническим эффектам, музыке. Играли М. Т. Иванов-Козельский, В. Н. Андреев-Бурлак и др. В 1895 году в театре поставлена пьеса “Власть тьмы”, на репетиции которой присутствовал автор — Л. Н. Толстой. В 1896 году театр был закрыт. В 1898 году владения Семенова и Кашина приобретает страховое общество “Россия”. На объединенной территории в 1899—1901 годах по конкурсному проекту художника-архитектора Н. М. Проскурина выстроены два громадных дома (см. Сретенский бульвар, 6).